К вопросу о парламентерах, раз уж зашел такой разговор:
Парламентеры - являются единственным общепризнанным, узаконенным в начале 20 в и действующим по сей день, способом и средством ведения во время войны (боевых действий) переговоров между воюющими сторонами.
КОНВЕНЦИЯ О ЗАКОНАХ И ОБЫЧАЯХ СУХОПУТНОЙ ВОЙНЫ
Гаага, 18 октября 1907 года
ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКОНАХ И ОБЫЧАЯХ СУХОПУТНОЙ ВОЙНЫ.
...
О ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ.
Глава III.
О парламентерах
Статья 32
Парламентером считается лицо, уполномоченное одной из воюющих Сторон вступить в переговоры с другою и являющееся с белым флагом. Как сам парламентер, так и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности.
Статья 33
Начальник войск, к которому послан парламентер, не обязан принять его при всяких обстоятельствах. Он может принять все необходимые меры, дабы воспрепятствовать парламентеру воспользоваться возложенным на него поручением для собирания сведений. Он имеет право в случае злоупотреблений со стороны парламентера временно его задержать.
Статья 34
Парламентер теряет право на неприкосновенность, если будет положительным и несомненным образом доказано, что он воспользовался своим привилегированным положением для подговора к измене или для ее совершения.
В ходе ВОВ воюющие стороны многократно прибегали к использованию института парламентеров для ведения переговоров. Так, помимо уже упоминавшихся здесь случаев, парламентеры направлялись для вручения ультиматума о капитуляции при окружении калининской группировки немцев (1942), витебской группировки (1944), корсунь-шевченковской (1944), кенигсбергской (1945) и др.
Вопреки расхожему бытовому мнению, что немцы многократно и регулярно нарушали положения МГП о парламентерах, следует отметить, что такие случаи носили единичный характер и в большей мере могут признаны и рассматриваться в качестве эксцессов.
Вместе с тем, важно отметить, что посылка парламентеров всегда является весьма ответственным шагом, и должна сопровождаться, а точнее - предваряться, серьезной аналитической и подготовительной работой.
Т.е., командование и штаб должны, прежде всего, тщательно проанализировать обстановку, включая сопутствующие факторы, на предмет целесообразности и возможного успеха или неуспеха парламентерской миссии.
Если решение всё-таки принято, должны быть предприняты шаги и приняты меры, призванные максимально облегчить успех миссии парламентеров и обеспечить их безопасность. Одной из таких мер является всяческое информирование противной стороны о посылке к ним парламентеров - о месте и времени проведения этой акции. Для решения этой задачи могут быть использованы средства радиосвязи, громкоговорящие установки, листовки и др. Усилия должны быть направлены как на информирование высшего командования противника (командования группировки), так и на максимально широкое информирование личного состава и командиров его частей в районе выполнения предстоящей миссии. (Особо подчеркиваю - эти меры всегда рассатривались воюющими сторонами как подготовительные, информирующие, но никогда не могли заменить и не заменяли института парламентеров).
Одновременно принимаются меры по максимальному информированию об этом командиров и личного состава своих частей на данном участке, чтобы исключить любые недоразумения и случайности (эксцессы).
Считается, например (по оценкам специалистов), что одной из причин гибели советских парламентеров под Будапештом явилась недостаточная подготовка этой миссии советским командованием.
Что касается использования военнопленных. Использование их в качестве парламентеров может не только сорвать саму миссию, но и иметь более существенные последствия.
Например: после гибели советских парламентеров под Будапештом, о чем советская сторона сразу сообщила в СМИ, немецкое командование, как уже писалось выше, предприняло шаги по выяснению обстоятельств случившегося. Командующий группировкой пошел на обман и сообщил в Берлин, что речь идет не о советских парламентерах, а о посланных с этой миссией 4-х немецких военнопленных, которые были расстреляны с советской стороны. Факт нахождения в штабе советских офицеров-парламентеров всячески отрицался. В итоге расследование закончилось ложной констатацией «факта», что контакты с советской стороной происходили только через посредство немецких военнопленных, а сообщения о гибели советских парламентеров были «грубым трюком советской пропаганды». Эпизод был расценен высшим немецким командованием, как попрание советскими войсками принципов международного права и нежелание, в реальности, советской стороной вести переговоры (т.е., данный случай был "организован" ими, якобы, исключительно в пропагандистских целях).
В итоге 17 января 1945 года комендантам всех «крепостей» (Будапешт, Кенигсберг, Бреслау, Познань, Глогау, Кюстрин) и армейским частям, их оборонявшим, категорически запрещалось вступать в переговоры с представителями Красной Армии, так как те «грубо попирают» нормы международного права.
Т.е., провал этой миссии под Будапештом носил не локальный характер, а создал потенциальные трудности для парламентеров в других местах и на других участках советско-германского фронта.