Статья из Морского сборника.
После Великой Отечественной войны подводные силы нашей страны нуждались в значительном пополнении. Располагая к ее началу 206 ПЛ и получив в военные годы 54 ед., мы потеряли в ходе боевых действий 103 лодки. Поэтому с окончанием войны решили, учитывая послевоенное состояние промышленности и уровень научно-конструкторских изысканий, продолжить строительство подводных лодок тех проектов, которые наиболее успешно прошли испытания боевой обстановкой. Такими лодками являлись средние ПЛ типа «С», большие - типа «К», а также малые - типа «М», строительство которых и осуществлялось в 1946-1948 гг. Всего тогда было построено 64 таких ПЛ, а 164 ед. военной поры прошли значительный по объему ремонт.
Однако в дальнейшем особое место в советском кораблестроении заняли большие дизельные торпедные подводные лодки пр.611.
Следует отметить, что по предложению ВМФ еще во время войны на основе опыта применения больших ПЛ типов «К», «Л» и «Д» были начаты работы по созданию новой и более эффективной большой подводной лодки, завершившиеся предложением нескольких вариантов ее проекта. Рассмотрев их, Нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов в 1946 г. утвердил тактико-техническое задание на дальнейшее проектирование, которое выполняло ЦКБ-18 НКСП (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). В 1948 г. был утвержден технический проект ПЛ, получивший шифр 611, а на следующий год выполнен натурный деревянный макет размещения основного оборудования в отсеках и начат выпуск рабочих чертежей.
Следует заметить, что строительство этих ПЛ осуществлялось в рамках первой после¬военной программы кораблестроения, рассчитанной на 1946-1955 гг., выработка и утверждение которой проходили в очень непростой обстановке. Дело в том, что появление ядерного оружия породило сомнения в целесообразности не только строительства кораблей, но и существования флота вообще. Тем не менее резких ломок утвержденных программ военного кораблестроения тогда еще не допускали.
Большая ПЛ пр.611 предназначалась для замены находившихся в составе ВМФ крейсерских ПЛ типа «К» XIV серии еще довоенной постройки. Как и ее предшественница, она должна была вести боевые действия на океанских коммуникациях и у отдаленных ВМБ и пунктов базирования сил противника, уничтожать его надводные корабли и суда, решать задачи дальней оперативной разведки, прикрывать свои конвои в океане от воздействия корабельных сил врага, а также осуществлять активные минные постройки. В таблице показаны основные ТТД подводных лодок пр. 611, типа «К» и строившейся в те же годы в США дизель-электрической ПЛ типа «Тэнг».
Как видим, новая ПЛ располагала значительным боекомплектом, состоявшим из 22 торпед (10 в аппаратах и 12 на стеллажах), была способна выставлять мины, загружая их вместо части торпед, а также обладала артиллерийским вооружением, представленным зенитными автоматическими установками калибра 57 и 25 мм. Эти АУ создавались специально для подводных лодок как данного типа, так и для средних ПЛ пр. 613, который разрабатывался примерно в то же время. В выборе зенитного оружия самообороны отразился опыт войны, однако принятие на вооружение авиации высокоскоростных и маневренных реактивных самолетов с управляемым и дальнобойным вооружением, против которых такое оружие становилось малоэффективным, привело к решению о снятии с 1956 г. артустановок с ПЛ и исключению их из последующих проектов. Кстати, со снятием артвооружения скорость подводного хода ПЛ пр.611 удалось увеличить почти на 1 уз, что было очень существенно.
В состав технического вооружения ПЛ пр.611 было включено навигационное, гидроакустическое (по одной ГАС и ШПС), радиолокационное (по одному комплекту РЛС обнаружения надводных целей и РЛС обнаружения работающих радиолокационных средств противника), а также аппаратура дальней и ближней связи. На лодке монтировалось 2 перископа, которые позволяли наблюдающему в них офицеру менять высоту их подъема и вертикальный угол визирования, выполнять круговой обзор, находясь при этом на специальной, вращавшейся вместе с перископом площадке.
Вообще, уже на этапе проектирования корабля большое внимание уделялось вопросам отработки технологии производства и унификации узлов и устройств лодки. Эта задача для ее создателей - главного конструктора проекта С.Егорова и его заместителей Н.Кожемякина, Г.Альтшулера, В.Фуникова и А.Угрюмова - в некоторой мере облегчалась тем, что значительное количество технических новинок, примененных ими в проекте, несколько ранее уже было реализовано на новой средней ПЛ пр.613, на несколько лет опередившей создание большой ПЛ пр.611. Подобная унификация позволяла ускорить работы, а также облегчить и удешевить постройку и эксплуатацию этих кораблей. Однако пр.611, хотя по сути и являлся увеличенным вариантом пр.613, имел и свои, самостоятельные технические решения. В частности, для прочного корпуса корабля в целях получения дополнительных полезных объемов применили наружный монтаж шпангоутов. Это позволило более рационально разместить в нем механизмы, оборудование, оружие и технические средства, а также улучшить условия обитаемости экипажа. В электроэнергетической системе ПЛ применили повышенное напряжение электрического тока для ряда его потребителей. Концевые переборки ПК корпуса были сферическими, как и прочие поперечные переборки отсеков-убежищ №№ 1. 3 и 7. Цилиндрическая форма прочного корпуса удачно сопрягалась с концевыми корпусными конструкциями, имевшими вид усеченных конусов.
Легкому корпусу была придана удобообтекаемая форма - острые носовые образования обеспечивали хорошую мореходность (ПЛ не зарывалась в волну, а «резала» ее). Ограждение рубки, где размещался ходовой мостик, было выполнено закрытым и имело специальный волноотбойник, что во время плавания в надводном положении при волнении моря в 5-6 баллов обеспечивало его незаливаемость.
Прочный корпус при длине 67,5 м в своей средней части имел диаметр 5,6 м, а его концевые переборки в носу и корме - соответственно 3,4 и 2,9 м. Толщина листов сварного прочного корпуса равнялась18-22 мм, а лег кого наружного - 3-8 мм. При этом 8-мм сталь использовалась в районе ватерлинии, для обеспечения плавания корабля в некрупном битом льду.
Лодка имела семь отсеков: первый и седьмой - соответственно носовой и кормовой торпедные; второй и четвертый -носовой и кормовой аккумуляторные; третий - центральный пост; пятый - дизельный и шестой - электромоторный
Как была устроена ПЛ внутри своего ПК? В первом отсеке располагалось шесть труб торпедных аппаратов, торпедопогрузочный люк, а также приборы для ввода данных стрельбы в торпеды. В нижней части отсека - люк с крышкой для доступа в шахту гидролокатора. Второй отсек двумя платформами делился на три части. В верхней размещались кают-компания офицеров, жилые помещения, душевая выгородка, а также аппаратура ГАС. В средней и нижней частях предусматривались аккумуляторные ямы для двух групп аккумуляторов, по 112 элементов каждая.
В третьем отсеке размещался центральный пост. Здесь находился ГКП управления ПЛ. рубки: штурманская, гидроакустика и радиолокации, а также приборы управления торпедной стрельбой.
Четвертый отсек, как и второй, был по вертикали поделен платформами на три помещения. В его верхней части находились рубка радиосвязи, кают-компания старшин, провизионная кладовая, камбуз и помещения команды. Там же располагался гирокомпас. Под настилом платформы размещались еще две группы аккумуляторов.
В пятом отсеке были установлены вдувной и вытяжной электровентиляторы и вспомогательные механизмы систем дизелей, однако основную его часть занимали три главных двигателя и два дизель-компрессора. Шестой отсек при помощи горизонтального настила делился на две части – в верхней устанавливались щиты управления главными гребными электродвигателями и ЭД экономического хода. Там же были смонтированы электрокомпрессор ВВД и опреснительное устройство. В нижней части располагались гребные электродвигатели.
В седьмом отсеке имелись трубы четырех торпедных аппаратов. В нижней части отсека, под настилом, проходила средняя линия вала с электродвигателем экономического хода и системы гидравлики. Над центральным постом традиционно располагалась прочная рубка, внутри которой в диаметральной плоскости устанавливались зенитный и командирский перископы, а по правому боргу - штурвал управления вертикальным рулем. Помещения для сна и отдыха экипажа находились в отсеках №№ 2. 4, 6 и 7. Во втором отсеке предусматривалось размещение 9 офицеров и 10 матросов, в седьмом - 18 матросов. На случай аварии ПЛ, связанной с ее затоплением, на корабле существовали так называемые «отсеки-убежища». Для выполнения такой функции их ограничивали прочные сферические переборки, выдерживающие давление не менее 10 кг/см2, а также имелась возможность выхода подводников в легководолазном снаряжении через люки и торпедные аппараты на поверхность.
Так как эти лодки были двухкорпусными, то главный водяной балласт, использовавшийся для погружения и всплытия, размещался в междубортном пространстве. Располагая десятью цистернами главного балласта, средние из них (№№ 5 и 6) применяли для всплытия в позиционное положение, при котором палуба ЛК корабля практически находилась на уровне моря, что снижало его заметность. Кроме того, в таком положении уже можно было запускать дизели, выхлопными газами которых продувался остальной балласт, что резко снижало расход запаса воздуха высокого давления при всплытии в крейсерское положение. Это была основная схема продувания главного балласта, хотя можно было одновременно продуть все ЦГБ воздухом высокого давления (200 кГ/см2), что, однако, делалось только в аварийных случаях. Запас же ВВД пополнялся двумя дизель-компрессорами, установленными в пятом отсеке, и одним электрокомпрессором, располагавшимся в седьмом. Для повышения живучести и уменьшения потери плавучести при боевых и аварийных повреждениях четыре ЦГБ - №№1, 5, 6 и 7 - имели кингстоны.
На ПЛ пр.611 впервые в практике отечественного подводного кораблестроения была применена 3-вальная энергетическая установка, используемая для плавания как в надводном, так и в подводном положении. Надводный ход обеспечивали три дизеля (два бортовых и один средний), работавших каждый на свой гребной вал. Для подводного хода применили три типа гребных электродвигателей: на среднем валу устанавливался один главный ГЭД мощностью 2700 л.с. на бортовых валах - по одному ГЭД мощность по 1350 л.с. Кроме того, на среднем валу использовали ГЭД экономического хода в 140 л.с. В состав лодочной электроэнергетической системы включили аккумуляторную батарею нового типа, состоявшую из четырех групп по 112 элементов.
Необходимо отметить, что на этих ПЛ применили новые технические решения и в отношении энергетики корабля. Например, впервые в отечественной практике с целью питания среднего ГЭД «в моторном режиме» использовалось напряжение электрического тока в 400 В, а для зарядки аккумуляторной батареи электрическая схема формировалась так, что напряжение в ней было меньше или равно 320 В. Такие решения позволили добиться некоторого выигрыша «по массам и габаритам» применительно к среднему ГЭД и аппаратуре его управления. Кроме того, средний гребной вал «пропускался» через полый якорь электромотора экономхода без передаточных устройств, что значительно снижало шумность лодки. Для этой же цели, в отличие от бортовых, средний гребной винт выполнялся четырехлопастным. Другие «шумящие» механизмы монтировались на специальные звукоизолирующие амортизаторы.
Для обеспечения работы дизелей надводного хода на перископной глубине на этих лодках, как и на ПЛ пр.613, имелось специальное устройство РДП, представлявшее собой выдвижную шахту для подачи свежего воздуха внутрь корпуса лодки, что и обеспечивало работу этих двигателей. Воздушный канал этого устройства снабжался поплавковым клапаном для предотвращения попадания воды при захлестывании или заглублении его верхней части, а удаление выхлопных газов производилось через стационарную шахту, размещенную в кормовой части ограждения рубки. Здесь необходимо отметить, что прообраз РДП еще в начале века был сконструирован нашим офицером-подводником Гудимом и установлен на одной из русских ПЛ. И лишь спустя несколько десятилетий, уже в качестве отработанного образца, подобное устройство стало широко известно под названием «шнорхель».
Так как лодка имела большую автономность плавания, на ней установили систему кондиционирования воздуха, рефрижераторную и опреснительную установки. Источниками электроэнергии на ПЛ пр.611 служили аккумуляторная батарея или гребные электродвигатели, работавшие в режиме генераторов. Для питания потреблявшей переменный ток аппаратуры, такой как приборы управления торпедной стрельбой, средства радиосвязи, радиолокации, гидроакустики и др., на лодке имелись специальные электропреобразователи.
Все это, а также стремление конструкторов достичь возможно меньшего водоизмещения, привело к тому, что на лодках пр.611 в целом получилось довольно стесненное размещение механизмов, приборов и другой техники.
Расширенная программа испытаний головного корабля этого проекта, заложенного 10 января 1951 г. на ленинградском ССЗ «Судомех», выполнялась весной 1952 г. На них был выявлен ряд недостатков конструкции, потребовавших, в частности, изменения схемы аварийного продувания главного балласта, доработки системы общекорабельной гидравлики, усиления кормовой оконечности лодки из-за повышенной ходовой вибрации при работе всех трех валов, изменения конструкции устройства деидвудных сальников и некоторых других усовершенствований. Кроме того, выявились и такие неудобства и «неудачные конструкторские решения», как использование усиленного запаса дизельного топлива в уравнительной цистерне, колебания носовой части при стрельбе из носовых торпедных аппаратов. А так как последнее никогда не наблюдалось на ПЛ довоенных проектов, объяснение этому виделось в том, что раньше лодки стреляли с меньших глубин. В итоге, после устранения недостатков, головная лодка в состав ВМФ была принята только в 1953 г. За ее создание ряд специалистов были отмечены Ленинскими премиями, а также государственными наградами. Необходимо отметить, что среди тех, кто принял участие в проектировании наших первых больших торпедных ПЛ, были и старейшие конструкторы - В.И.Васильев, А.К. Шлюпкин, создававшие ПЛ еще в дореволюционные годы. В дальнейшем серия из 26 ед. пр.611 строилась в течение 1953-1958 гг. в основном в Ленинграде. Двадцатый же «корпус» заложили 1 февраля 1956 г. на «Северном машиностроительном предприятии» в г. Северодвинске и спусти¬ли на воду 16 января 1957 г. Так там начали осваивать серийное строительство ДЭПЛ. затем ПЛА и РПК СН. В заключение хочется добавить, что несколько последних подводных лодок пр.611 были переоборудованы в носители первых образцов нашего морского ракетного баллистического оружия, получив шифр АВ-611. Так большая торпедная ПЛ приобрела «новое качество», став ракетной и положив начало новому подклассу дизель-электрических ПЛ - носителей ракетного оружия. А в классе торпедных ПЛ ей на смену вскоре пришла лодка, одного из самых «удачных», нового, с точки зрения конструкции, образца ПЛ пр.641.