[image]

Подводные лодки проекта 611

Теги:дпл, флот, Zulu, 611
 
1 6 7 8 9 10 24

Илия

аксакал

sam7> Пр.611 и Терек
Или 69-я или 91-я. Фото очень не четкое.
   7.07.0
+
-
edit
 

Meskin

опытный

Илия> Видать.

Хорошо.
   7.07.0
Это сообщение редактировалось 31.03.2012 в 22:26
+
-
edit
 

Илия

аксакал

Илия>> Видать.
Meskin> Хорошо.
Кормовее, под 4-м.
   11.011.0
+
+1
-
edit
 

Meskin

опытный

Илия> Кормовее, под 4-м.

Так, лучше?
И в этой связи, как под ним Селигер висел, на двух стропах (как люлька для маляров :) ) или как показано на мемориальной доске (плавал самостоятельно на привязи)
Прикреплённые файлы:
 
   7.07.0
+
+1
-
edit
 

Gogs

аксакал
★★☆
Илия> Как раз из того места, где камеры не просматривают :)
В этом нет необходимости, его никто не прячет-это памятник и предмет гордости.

Илия> В воспоминаниях он в одном месте упоминался как "Архипелаг".
Если я правильно понимаю ситуацию,то судя по мемуарам ГСС к.1.р. А.Г.Гусакова и ГСС к.1.р. Ю.С. Коваленко "Архипелаг" это опытный аппарат, по результатам опытной эксплуатации которого был создан усовершенствованный аппарат "Селигер", который и пошел в серию.



Meskin> И в этой связи, как под ним Селигер висел, на двух стропах (как люлька для маляров :) ) или как показано на мемориальной доске (плавал самостоятельно на привязи)
Он спускался на одном кабель-тросе. Как крепился кабель-трос к аппарату не знаю. В мемуарах написано,что он на кабель-тросе подтягивался к обтекателю ПЛ и далее захватное устройство втягивало его в обтекатель до полной стыковки,а в аварийной ситуации кабель-трос обрезался одним резаком.
   9.09.0

Meskin

опытный

Gogs> Он спускался на одном кабель-тросе. Как крепился кабель-трос к аппарату не знаю. В мемуарах написано,что он на кабель-тросе подтягивался к обтекателю ПЛ и далее захватное устройство втягивало его в обтекатель до полной стыковки,а в аварийной ситуации кабель-трос обрезался одним резаком.

В мемуарах упомянается кроме кабель-троса ещё и какой-то гайдроп.
   8.08.0
+
+1
-
edit
 

Gogs

аксакал
★★☆
Meskin> В мемуарах упомянается кроме кабель-троса ещё и какой-то гайдроп.
Гайдроп-это устройство для ликвидации отрицательной плавучести аппарата.
Это цепь/груз подвешенная под корпусом аппарата.
Когда аппарат погружается с отрицательной плавучестью и выпущенным гайдропом, при покладке части цепи на грунт аппарат обретает нулевую/положительную плавучесть, соответствующую весу лежащей на грунте цепи/груза.
   9.09.0
+
-
edit
 

Curious

старожил
★★★
Meskin> Селигер. Только незнаю как его обозвать модуль или Глубоководный Обитаемый Аппарат?
Официальное название - наблюдательная камера научно-исследовательского комплекса "Селигер". Построена на КМОЛЗе в 1970 году.
   7.07.0
+
-
edit
 

Curious

старожил
★★★
Интересно, это действительно БС-69?
Прикреплённые файлы:
611_БС-69.jpg (скачать) [1859x980, 282 кБ]
 
 
   7.07.0
+
-
edit
 

Илия

аксакал

Curious> Интересно, это действительно БС-69?
Нет, подпись от балды. На фото Полярный не позже 1968 года. Посмотрите, когда 69-я была переоборудована и была ли после этого на СФ и все станет на свои места.
   11.011.0
+
-
edit
 

Илия

аксакал

Meskin> Так, лучше?
Думаю, это ближе к истине.

Meskin> И в этой связи, как под ним Селигер висел, на двух стропах (как люлька для маляров :) ) или как показано на мемориальной доске (плавал самостоятельно на привязи)
Селигер подтягивался кабель-тросом до полного втягивания. А вот как крепился гайдроп - к аппарату или к тросу - не знаю. Самому интересно.
   11.011.0

Gogs

аксакал
★★☆
Илия> А вот как крепился гайдроп - к аппарату или к тросу - не знаю. Самому интересно.
"Для того, чтобы аппарат отслеживал рельеф грунта, под «брюхом» у него подвешен груз весом более тонны — называемый гайдропом. При детальном осмотре обнаруженных на дне объектов аппарат имеет возможность в радиусе нескольких сот метров совершать самостоятельное плавание. В случае необходимости аварийного всплытия аппарата на нем предусмотрено устройство, перерезающее трос для освобождения от гайдропа."


"Вдруг равномерный гул приборов нарушил еле уловимый посторонний шорох. Остановили погружение. Всем экипажем стали искать источник шума. Быстро определили наиболее вероятный район. Поскольку видимых причин не было, сняли деревянный настил. И сразу же увидели воду. Воды было пока не много, тем не менее маленькой струйкой она сочилась из сальникового уплотнения лебедки гайдропа."
   9.09.0

Илия

аксакал

Gogs> струйкой она сочилась из сальникового уплотнения лебедки гайдропа."
Это я сегодня читал. Но все равно не понятно, как он на сотни метров мог самостоятельно ходить. С гайдропом или без?

Есть вероятность, что за трос тащится гайдроп, а аппарат уже крепится к гайдропу.
   11.011.0

Gogs

аксакал
★★☆
Илия> Это я сегодня читал. Но все равно не понятно, как он на сотни метров мог самостоятельно ходить. С гайдропом или без?
Ну я так понимаю была возможность подтянуть гайдроп( раз есть лебедка),сбросить часть балласта до нулевой плавучести и в пределах некоторой слабины ходить.
Хотя гайдроп как раз для нулевой плавучести создан, значит аппарат на своих двигателях мог с ним ходить.
   9.09.0

Gogs

аксакал
★★☆
Илия> Есть вероятность, что за трос тащится гайдроп, а аппарат уже крепится к гайдропу.
Не представляю как это и зачем.
   9.09.0

Meskin

опытный

Gogs> Ну я так понимаю была возможность подтянуть гайдроп( раз есть лебедка),сбросить часть балласта до нулевой плавучести и в пределах некоторой слабины ходить.

Видимо это и есть лебедка гайдропа.
Прикреплённые файлы:
Селигер.JPG (скачать) [1763x1028, 222 кБ]
 
 
   8.08.0
+
-
edit
 

Curious

старожил
★★★
Илия> Нет, подпись от балды. На фото Полярный не позже 1968 года. Посмотрите, когда 69-я была переоборудована и была ли после этого на СФ и все станет на свои места.
Ну, может, это С-69? Т.е. до переоборудования? :)
   7.07.0

Gogs

аксакал
★★☆
Curious> Ну, может, это С-69? Т.е. до переоборудования? :)
По Дипсторму Б-69 после постройки и до переоборудования базировалась в Полярном.
Фото из "официоза",не думаю что они стали бы левые фотки для себя печатать.
   9.09.0
+
+1
-
edit
 

Илия

аксакал

Gogs> По Дипсторму Б-69 после постройки и до переоборудования базировалась в Полярном.
Во-первых, я выше давал ссылки на уточненные данные по всем 611-м. В принципе да, но в качестве "чистой" 611-й. На фотке утверждается, что "БС", что уже не верно 100%.
Gogs> Фото из "официоза",не думаю что они стали бы левые фотки для себя печатать.
Фотка 100% левая. Негатив хранится в Музее СФ. Вот у меня лежит сейчас под рукой отпечаток с него. На обратной стороне написано (орфография сохранена):
П/л пр. 611
п. Гремиха
1960-е годы
П. Дюжин.
Как они определили, что это именно 69-я мне бы было интересно знать. Этот "официоз" такой ерундой, как достоверная идентификация фотографий не заморачивается. Бумага все стерпит.
   7.07.0

Илия

аксакал

Gogs> Хотя гайдроп как раз для нулевой плавучести создан, значит аппарат на своих двигателях мог с ним ходить.
Гайдроп для отрицательной, иначе бы не тащился бы по грунту и не проваливался бы в каньоны.
Надо не гадать, а дождаться ответа от знающего человека. Благо, аппарат снят с вооружения.
   7.07.0

Gogs

аксакал
★★☆
Илия> В принципе да, но в качестве "чистой" 611-й.
Я это и имел в виду.

Илия> На фотке утверждается, что "БС", что уже не верно 100%.
Илия> Как они определили, что это именно 69-я мне бы было интересно знать. Этот "официоз" такой ерундой, как достоверная идентификация фотографий не заморачивается.
Шифруются наверно по привычке.


Илия> Надо не гадать, а дождаться ответа от знающего человека.
Ну мне и свои мозги потеребить приятно)
   9.09.0

Meskin

опытный

Статья из Морского сборника.


После Великой Отечественной войны подводные силы нашей страны нуждались в значительном пополнении. Располагая к ее началу 206 ПЛ и получив в военные годы 54 ед., мы потеряли в ходе боевых действий 103 лодки. Поэтому с окончанием войны решили, учитывая послевоенное состояние промышленности и уровень научно-конструкторских изысканий, продолжить строительство подводных лодок тех проектов, которые наиболее успешно прошли испытания боевой обстановкой. Такими лодками являлись средние ПЛ типа «С», большие - типа «К», а также малые - типа «М», строительство которых и осуществлялось в 1946-1948 гг. Всего тогда было построено 64 таких ПЛ, а 164 ед. военной поры прошли значительный по объему ремонт.

Однако в дальнейшем особое место в советском кораблестроении заняли большие дизельные торпедные подводные лодки пр.611.
Следует отметить, что по предложению ВМФ еще во время войны на основе опыта применения больших ПЛ типов «К», «Л» и «Д» были начаты работы по созданию новой и более эффективной большой подводной лодки, завершившиеся предложением нескольких вариантов ее проекта. Рассмотрев их, Нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов в 1946 г. утвердил тактико-техническое задание на дальнейшее проектирование, которое выполняло ЦКБ-18 НКСП (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). В 1948 г. был утвержден технический проект ПЛ, получивший шифр 611, а на следующий год выполнен натурный деревянный макет размещения основного оборудования в отсеках и начат выпуск рабочих чертежей.

Следует заметить, что строительство этих ПЛ осуществлялось в рамках первой после¬военной программы кораблестроения, рассчитанной на 1946-1955 гг., выработка и утверждение которой проходили в очень непростой обстановке. Дело в том, что появление ядерного оружия породило сомнения в целесообразности не только строительства кораблей, но и существования флота вообще. Тем не менее резких ломок утвержденных программ военного кораблестроения тогда еще не допускали.

Большая ПЛ пр.611 предназначалась для замены находившихся в составе ВМФ крейсерских ПЛ типа «К» XIV серии еще довоенной постройки. Как и ее предшественница, она должна была вести боевые действия на океанских коммуникациях и у отдаленных ВМБ и пунктов базирования сил противника, уничтожать его надводные корабли и суда, решать задачи дальней оперативной разведки, прикрывать свои конвои в океане от воздействия корабельных сил врага, а также осуществлять активные минные постройки. В таблице показаны основные ТТД подводных лодок пр. 611, типа «К» и строившейся в те же годы в США дизель-электрической ПЛ типа «Тэнг».
Как видим, новая ПЛ располагала значительным боекомплектом, состоявшим из 22 торпед (10 в аппаратах и 12 на стеллажах), была способна выставлять мины, загружая их вместо части торпед, а также обладала артиллерийским вооружением, представленным зенитными автоматическими установками калибра 57 и 25 мм. Эти АУ создавались специально для подводных лодок как данного типа, так и для средних ПЛ пр. 613, который разрабатывался примерно в то же время. В выборе зенитного оружия самообороны отразился опыт войны, однако принятие на вооружение авиации высокоскоростных и маневренных реактивных самолетов с управляемым и дальнобойным вооружением, против которых такое оружие становилось малоэффективным, привело к решению о снятии с 1956 г. артустановок с ПЛ и исключению их из последующих проектов. Кстати, со снятием артвооружения скорость подводного хода ПЛ пр.611 удалось увеличить почти на 1 уз, что было очень существенно.

В состав технического вооружения ПЛ пр.611 было включено навигационное, гидроакустическое (по одной ГАС и ШПС), радиолокационное (по одному комплекту РЛС обнаружения надводных целей и РЛС обнаружения работающих радиолокационных средств противника), а также аппаратура дальней и ближней связи. На лодке монтировалось 2 перископа, которые позволяли наблюдающему в них офицеру менять высоту их подъема и вертикальный угол визирования, выполнять круговой обзор, находясь при этом на специальной, вращавшейся вместе с перископом площадке.

Вообще, уже на этапе проектирования корабля большое внимание уделялось вопросам отработки технологии производства и унификации узлов и устройств лодки. Эта задача для ее создателей - главного конструктора проекта С.Егорова и его заместителей Н.Кожемякина, Г.Альтшулера, В.Фуникова и А.Угрюмова - в некоторой мере облегчалась тем, что значительное количество технических новинок, примененных ими в проекте, несколько ранее уже было реализовано на новой средней ПЛ пр.613, на несколько лет опередившей создание большой ПЛ пр.611. Подобная унификация позволяла ускорить работы, а также облегчить и удешевить постройку и эксплуатацию этих кораблей. Однако пр.611, хотя по сути и являлся увеличенным вариантом пр.613, имел и свои, самостоятельные технические решения. В частности, для прочного корпуса корабля в целях получения дополнительных полезных объемов применили наружный монтаж шпангоутов. Это позволило более рационально разместить в нем механизмы, оборудование, оружие и технические средства, а также улучшить условия обитаемости экипажа. В электроэнергетической системе ПЛ применили повышенное напряжение электрического тока для ряда его потребителей. Концевые переборки ПК корпуса были сферическими, как и прочие поперечные переборки отсеков-убежищ №№ 1. 3 и 7. Цилиндрическая форма прочного корпуса удачно сопрягалась с концевыми корпусными конструкциями, имевшими вид усеченных конусов.

Легкому корпусу была придана удобообтекаемая форма - острые носовые образования обеспечивали хорошую мореходность (ПЛ не зарывалась в волну, а «резала» ее). Ограждение рубки, где размещался ходовой мостик, было выполнено закрытым и имело специальный волноотбойник, что во время плавания в надводном положении при волнении моря в 5-6 баллов обеспечивало его незаливаемость.

Прочный корпус при длине 67,5 м в своей средней части имел диаметр 5,6 м, а его концевые переборки в носу и корме - соответственно 3,4 и 2,9 м. Толщина листов сварного прочного корпуса равнялась18-22 мм, а лег кого наружного - 3-8 мм. При этом 8-мм сталь использовалась в районе ватерлинии, для обеспечения плавания корабля в некрупном битом льду.

Лодка имела семь отсеков: первый и седьмой - соответственно носовой и кормовой торпедные; второй и четвертый -носовой и кормовой аккумуляторные; третий - центральный пост; пятый - дизельный и шестой - электромоторный

Как была устроена ПЛ внутри своего ПК? В первом отсеке располагалось шесть труб торпедных аппаратов, торпедопогрузочный люк, а также приборы для ввода данных стрельбы в торпеды. В нижней части отсека - люк с крышкой для доступа в шахту гидролокатора. Второй отсек двумя платформами делился на три части. В верхней размещались кают-компания офицеров, жилые помещения, душевая выгородка, а также аппаратура ГАС. В средней и нижней частях предусматривались аккумуляторные ямы для двух групп аккумуляторов, по 112 элементов каждая.

В третьем отсеке размещался центральный пост. Здесь находился ГКП управления ПЛ. рубки: штурманская, гидроакустика и радиолокации, а также приборы управления торпедной стрельбой.

Четвертый отсек, как и второй, был по вертикали поделен платформами на три помещения. В его верхней части находились рубка радиосвязи, кают-компания старшин, провизионная кладовая, камбуз и помещения команды. Там же располагался гирокомпас. Под настилом платформы размещались еще две группы аккумуляторов.

В пятом отсеке были установлены вдувной и вытяжной электровентиляторы и вспомогательные механизмы систем дизелей, однако основную его часть занимали три главных двигателя и два дизель-компрессора. Шестой отсек при помощи горизонтального настила делился на две части – в верхней устанавливались щиты управления главными гребными электродвигателями и ЭД экономического хода. Там же были смонтированы электрокомпрессор ВВД и опреснительное устройство. В нижней части располагались гребные электродвигатели.

В седьмом отсеке имелись трубы четырех торпедных аппаратов. В нижней части отсека, под настилом, проходила средняя линия вала с электродвигателем экономического хода и системы гидравлики. Над центральным постом традиционно располагалась прочная рубка, внутри которой в диаметральной плоскости устанавливались зенитный и командирский перископы, а по правому боргу - штурвал управления вертикальным рулем. Помещения для сна и отдыха экипажа находились в отсеках №№ 2. 4, 6 и 7. Во втором отсеке предусматривалось размещение 9 офицеров и 10 матросов, в седьмом - 18 матросов. На случай аварии ПЛ, связанной с ее затоплением, на корабле существовали так называемые «отсеки-убежища». Для выполнения такой функции их ограничивали прочные сферические переборки, выдерживающие давление не менее 10 кг/см2, а также имелась возможность выхода подводников в легководолазном снаряжении через люки и торпедные аппараты на поверхность.

Так как эти лодки были двухкорпусными, то главный водяной балласт, использовавшийся для погружения и всплытия, размещался в междубортном пространстве. Располагая десятью цистернами главного балласта, средние из них (№№ 5 и 6) применяли для всплытия в позиционное положение, при котором палуба ЛК корабля практически находилась на уровне моря, что снижало его заметность. Кроме того, в таком положении уже можно было запускать дизели, выхлопными газами которых продувался остальной балласт, что резко снижало расход запаса воздуха высокого давления при всплытии в крейсерское положение. Это была основная схема продувания главного балласта, хотя можно было одновременно продуть все ЦГБ воздухом высокого давления (200 кГ/см2), что, однако, делалось только в аварийных случаях. Запас же ВВД пополнялся двумя дизель-компрессорами, установленными в пятом отсеке, и одним электрокомпрессором, располагавшимся в седьмом. Для повышения живучести и уменьшения потери плавучести при боевых и аварийных повреждениях четыре ЦГБ - №№1, 5, 6 и 7 - имели кингстоны.

На ПЛ пр.611 впервые в практике отечественного подводного кораблестроения была применена 3-вальная энергетическая установка, используемая для плавания как в надводном, так и в подводном положении. Надводный ход обеспечивали три дизеля (два бортовых и один средний), работавших каждый на свой гребной вал. Для подводного хода применили три типа гребных электродвигателей: на среднем валу устанавливался один главный ГЭД мощностью 2700 л.с. на бортовых валах - по одному ГЭД мощность по 1350 л.с. Кроме того, на среднем валу использовали ГЭД экономического хода в 140 л.с. В состав лодочной электроэнергетической системы включили аккумуляторную батарею нового типа, состоявшую из четырех групп по 112 элементов.

Необходимо отметить, что на этих ПЛ применили новые технические решения и в отношении энергетики корабля. Например, впервые в отечественной практике с целью питания среднего ГЭД «в моторном режиме» использовалось напряжение электрического тока в 400 В, а для зарядки аккумуляторной батареи электрическая схема формировалась так, что напряжение в ней было меньше или равно 320 В. Такие решения позволили добиться некоторого выигрыша «по массам и габаритам» применительно к среднему ГЭД и аппаратуре его управления. Кроме того, средний гребной вал «пропускался» через полый якорь электромотора экономхода без передаточных устройств, что значительно снижало шумность лодки. Для этой же цели, в отличие от бортовых, средний гребной винт выполнялся четырехлопастным. Другие «шумящие» механизмы монтировались на специальные звукоизолирующие амортизаторы.

Для обеспечения работы дизелей надводного хода на перископной глубине на этих лодках, как и на ПЛ пр.613, имелось специальное устройство РДП, представлявшее собой выдвижную шахту для подачи свежего воздуха внутрь корпуса лодки, что и обеспечивало работу этих двигателей. Воздушный канал этого устройства снабжался поплавковым клапаном для предотвращения попадания воды при захлестывании или заглублении его верхней части, а удаление выхлопных газов производилось через стационарную шахту, размещенную в кормовой части ограждения рубки. Здесь необходимо отметить, что прообраз РДП еще в начале века был сконструирован нашим офицером-подводником Гудимом и установлен на одной из русских ПЛ. И лишь спустя несколько десятилетий, уже в качестве отработанного образца, подобное устройство стало широко известно под названием «шнорхель».

Так как лодка имела большую автономность плавания, на ней установили систему кондиционирования воздуха, рефрижераторную и опреснительную установки. Источниками электроэнергии на ПЛ пр.611 служили аккумуляторная батарея или гребные электродвигатели, работавшие в режиме генераторов. Для питания потреблявшей переменный ток аппаратуры, такой как приборы управления торпедной стрельбой, средства радиосвязи, радиолокации, гидроакустики и др., на лодке имелись специальные электропреобразователи.
Все это, а также стремление конструкторов достичь возможно меньшего водоизмещения, привело к тому, что на лодках пр.611 в целом получилось довольно стесненное размещение механизмов, приборов и другой техники.

Расширенная программа испытаний головного корабля этого проекта, заложенного 10 января 1951 г. на ленинградском ССЗ «Судомех», выполнялась весной 1952 г. На них был выявлен ряд недостатков конструкции, потребовавших, в частности, изменения схемы аварийного продувания главного балласта, доработки системы общекорабельной гидравлики, усиления кормовой оконечности лодки из-за повышенной ходовой вибрации при работе всех трех валов, изменения конструкции устройства деидвудных сальников и некоторых других усовершенствований. Кроме того, выявились и такие неудобства и «неудачные конструкторские решения», как использование усиленного запаса дизельного топлива в уравнительной цистерне, колебания носовой части при стрельбе из носовых торпедных аппаратов. А так как последнее никогда не наблюдалось на ПЛ довоенных проектов, объяснение этому виделось в том, что раньше лодки стреляли с меньших глубин. В итоге, после устранения недостатков, головная лодка в состав ВМФ была принята только в 1953 г. За ее создание ряд специалистов были отмечены Ленинскими премиями, а также государственными наградами. Необходимо отметить, что среди тех, кто принял участие в проектировании наших первых больших торпедных ПЛ, были и старейшие конструкторы - В.И.Васильев, А.К. Шлюпкин, создававшие ПЛ еще в дореволюционные годы. В дальнейшем серия из 26 ед. пр.611 строилась в течение 1953-1958 гг. в основном в Ленинграде. Двадцатый же «корпус» заложили 1 февраля 1956 г. на «Северном машиностроительном предприятии» в г. Северодвинске и спусти¬ли на воду 16 января 1957 г. Так там начали осваивать серийное строительство ДЭПЛ. затем ПЛА и РПК СН. В заключение хочется добавить, что несколько последних подводных лодок пр.611 были переоборудованы в носители первых образцов нашего морского ракетного баллистического оружия, получив шифр АВ-611. Так большая торпедная ПЛ приобрела «новое качество», став ракетной и положив начало новому подклассу дизель-электрических ПЛ - носителей ракетного оружия. А в классе торпедных ПЛ ей на смену вскоре пришла лодка, одного из самых «удачных», нового, с точки зрения конструкции, образца ПЛ пр.641.
   8.08.0
+
+3
-
edit
 
+
-
edit
 

Curious

старожил
★★★
Meskin> :))
Оч. неплохо, но выступающая часть под аппарат поменьше будет, ИМХО.
Прикреплённые файлы:
 
   7.07.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

Meskin

опытный

Curious> Оч. неплохо, но выступающая часть под аппарат поменьше будет, ИМХО.

А нам известны размеры аппарата?
   8.08.0
1 6 7 8 9 10 24

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru