[image]

Private Space Launch - создание ракеты на ГРД

Проект, посвященный созданию носителя на ГРД
 
1 60 61 62 63 64 75

avmich

координатор


"НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ" :: Просмотр темы - Обсуждение: Ракетостроительный проект

«Форум. Новости космонавтики. Космос.» ежемесячный журнал, рассказывающий о событиях российской и зарубежной космонавтики.

// www.novosti-kosmonavtiki.ru
 



Д.Пайсон> Антон же, на мой взгляд, вполне имеет шансы на успех при повторной подаче, но для этого нужно будет совместно поработать над заявкой, учтя при этом как мнение экспертов (хотя назначены будут всяко новые), так и наши - кластера - соображения. Если команда к такой работе готова - давайте ее работать.

Присоединяюсь к предложению, готов посильно помогать.
   9.0.19.0.1

Yalex

втянувшийся
avmich> Присоединяюсь к предложению, готов посильно помогать.

Спасибо вам за ваш интерес. Но мне от этого обсуждения и изучения ветки на НК, мне не стало ясным чего же хотят в сколково. И самое главное чем же они на данный момент могут нам помочь и чего они вообще могут. А то дадут деньги по классической грантовой схеме( аля РФФИ или еще чего нить подобное) и потом их не потратишь на нужды своего проекта потому что фонд выставит кучу условий и заранее поделит деньги на части( для материалов, для оборудования, для оплаты труда и т.д.) при этом еще и заставит проводить тендеры на приобретение под каждую "группу". Этот вопрос более чем существенный учитывая что в сколково сидят чиновники слабо смыслящие в высоких технологиях и технологиях вообще. В компетентности экспертов сомневаться не приходится, но мне вот не верится что конструктор в выводах по проекту написал бы про отсутствие маркетинговых исследований в области применения. Сами подумайте кому если не чиновникам сколково пришла в голову светлая идея о необходимости анализа рынка подобных изделий, если в проекте есть вполне конкретные ТТХ взятые нами далеко не с потолка, а определенные потенциальным заказчиком.
   11.011.0

NNV

втянувшийся

Yalex> Спасибо вам за ваш интерес. Но мне от этого обсуждения и изучения ветки на НК, мне не стало ясным чего же хотят в сколково. И самое главное чем же они на данный момент могут нам помочь и чего они вообще могут. А то дадут деньги по классической грантовой схеме ( аля РФФИ или еще чего нить подобное) и потом их не потратишь на нужды своего проекта потому что фонд выставит кучу условий и заранее поделит деньги на части( для материалов, для оборудования, для оплаты труда и т.д.) при этом еще и заставит проводить тендеры на приобретение под каждую "группу". Этот вопрос более чем существенный учитывая что в сколково сидят чиновники слабо смыслящие в высоких технологиях и технологиях вообще. В компетентности экспертов сомневаться не приходится, но мне вот не верится что конструктор в выводах по проекту написал бы про отсутствие маркетинговых исследований в области применения. Сами подумайте кому если не чиновникам сколково пришла в голову светлая идея о необходимости анализа рынка подобных изделий, если в проекте есть вполне конкретные ТТХ взятые нами далеко не с потолка, а определенные потенциальным заказчиком.

Мои 5 копеек :)

По нашему опыту могу сказать, что заявка скорее всего не прошла потому, что прохождение во многом зависит от того, как ее правильно сформулировать. Это достигается внимательным чтением требований и особенно долгим общением с представителями "Сколково". Чтения ветки недостаточно. Нужно звонить, встречаться очно, задавать вопросы и не раз и проч. Все мы понимаем, что многое зависит от того, как сформулировать. Но заявку и отзывы экспертов не читал, поэтому это только из моего опыта (наша группа подала три заявки - две одобрены, одна отклонена).

Тендеры проводить вроде не заставляют (хотя, кто знает, чего захотят в будущем), но средства действительно жестко расписываются.

С другой стороны, если у группы уже все хорошо с деньгами и заказчиками, то возникает резонный вопрос - стоит ли тратить драгоценное время на "Сколково" или лучше поработать с изделием и собственно заказчиками.
   17.0.963.7917.0.963.79

Yalex

втянувшийся
NNV> По нашему опыту могу сказать, что заявка скорее всего не прошла потому, что прохождение во многом зависит от того, как ее правильно сформулировать. Это достигается внимательным чтением требований и особенно долгим общением с представителями "Сколково". Чтения ветки недостаточно. Нужно звонить, встречаться очно, задавать вопросы и не раз и проч. Все мы понимаем, что многое зависит от того, как сформулировать. Но заявку и отзывы экспертов не читал, поэтому это только из моего опыта (наша группа подала три заявки - две одобрены, одна отклонена).

Антон насколько я знаю лично общался с манагерами космического кластера.
Вы уже получили финансовую помощь, если не секрет? Мне очень интересны механизм получения гранта и последующая работа с ним. Больше всего меня конечно волнует сохранность ноу-хау, и вообще судьба заявок которые отсылаются в сколково. Доверия к гос. структурам абсолютно никакого, хотелось бы быть уверенным что подробная заявка с техническими данными не будет скопирована и продана за бугор сами же манагерами.

NNV> Тендеры проводить вроде не заставляют (хотя, кто знает, чего захотят в будущем), но средства действительно жестко расписываются.

Будут тендеры обязательно будут. И правила будут "по ходу" менять. Это же гос. программа.

NNV> С другой стороны, если у группы уже все хорошо с деньгами и заказчиками, то возникает резонный вопрос - стоит ли тратить драгоценное время на "Сколково" или лучше поработать с изделием и собственно заказчиками.

Золотые слова.
ИМХО
Сколково это очередная преступная авантюра нашего высшего руководства.
   11.011.0

FRC

опытный

Мое мнение такое, что сейчас надо сконцентрировать усилия на подготовке к летным испытаниям.Там не только создание железа, но и выполнение большого количества доп условий чисто полигонных, транспортных и проч. Времени очень мало, и на работу со Сколково (именно сейчас) не хватит.

К концу года расчеты будут подтверждены летными испытаниями (что и просил эксперт). Будет некий документ, описывающий все те научные работы, которые можно выполнять с помощью нашего инструмента. А, следовательно, четко определится рынок российский и зарубежный. Это тоже требовал эксперт.
Сразу нарисуется еще 10 тем , профильных для Кластера Сколково, но уже не на 1 мил., а на 100. И тогда можно будет совместно с нашими научными партнерами подавать совместные заявки на НИРы.
А т.к. у нас будет проверенный товар, я смогу привлечь именно под производство деньги сторонних европейских инвесторов.
И сложится отличная картинка: Европейцы финансируют мелкосерийное производство (не в РФ видимо или под эгидой российского предприятия ОПК), наука получает дешевый инструмент для исследований (которого сейчас не хватает ощутимо), Сколково финансирует те НИРы, которые проводятся с помощью ракет. Все счастливы.
   8.08.0

FRC

опытный

avmich> Присоединяюсь к предложению, готов посильно помогать.

Друг, чуть позднее. Мы не потянем 2 процесса сразу.
Дмитрий прав, что надо более серъезно отнестись к подготовке документов. И именно для получения качественной фактуры, нам надо поработать пол года.
   7.07.0

NNV

втянувшийся

Yalex> Вы уже получили финансовую помощь, если не секрет?

Пока нет, в процессе. Получим - поделюсь опытом.
   17.0.963.7917.0.963.79

OL29

втянувшийся

27.03.2012 / 00:05 Самарская область представила проект наноспутника

Самарская область в ходе первого рабочего заседания в рамках реализации соглашения о сотрудничестве региона с фондом "Сколково" представила проект наноспутника, носителем для него станет ракета, разработанная в "ЦСКБ-Прогресс", сообщает в понедельник пресс-служба правительства Самарской области.
"В виде ракеты-носителя предполагается использовать ракету, произведенную на "ЦСКБ-Прогресс", а сами спутники могут быть различного производства, например те, которые собирают студенты нашего Аэрокосмического университета.Запуски можно производить не только государством, но и по заказу коммерческих структур, в целях развития народного хозяйства, научных исследований и так далее",- приводит пресс-служба слова министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Владислава Капустина, выступившего на первом заседании рабочей группы по реализации соглашения между регионом и "Сколково", подписанном осенью прошлого года.
Фонд "Сколково", в свою очередь, на заседании представил два проекта в сфере энергоффективности и энергосбережения в рамках совершенствования работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реализация которых позволит экономить до 60% тепла в старых жилых домах, а так же социальных учреждениях, передает РИА Новости.
   

FRC

опытный

После нескольких недель грязной работы, была отработана технология прессования шашки с внутренним оребрением. Усовершенствовали пресс-форму, придав ей недостающей жесткости.
Шашки хорошо обрабатываются на токарном станке после отверждения.
Пока процесс от просушки компонентов до полного отверждения занимает часа полтора. На выходе, готовый сегмент 180-200мм длиной.
Оребрение позволит на 30% уменьшить длину камеры сгорания, и , в теории, улучшить удельные хар-ки двигателя за счет того, что соотношение O/F будет близким к оптимальному дольше по времени.

Кроме того, параллельно, собирается станок для намотки композитных баков/баллонов с габаритами до 400х2000мм. Изготовлена рама станка, установлены на нее узлы ременного привода каретки раскладчика ровинга, навешены рельсовые направляющие, заказаны шаговые двигатели с блоками управления. Yalex купил подходящий ровинг для намотки силового слоя, а я притащил 40 кг нужного компаунда Этал. Думаю, что через пару недель начнем мотать баки.
Технология намотки, как всегда, не как у людей )) Прежде всего, в конструкции не применяется металлический лейнер. Это позволит 1) полностью реализовать прочностные хар-ки ровинга, 2) снизит вес изделия, 3) исключит сложную, дорогую операцию изготовления лейнера. Вместо металла используется специальный лак. Так же, функцию лейнера выполняет слой фольги под лаком. Но это скорее для возможности слежения за ракетой радаром.
Есть еще некоторые ноу-хау по схеме формирования силового каркаса, но их надо проверить.
Этот же станок будет использоваться для центровки металлических баков ракеты.
Прикреплённые файлы:
 
   7.07.0

lincoln

опытный

FRC> После нескольких недель грязной работы, была отработана технология прессования шашки с внутренним оребрением.
Какие размеры шашки?

FRC> Технология намотки, как всегда, не как у людей )) Прежде всего, в конструкции не применяется металлический лейнер.
Какой металл и толщина лейнера?
   12.012.0

RLAN

старожил

FRC> Технология намотки, как всегда, не как у людей )) Прежде всего, в конструкции не применяется металлический лейнер.
FRC> Есть еще некоторые ноу-хау по схеме формирования силового каркаса, но их надо проверить.
FRC> Этот же станок будет использоваться для центровки металлических баков ракеты.

Не понял, вы хотите мотать баки или трубы?
Если баки, то на какую оправку и как с горловинами?
В ракетах с мотанными двигателями никогда лейнера и не было.
Я бы не связывался с намоткой бака, ваше давление вполне держит труба с заглушками/переборками.
Она же и корпус ракеты. С отдельным баком будет сложнее.
А ту часть, где закись вполне можно через горловину покрыть чем то полимерным, наддуть при застывании, для гарантии герметичности.
Ровинг СВМ/кевлар или что?
   

Yalex

втянувшийся
RLAN> Не понял, вы хотите мотать баки или трубы?

Композитная труба предполагает закладные для крепления. Форма этих закладных обсуждается, они же могут служить горловинами. При намотке разница между трубой и баллоном невелика.

RLAN> Я бы не связывался с намоткой бака, ваше давление вполне держит труба с заглушками/переборками.

Коммерческих труб с нужными характеристиками на нашем рынке не существует. Сделать человеческие закладные для трубы используемой в качестве бака невозможно. Сверлить нагруженный композит( особенно тонкостенную трубу) нельзя, т.к. избежать концентраторов напряжения будет невозможно, а изделие у нас ответственное. Металлические трубы не позволяют получить бак высокого массового совершенства.

RLAN> Она же и корпус ракеты. С отдельным баком будет сложнее.

Вопрос неоднозначный. У нас много параметров для оптимизации, не последний из них удобство работы с изделием. В случае многометровой сплошной трубы процесссы подготовки к пуску будут усложнены.

RLAN> А ту часть, где закись вполне можно через горловину покрыть чем то полимерным, наддуть при застывании, для гарантии герметичности.

Все нюансы кроются в мелочах. Тем более я не исключаю что мы когда нибудь перейдем на более обогащенную кислородом смесь, которая поставит новые требования к поверхности бака, схожие с криогеникой.

RLAN> Ровинг СВМ/кевлар или что?

Стеклоровинг ВМП.
   12.012.0

FRC

опытный

lincoln> Какие размеры шашки?

Полная длина ок. 700мм. Составляется из сегментов по 200мм. Они просто склеиваются.

FRC>> Технология намотки, как всегда, не как у людей )) Прежде всего, в конструкции не применяется металлический лейнер.
lincoln> Какой металл и толщина лейнера?

Нет лейнера металлического. Там лаковый герметизирующий слой внутри.
   7.07.0

umbriel

опытный

lincoln>> Какой металл и толщина лейнера?
FRC> Нет лейнера металлического. Там лаковый герметизирующий слой внутри.

А на что ровинг мотать то? %)
   

FRC

опытный

RLAN> Не понял, вы хотите мотать баки или трубы?

И то и то. Бак у нас в виде трубы с вмотанными фланцами из Д16Т. Они же горловины. Конусность на фланцах позволяет очень точно собрать/отцентровать ракету в полевых условиях. Это как конус Морзе на станках.

RLAN> Если баки, то на какую оправку и как с горловинами?

Оправка - пластиковая труба из углеткани.

RLAN> В ракетах с мотанными двигателями никогда лейнера и не было.

В мотанной камере сгорания его и не будет. А в баках, тем более окислителя, обычно делают. Но лавсановую пленку купить не смог подходящую, так что просто внутренность собирались залить ротационным способом лаком. Как ты и предлагаешь.

RLAN> Я бы не связывался с намоткой бака, ваше давление вполне держит труба с заглушками/переборками.

Аналогично. Но предыстория вопроса не просто хочется или нет. Вынуждены.
1) вес трубы из Д16Т под бак - 9 кг. Прибавь заглушки, арматуру - ок. 11 кг.
2) трубы Д16Т овальные. Вообще, внутренний диметр 109мм, но по факту не влезает заглушка и 107,5мм. Забивать кувалдой не хочется. Да и герметизацией не очень.
3) Торчащие винты крепления заглушек. Можно и потайные ставить, но почему бы не решить все проблемы сразу?

Станок позволяет центровать забитые кувалдой фланцы так, чтобы в сборе ракета была прямой. И одна из ракет , видимо, будет из Д16Т целиком. Надо попробовать сделать ее с минимальными наворотами и без намотки.
Но если технологию освоить, то вес бака снизится существенно. Представляется, что в 3-4 кг. мы уложимся. Камера сгорания и отсек нагрузки тоже мотанные, но, вероятно, тканью. Станок это позволит делать.

RLAN> Она же и корпус ракеты. С отдельным баком будет сложнее.

Как минимум, требуется возможность отсоединить в поле КС, для замены не сработавшей стартовой шашки или еще чего-то. Да и транспортный вопрос не малованжый. Как дуру в 5 метров возить?

RLAN> Ровинг СВМ/кевлар или что?

Продольную нагрузку держит слой из углеровинга Т300J. Внешний, Yalex написал.



ЗЫ: только что забрал шаговики и блоки управления к ним.
Сегодня готовлю все для холодных проливок головки на предмет определить фактический расход, и потихоньку буду дособирать станочек. Одна беда - труб на станину ровных не нашлось... базы, от которой выравнивать все просто нет. Приходится долго возиться с выравниванием направляющих и проч. ерундой.
   7.07.0
Это сообщение редактировалось 10.05.2012 в 12:22

RLAN

старожил

Yalex> Коммерческих труб с нужными характеристиками на нашем рынке не существует. Сделать человеческие закладные для трубы используемой в качестве бака невозможно. Сверлить нагруженный композит( особенно тонкостенную трубу) нельзя, т.к. избежать концентраторов напряжения будет невозможно, а изделие у нас ответственное. Металлические трубы не позволяют получить бак высокого массового совершенства.

Скорее всего ты меня не понял.
Сверлить трубы не предлагается (кроме отверстий под фиксацию заглушек/переборок).
Все фланцы, штуцера и пр. в этих самых заглушках/переборках.
Давление же у вас плевое, какие то 40-50-60 атм.
Конструкция элементарно простая и, поэтому, легкая.
Единая труба.
Снизу - сопловый блок с проточкой под цилиндр теплоизоляции (возможно - одноразовый или с одноразовыми накладками).
Теплоизоляция с топливной шашкой. За эту же часть трубы крепятся стабилизаторы насквозь, винты впотай, прикрываются теплоизоляцией.
Переборка совмещающая днище бака и форсуночную головку, если считаете сложно, можно это разнести на две , ревизионный люк в этой зоне, но потеряете в массовом совершенстве.
Верхнее днище бака с заправочными и дренажными патрубками, выведенными вверх-вбок, прикрываемыми ревизионным люком, но он уже вне нагружения.

Не буду умничать, вам виднее. Но мое мнение - конструкция с отдельным баком проиграет во всем, массовом совершенстве, цене, технологичности, и, главное, в потраченном времени.
   

FRC

опытный

RLAN> Не буду умничать, вам виднее. Но мое мнение - конструкция с отдельным баком проиграет во всем, массовом совершенстве, цене, технологичности, и, главное, в потраченном времени.

Ты правильно пишешь. Такой вариант тоже думали. Но труб такой длины - только на заказ. Овальность такая, как я понимаю, допускается ГОСТами.
Про потраченно время, не так. Мы не делаем одну , две ракеты. Важно отработать технологию для серии. Создать станочную базу для серии. И это время не правильно считать потраченным впустую. Кроме того. Мы должны, просто обязаны, показать, что собираем не на коленке, а обладаем "запасом" технологий и не отстаем от тех, кто сейчас это делает.
Массовое совершенство - я уже написал.
   7.07.0

RLAN

старожил

FRC> 1) вес трубы из Д16Т под бак - 9 кг. Прибавь заглушки, арматуру - ок. 11 кг.
Я речь веду о намотке органопластиковой трубы, стекло - слишком тяжелое, тем более не о дюрали.
Переборки - текстолит, в крайнем случае -дюраль. Текстолит 40мм толщиной, правильно спрофилированный (-2/3 веса) на диаметре 30см держит 100атм, в толще его можно что угодно сгородить, например аварийные сбросные клапаны.
   

FRC

опытный

FRC>> 1) вес трубы из Д16Т под бак - 9 кг. Прибавь заглушки, арматуру - ок. 11 кг.
RLAN> Я речь веду о намотке органопластиковой трубы, стекло - слишком тяжелое, тем более не о дюрали.

Леша лучше напишет, но по прикидкам, слой, который держит продольую нагрузку, весит ок. 300-500 гр. Поперечную - не более 1 кг. Еще прибавь к этому, пусть 30% веса связующего. Это 2 кг пластика.

RLAN> Переборки - текстолит, в крайнем случае -дюраль. Текстолит 40мм толщиной, правильно спрофилированный (-2/3 веса) на диаметре 30см держит 100атм, в толще его можно что угодно сгородить, например аварийные сбросные клапаны.

Можно, конечно. Но стеклотекстолита ф110мм я что-то не видел. А из листа точить -сам наверно знаешь..... резцы только твердосплавные, да и вредно. Дураль несколько подешевле здесь и заготовки уже купил.

Думаю, в процессе мотки возникнет куча вопросов, может и скорректируемся по материалам.
   7.07.0

RLAN

старожил

FRC> Можно, конечно. Но стеклотекстолита ф110мм я что-то не видел. А из листа точить -сам наверно знаешь..... резцы только твердосплавные, да и вредно. Дураль несколько подешевле здесь и заготовки уже купил.
FRC> Думаю, в процессе мотки возникнет куча вопросов, может и скорректируемся по материалам.

Текстолит (не стеклотекстолит, он тяжелее, вреднее намного и хуже держит расслаивающие нагрузки) в данном случае только листовой, вообще текстолит и стеклотекстолит в прутках -полное говно, нельзя его использовать в серьезных задачах.
А из листа я вырезаю алмазным колонковым буром кругляки и с ними работаю.
Текстолит - нет ничего приятней для токаря :)
   

Yalex

втянувшийся
FRC>> 1) вес трубы из Д16Т под бак - 9 кг. Прибавь заглушки, арматуру - ок. 11 кг.
RLAN> Я речь веду о намотке органопластиковой трубы, стекло - слишком тяжелое, тем более не о дюрали.

Стекло вполне подходит для наших целей и по прочности и по весу и по цене . Тем более что мы будем использовать высокопрочные волокна с характеристиками предельными для стекла( однонаправленные эпоксидные композиты на основе волокон ВМП его имеют прочность 2,3 ГПа). Стекло при этом будет давать более высокую адгезию(нежели органические волокна), которая даст лучшие характеристики во всех типах нагружения. Для нас это хорошо т.к. корпус бака будет несущей конструкцией. Американцы из стеклопластиков не стеснялись делать корпуса РДТТ для БРПЛ. Переход с ВМП на арамид не оправдан т.к. выгода в весе будет составлять 15-20%, а цена при этом будет на порядок(!!!) выше. А вот переход от Е-стекла на стекло типа ВМП оправдан.В идеальных условиях 1 погонный метр 1 слоя ВМП армировки держит 40 бар, и весит порядка 250 грамм( без смолы). У обычного Е-стекла при схожем весе результат в 30 бар. СВМ слой имеет схожую прочность( на разрыв волокно 4,2 ГПа) но будет весить меньше 200 грамм. Но в реальности конечно результаты поскромнее.

RLAN> Переборки - текстолит, в крайнем случае -дюраль. Текстолит 40мм толщиной, правильно спрофилированный (-2/3 веса) на диаметре 30см держит 100атм, в толще его можно что угодно сгородить, например аварийные сбросные клапаны.

У всех свои технические решения) Этим и интересен этот форум.
Изготовление элементов крепления и закладных не из металлов у нас обсуждается. Мне вот на эту роль видится стеклонаполенный/угленаполненный полиамид.
   12.012.0

FRC

опытный

Забрал вчера шаговики и блоки управления.
Но что-то не могу сообразить... в паспорте указан момент 122 кг*см. У нас нитка с натяжением 10 кг наматывается на цилиндр ф110мм. Момента двигателя хватает или нет?
Если я верно понимаю, то у нас усилие 100 Н действует на плечо 5 см. Это условно 5Н*м. Двигатель тянет прим. 12 Н*м... так?
Прикреплённые файлы:
 
   7.07.0
Это сообщение редактировалось 11.05.2012 в 11:15

burkolya

новичок
FRC> Но что-то не могу сообразить... в паспорте указан момент 122 кг*см. У нас нитка с натяжением 10 кг наматывается на цилиндр ф110мм. Момента двигателя хватает или нет?

При намотке у вас создается момент 0,055м*10кг=0,55кг*м
У двигателя момент 122кг*см=1,22кг*м
Коэффициент запаса 1,22/0,55=2,2
   12.012.0

Yalex

втянувшийся
FRC> Но что-то не могу сообразить... в паспорте указан момент 122 кг*см. У нас нитка с натяжением 10 кг наматывается на цилиндр ф110мм. Момента двигателя хватает или нет?

На радиусе 5 см момент будет в 5 раз меньше( порядка 25 кг или 250 ньютон). Этого хватит, а учитывая прочность ровинга, если мы обеспечим натяжение порядка 15-20% прочности этого будет достаточно. Не уверен только на счет производительности т.к. с ростом оборотов момент у шаговиков сильно падает. + надо учитывать что мотать будем сразу несколькими ровингами.
   12.012.0

FRC

опытный

Yalex> . + надо учитывать что мотать будем сразу несколькими ровингами.

В учебнике натяжение для стекла указано 0,12 от разрывной. Испытания ровинга у производителя дали 93 кг разрыва. Ширина ровинга 0,45-0,5мм где-то.

Вчера с Сергеем говорили, что редуктор 1:10 поставить... буду городить.
   7.07.0
1 60 61 62 63 64 75

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru