Один из исходящих документов.
Технические характеристики
экспериментальной ракеты АРМ1-бис
и комплекса наземного оборудования обеспечения запуска.
Данная ракета создана с целью комплексной экспериментальной отработки всех составляющих систем изделия, которые прошли неоднократные наземные испытания по отдельности, а также проведения исследований прикладного характера.
Изделие АРМ1-бис представляет собой одноступенчатую твердотопливную неуправляемую ракету, аэродинамически стабильную, с 3 решетчатыми стабилизаторами.
Двигательный отсек состоит из собственно РДТТ со скрепленной шашкой твердого топлива (ПХА, АСД4, пластифицированный каучук Krasol NN22) с каналом «восьмилучевая звезда» и запальной шашкой (ПХА, Мг, СКТН-А) и дублированным инициатором, закрепленной на торцевой заглушке двигателя. Сопловый блок имеет графитовую вставку в критическое сечение и геометрическую степень расширения 8,
рабочее давление в двигателе 40-50атм. Суммарый импульс двигателя 7600Н*с, время работы 5 сек, масса топлива 3,3кг. К отсеку прикреплены решетчатые стабилизаторы (для минимизации флаттера при переходе на сверхзвук) и переходник/поршень для соединения отсеков.
Аппаратный отсек содержит
Главный контроллер
Ведомый контроллер
Контроллер сервопривода парашютного контейнера
Передатчик телеметрии
Интегрированная в корпус передающая широкодиапазонная антенна – модифицированный диполь Надененко
GPS GSM трекер
GPS логгер
Надирная камера
Обзорная камера
Литий –ионные аккумуляторы 2шт
ПАД первой ступени системы спасения/прекращения запуска
Сирена/акустический маяк
Парашют с системой выброса и разрывным амортизатором на 4000Дж
Исследовательская нагрузка – прибор измерения/сравнения релеевского рассеяния ближнего ультрафиолетового излучения из нижней/верхней полусфер по ходу движения ракеты с записью в постоянную память главного контроллера.
Система спасения/ прекращения запуска двухступенчатая, первая ступень – разделение ракеты на 2 отсека, соединенные кевларовым шнуром с разрывной нагрузкой 4000Н и амортизатором 50Дж, после ее срабатывания ракета переходит во вращательно-поступательное движение, со скоростью не более 75м/с. Вторая ступень – выброс парашюта, снабженного разрывным амортизатором для гашения остаточной кинетической энергии, скорость снижения не более 12м/с.
Особое внимание уделено безопасности как предстартовых операций с изделием, так и безопасности в процессе штатного запуска или парирование нештатных ситуаций.
Во-первых, запуск планируется на безлюдном полигоне ПМЗ, точка старта выбрана так, что расстояние до Павлограда более 15км, до ближайших сел, более 4км.
Во-вторых, конструкция двигателя безопасна в случае нештатной работы или взрыва, поражающее действие отсутствует, организационно все будут удалены от зоны старта более 100м.
В-третьих, в случае сильного ветра (более 4м/с) запуск производиться не будет, хотя это и не представляет особой опасности, снос может составить более 3х км и выйти за границы полигона.
В-четвертых, стартовая направляющая для ракеты имеет длину 5,5м, при данной тяговооруженности скорость схода составит не менее 50м/с, что с двукратным избытком достаточно для аэродинамической стабилизации по заданному вектору (вертикально).
Единственной реальной опасностью данного запуска есть ситуация, когда по причине нештатной работы двигателя (несмотря на многократные наземные испытания этого исключить нельзя) ракета после схода с направляющей начнет резко менять направление вектора скорости. Парирование этой ситуации осуществляется либо конструкционно (в случае прогара в районе торцевой заглушки ракета избыточным давлением делится на отсеки и какое-то направленное ускорение становится невозможным), либо программно. Бортовые контроллеры анализируют набранную ракетой высоту (барометрически, относительно давления на точке старта), если она менее заданной по профилю полета (достигнута высота 500м), через заданное время (3 сек в нашем случае), происходит разделение отсеков. Вторая контрольная точка после отработки двигателя (в нашем случае задано 10сек от сигнала «контакт подъема»). Контрольная высота – 3км, Если высота меньше, значит суммарное отклонение превысило 25 градусов, полет будет прекращен.
Бортовые контроллеры и датчики многократно проверены, в том числе и в реальных запусках (на меньшие высоты).
Единственной незащищенной зоной в случае нештатной работы двигателя есть круг радиусом ок. 600м от точки старта, но в этой зоне будет находиться только запускающий (то есть я).
Расчетная высота подъема данного изделия – 6500м, однако, если продувки на малых скоростях проводились, то на сверхзвуковых – нет, поведение некоторых элементов конструкции (например, решетчатых стабилизаторов) оценить можно только приближенно, высота может оказаться несколько выше.