[image]

Форма одежды личного состава отечественного ВМФ

 
1 14 15 16 17 18 238
+
-
edit
 

plutong

опытный

БН181> У вас на лодке фуражка была головным убором постоянной ежедневной носки, как, например, на крейсере, или нет?
Подводники, кроме дежурства/вахты на ПЛ не живут, поэтому основное назначение фуражки - дойти до лодки и уйти с лодки, и повседневная жизнь на берегу (казармы и т.д.). На ПЛ была всегда пилотка. Формально на АПЛ вся "не спецодежда" должна была оставаться на санпропускнике до выхода на пирс. Сейчас не знаю, а раньше для пресечения нарушения этого периодически устраивали облавы ОУСовские начальники. А в основном на это глаза закрывали, особенно когда ПЛ уходила на БС летом а приходила зимой (и наоборот).
Внутри лодки, носила пилотки только ДВС либо по спец.указу - например показные кино/видеосъемки.
Тогда могли и фуражки, и вообще в парадной форме заставить ходить. В море внутри ПК вахта никогда ничего на голове не носила. Обязательно носили "чепчик" вне прочного корпуса. Зимой вместо пилотки - шапка.
Старых фоток не нашел, но Каравашкин хорошо проиллюстрировал:
Прикреплённые файлы:
37.jpg (скачать) [195 кБ]
 
36.jpg (скачать) [207 кБ]
 
 
   12.012.0
Это сообщение редактировалось 23.06.2012 в 08:19
23.06.2012 15:33, VAS63: +1: За иллюстрации
RU shhturman #23.06.2012 10:45  @plutong#23.06.2012 08:05
+
+1
-
edit
 

shhturman

аксакал
★★
plutong> Подводники, кроме дежурства/вахты на ПЛ не живут, поэтому основное назначение фуражки - дойти до лодки и уйти с лодки, и повседневная жизнь на берегу (казармы и т.д.). На ПЛ была всегда пилотка. Формально на АПЛ вся "не спецодежда" должна была оставаться на санпропускнике до выхода на пирс. Сейчас не знаю, а раньше для пресечения нарушения этого периодически устраивали облавы ОУСовские начальники.
Подтверждаю, даже нас, курсантов, прибывших на месяц, тот час переодели в "спецуху". И на "санпропускнике" за этим строго следили. В море пилотку никто не носил даже на вахте на ГКП, даже в присутствии старших начальников вплоть до командиров дивизий... а вот выйти покурить в полигоне - только с пилоткой на голове... Но вот все хоз-погрузочно-разгрузочные работы на берегу - только в пилотке. По крайней мере - в Западной Лице образца 80-х...
   13.0.113.0.1
RU shhturman #23.06.2012 10:52  @БН181#23.06.2012 02:10
+
+1
-
edit
 

shhturman

аксакал
★★
БН181> У вас на лодке фуражка была головным убором постоянной ежедневной носки, как, например, на крейсере, или нет? Вахтенный офицер или дежурный по кораблю, командир рабочего барказа, швартовная партия, обеспечение работ или приборки на верхней палубе и пр., и пр. Или всё-таки, на лодке её "доставали" по "праздникам"?
Слава богу, что не служил на крейсерах. У нас в соединении фуражка постоянно носилась на корабле только дежурным по кораблю/по низам, одевалась на построения на подъем/спуск флага (или что-то торжественно-официальное типа проводов уволенных в запас), командиры швартовых партий и рабочих катеров - только в пилотках...
В море - тем более - только в пилотках...
Прикреплённые файлы:
 
   13.0.113.0.1
RU shhturman #23.06.2012 11:00  @shhturman#23.06.2012 10:52
+
+1
-
edit
 

shhturman

аксакал
★★
shhturman> В море - тем более - только в пилотках...На берегу на работах в пределах соединения - тоже в пилотках, на занятиях и построениях - в бесках и в фуражках.
Прикреплённые файлы:
 
   13.0.113.0.1
+
+1
-
edit
 

БН181

старожил
★★
plutong> Подводники, кроме дежурства/вахты на ПЛ не живут, поэтому основное назначение фуражки - дойти до лодки и уйти с лодки, и повседневная жизнь на берегу (казармы и т.д.).
Всё это прекрасно понимаю, потому и попросил автора поста уточнить ситуацию для читающих этот форум.
На НК, мало того, что "живут", но порой даже для того, чтобы сойти на берег или вернуться на корабль, стоящий на рейде, надо подставить свою фуражку под "удары" стихии. Прыжки с палубы взлетающего на гребне волны и стремително падающего вниз МБ-№ на нижнюю площадку мокрого и скользкого трапа, за который надо хвататься обеими руками, выдерживала далеко не каждая фуражка.
   9.09.0
+
+1
-
edit
 

plutong

опытный

БН181> ...выдерживала далеко не каждая фуражка.
Поэтому гриб для этой цели - идеальная фуражка. Он должен быть по размеру такой, чтобы мог при необходимости долезть чуть не до ушей, кроме того, у правильно сделанного гриба пружина чехла пришита к тулье и при сильном порыве ветра - в худшем случае чехол заворачивался вокруг краба на лицо, что легко поправлялось...
На все шитые мицы младшие офицеры (у кого была аллергия на грибы) надевали штормовку на заднюю часть, старшие - очень редко видел, чтобы так делали, наверное до ушей натягивали...
   12.012.0
RU БН181 #23.06.2012 11:49  @shhturman#23.06.2012 10:52
+
-
edit
 

БН181

старожил
★★
shhturman> Слава богу, что не служил на крейсерах.
Так у Вас и времена службы чуточку другие. Сейчас, когда офицеры спокойно разгуливают в камуфляже или в пилотках прямо по центру Питера, им трудно представить, что в те годы даже в Североморске (не говоря уже про Ленинград) они не сделали бы и пары шагов в этой самой пилотке за границей КПП. Появиться в городе в канадке или в куртке (вместо тужурки) - это был самый простой путь в комендатуру. Хорошо помню постоянные конфликты на эту тему с ПомВК, когда стоял дежурным по рейду Североморска, место службы которого находилось в вышке на Морвокзале, а форма одежды по приказу КФ - куртка (это было оперативное дежурство). Стоило выйти из здания на площадь и начинались "разборки" - почему в городе в куртке? А уж за пилотку - даже разговаривать никто не стал бы. "Ваши документы!" - и приказание следовать в комендатуру.
Что же касается швартовок, то ведь 70% "жизни" ШК корабля 7 опэск - это построения на назначенном причале в назначенное время в качестве дежурной ШК для приема (или отдачи) других кораблей соединения. И стоять там в ожидании подхода корабля приходилось иногда по часу и более. И в дождь и в ветер. И никаких тебе пилоток!
   9.09.0
Это сообщение редактировалось 23.06.2012 в 12:02
+
+3
-
edit
 

БН181

старожил
★★
plutong> у правильно сделанного гриба пружина чехла пришита к тулье и при сильном порыве ветра - в худшем случае чехол заворачивался вокруг краба на лицо, что легко поправлялось...
У правильно сделанного гриба внутренности не выкидывались, а немного переделывались, поэтому сорвать с него ветром чехол также сложно, как и с обычной форменной фуражки. Срывало и выворачивало чехлы у "грибов" с полностью вырезанной "начинкой", которые потому и обзывались "гондонами", т.к. кроме чехла там уже ничего не было.
Чтоже касается - "старшие - очень редко видел, чтобы так делали, наверное до ушей натягивали" - то именно старшие часто и оставались без фуражек. Был в ситуации, когда разом за борт улетели 3 адмиральские фуражки, включая глвкомовскую. Остался один, как дурак, стоять в головном уборе, ибо был в нормальном "грибе". По поводу чего выслушал соответствующий коммент ув. С.Г.Г. на тему головных уборов, и получил далее от командира неофициально-официальное разрешение ("грибы" вообще-то, строго говоря, не поощрялись командованием) носить свой "гриб" даже на построениях.
   9.09.0
RU shhturman #23.06.2012 13:08  @БН181#23.06.2012 11:49
+
+1
-
edit
 

shhturman

аксакал
★★
shhturman>> Слава богу, что не служил на крейсерах.
БН181> Так у Вас и времена службы чуточку другие. Сейчас, когда офицеры спокойно разгуливают в камуфляже или в пилотках прямо по центру Питера, им трудно представить, что в те годы даже в Североморске (не говоря уже про Ленинград) они не сделали бы и пары шагов в этой самой пилотке за границей КПП.
Времена были нормальные - и советские и пост-... И приказы о соблюдении формы одежды на территории соединения (отдельный гарнизон) и в городе (Полярный и Североморск) соблюдались - требовать только надо было...
БН181> Появиться в городе в канадке или в куртке (вместо тужурки) - это был самый простой путь в комендатуру.
До годов 99-х это было нормальным явлением в том же Полярном - однажды уйдя вахтенным офицером на катере бригады из Горячих мы вынуждены были остаться в Кислой. А я в кителе... Получив приказание срочно прибыть в бригаду вышел на автобусную остановку - и тут же патруль... пришлось идти "домой" по осушке...
БН181> Что же касается швартовок, то ведь 70% "жизни" ШК корабля 7 опэск - это построения на назначенном причале в назначенное время в качестве дежурной ШК для приема (или отдачи) других кораблей соединения. И стоять там в ожидании подхода корабля приходилось иногда по часу и более. И в дождь и в ветер. И никаких тебе пилоток!
Сами понимаете - это не от большого ума... в бескозырке на швартовке, зажимая ленточки зубами при сильном ветре (боец не о технике безопасности думает, а о том где взять беску, в случае если улетит - новую то ему никто не выдаст, а парочку нарядов на службу - запросто.) Еще смешнее смотрелись бы бескозырки у современных швартовых команд - под обязательными строительными касками...да еще и оранжевого цвета...
   13.0.113.0.1
RU shhturman #23.06.2012 13:11  @БН181#23.06.2012 12:00
+
+1
-
edit
 

shhturman

аксакал
★★
БН181> Чтоже касается - "старшие - очень редко видел, чтобы так делали, наверное до ушей натягивали" - то именно старшие часто и оставались без фуражек.
У большинства корабельных страших офицеров, к коим имел отношение и сам, особенно выходящим на мостик, ношение штормовки было обычным делом... не стеснялись...
   13.0.113.0.1
+
-
edit
 

plutong

опытный

Про китель вспомнили...
Какая история, кто помнит, -
Не сказал бы что его очень подводники любили, во всяком в моем окружении из-за неудобства ношения кортика, стоячего воротничка и подворотничков же, хождения сутки напролет в дежурстве. Хотя и пижонили, - вставляли проволоку в подворотничке, и под него "западло" было носить тельник/майку, а в идеале должна быть белая рубашка и чтобы рукава рубашки (а еще и с запонками...) выступали из под рукавов кителя...
Тем не менее у нас подводников считалось, что "штабные крысы" ходят в более удобной форме - куртке с рубашкой.
Потом его вроде отменили в каком-то году и все (курсанты и офицеры) правдами-неправдами доставали, в т.ч. из старых запасов отслуживших... А сейчас он есть в приказе?
И в чем радость-то - ходить в нем после отмены, - любовь ко всему запретному или все-таки он удобный и в чем тогда это удобство?
   12.012.0
RU shhturman #23.06.2012 14:11  @plutong#23.06.2012 13:49
+
+1
-
edit
 

shhturman

аксакал
★★
plutong> Не сказал бы что его очень подводники любили, во всяком в моем окружении из-за неудобства ношения кортика, стоячего воротничка и подворотничков же, хождения сутки напролет в дежурстве. Хотя и пижонили, - вставляли проволоку в подворотничке, и под него "западло" было носить тельник/майку, а в идеале должна быть белая рубашка и чтобы рукава рубашки (а еще и с запонками...) выступали из под рукавов кителя...
Так и было - я даже у своего командира каперанга Королева будучи сопливым лейтенантом-КЭНГом специально испросил разрешения носить как и он белоснежную рубашку с запонками под кителем. Он хитро улыбнулся, типа: "А сможешь?" "Ато?" В общем, через неделю я пожалел о своем решении, ибо белоснежные рукава быстро становились совсем не белоснежными... Проволочку под обернутым подворотничком при кителе носил до увольнения в запас... Стыдил молодых офицеров...
plutong> Потом его вроде отменили в каком-то году и все (курсанты и офицеры) правдами-неправдами доставали, в т.ч. из старых запасов отслуживших...
Я свой последний сшил в Полярнинской мастерской году в 1998-м...
plutong> И в чем радость-то - ходить в нем после отмены, - любовь ко всему запретному или все-таки он удобный и в чем тогда это удобство?
Не знаю, нравился он мне своей строгостью, традициями, удобством, в том числе и в уходе за ним.
Прикреплённые файлы:
5.jpg (скачать) [152 кБ]
 
 
   13.0.113.0.1
RU БН181 #23.06.2012 14:22  @shhturman#23.06.2012 13:08
+
-
edit
 

БН181

старожил
★★
shhturman> Времена были нормальные - и советские и пост-...
Я написал - другие :)
А уж нормальные или нет - это потом историки нам расскажут.
shhturman> однажды уйдя вахтенным офицером на катере бригады из Горячих мы вынуждены были остаться в Кислой. А я в кителе... Получив приказание срочно прибыть в бригаду вышел на автобусную остановку - и тут же патруль... пришлось идти "домой" по осушке...
Командиром катера получил приказание в Сев-ке перейти и встать у 1-го причала. Это уже город. Поднялся к ОД, чтобы уточнить обстановку, и на Морвокзале встретил приятеля по выпуску. Как был в канадке, прошелся проводил его по площади до начала ул. Сафонова, где и был остановлен СтПомВК. Выручил приятель, который тогда уже перешел в ВКР и просто "сунул" товарищу свою корочку, сказав, что "этот со мной".
shhturman> Сами понимаете - это не от большого ума...
Ну, с умом у нас в ВС всегда была напряженка. Так что, даже нет смысла возражать...
   9.09.0
RU Aurihalzit #23.06.2012 15:57  @БН181#23.06.2012 12:00
+
-
edit
 

Aurihalzit

втянувшийся

БН181> ...за борт улетели 3 адмиральские фуражки, включая главкомовскую...
Вот эта? жаль...
Прикреплённые файлы:
 
   13.0.113.0.1
RU БН181 #23.06.2012 16:54  @Aurihalzit#23.06.2012 15:57
+
-
edit
 

БН181

старожил
★★
Aurihalzit> Вот эта? жаль...
Типа того :)
По связи специально к возвращению в Сев-к заказаны были новыы, со всем шитьем.
   9.09.0
+
-
edit
 

boxer

опытный

ИМХО:
пусть безобразно , но единообразно...
В результате безобразия и *репрессий * (я в Либаве ходил в *Юру * в кителе с манжетами , а в Питере меня с подругой в У причала в парадно-вых. тужурке не пустили - спец. одежда , понимаешь ли... ) благополучно отучили от ношения формы в городе вообще...
   7.07.0
+
+2
-
edit
 

БН181

старожил
★★
boxer> я в Либаве ходил в *Юру * в кителе с манжетами
Было такое дело. Как счас помню легкий шок молодго северного лейтенанта от такой картины :)
Послали старшим команды в Лиепаю - молодняк от СФ отвезти в местную учебку. В то время в Сев-ке на многих кораблях эскадры считалось дурным тоном сойти в город (не по службе) в кремовой рубашке (если, конечно, идешь не домой). А уж в ресторан без белой рубашки - это вааще - моветон. Причем, уже при первой северной "пошивке" практиковалось заказать и пошить себе (за конфеты, шампанское, "шоколадки") ресторанно-выходной комплект, предполагавший пижонскую, несколько удлиненную тужурку с рядом дополнительных "наворотов".
Естественно, в командировку поехал в белой рубашке и с белым кашне (зима, шинель). Т.е., в поезд взял с собой водолазку и форменную куртку (под ней удобнее было пистолет прятать, чтобы не "светиться" с ним в вагонах), но для нахождения в городе - тужурка и белая рубашка. Тем более, что ехал почти в Европу, каковой нам с Севера казалась тогда Прибалтика.
Командира части не было на месте, поэтому оформить все документы сразу не удалось, и пришлось "зависнуть" на пару дней в самой Лиепае. От безделья пошел в кабак. Практически пустой зал (вечер рабочего дня). И вдруг, заходят два лейтенанта - в кителях! Заказывают столик. Я "припух". Когда присмотрелся - оказалось, что один вообще без подворотничка. Спустя 20-30 минут в зал зашел и подсел к ним за столик молодой кап-три с "лодочкой". И тоже в кителе! Нейлоновый подворотничок с проволочной вставкой. Судя по всему, они его специально ждали. Как потом понял по отрывкам разговора - лейтенанты проставлялись по случаю сдачи зачетов и допуска.
Для североморско-эскадренного лейтенанта это была почти нереальная картина...
Тогда впервые как-то задумался над тем, насколько у нас у всех может быть разная служба. Даже на уровне таких - бытовых, "ресторанных" мелочей. Хотя формально, место службы у всех одно и то же - ВМФ СССР.
   9.09.0
RU reflex_yu #23.06.2012 18:07
+
-
edit
 

reflex_yu

опытный
★☆
Для меня человека сугубо штатского эта тема очень интересна.Столько разных подробностей,невидимых рядовому гражданину.Я ,честно так и не понял сем отличаеться обычная морская фуражка от "гриба" ,если делаеться одна из другова.А так очень интересно,столько условностей,особеностей связанных с местом службы.И пишут охотно.Молодость вспоминают....
   7.07.0
RU shhturman #23.06.2012 18:31  @БН181#23.06.2012 17:42
+
-
edit
 

shhturman

аксакал
★★
БН181> Послали старшим команды в Лиепаю - молодняк от СФ отвезти в местную учебку. В то время в Сев-ке на многих кораблях эскадры считалось дурным тоном сойти в город (не по службе) в кремовой рубашке (если, конечно, идешь не домой).
Всегда поражали рассказы друзей с экадры о порядках на отдельных кораблях эскадры на БС в Средиземке и на Кубе - кремовая рубашка с галстуком, фуражка... и прочие атрибуты... Для нас это казалось диким...
   13.0.113.0.1
RU Aurihalzit #23.06.2012 19:03  @reflex_yu#23.06.2012 18:07
+
-
edit
 

Aurihalzit

втянувшийся

reflex_yu> ...Молодость вспоминают...
Еще "фишка",годная только для старшего л-та для выхода "в свет": берутся парадные погоны мл.оф.состава и путем нехитрых манипуляций погоны превращаются в ...нарукавные нашивки.
   13.0.113.0.1
RU БН181 #23.06.2012 19:09  @Aurihalzit#23.06.2012 19:03
+
-
edit
 

БН181

старожил
★★
Aurihalzit> берутся парадные погоны мл.оф.состава и путем нехитрых манипуляций погоны превращаются в ...нарукавные нашивки.
Б.П.! Неужели сам "маклачил"?? ))
   9.09.0
RU БН181 #23.06.2012 19:25  @reflex_yu#23.06.2012 18:07
+
+2
-
edit
 

БН181

старожил
★★
reflex_yu> Столько разных подробностей,невидимых рядовому гражданину.
Когда прочувствуешь все эти вещи, совершенно по-другому начинаешь оценивать деятельность Н.Кузнецова, так долго изображавшего из себя немецкого офицера-фронтовика в среде других, настоящих офицеров Вермахта и различных немецких спецслужб. "Спалиться" можно было на любой фигне, на каком-нибудь жаргонном словечке, которого ты не знаешь, или на ошибке в принятых в реальной офицерской среде правилах поведения и ношения формы одежды. Любое сомнение, подозрение - повод для проверки, запроса в часть - и всё. Аут. Легенда не обеспечивала защиту от такого рода проверок...
   9.09.0
RU Aurihalzit #23.06.2012 20:07  @БН181#23.06.2012 19:09
+
+1
-
edit
 

Aurihalzit

втянувшийся

БН181> Б.П.! Неужели сам "маклачил"?? ))
Ну а кто ж?
А вот еще одно ноу-хау. Вторая сверху пуговица на кителе пришивалась к верхней петле для удобства:
Прикреплённые файлы:
 
   13.0.113.0.1

VAS63

модератор
★★★☆
БН181> в Сев-ке на многих кораблях эскадры считалось дурным тоном сойти в город (не по службе) в кремовой рубашке
БН181> для нахождения в городе - тужурка и белая рубашка

Читаю и думаю, как мне повезло
что прослужил вдали от центров цивилизации.
Все время по поселкам и деревням. За всю службу тужурку и 20 раз не надевал. Зимой носили китель, летом - голубую куртку х/б на голое тело. Тужурку - только в командировках, и то не всегда, только весной или осенью, а так, летом - рубашку, а зимой под шинелью все равно не видно - китель.
   5.0.15.0.1
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU klarst new #23.06.2012 21:27  @Aurihalzit#23.06.2012 20:07
+
+1
-
edit
 

klarst new

втянувшийся

Aurihalzit> А вот еще одно ноу-хау. Вторая сверху пуговица на кителе пришивалась к верхней петле для удобства:

Совсем не обязательно было пришивать - вставлялась спичка в скобу с обратной стороны пуговицы.
А китель, да, по молодости не любил. Вкус к нему почуствовал только став уже старшим офицером.
   11.011.0
1 14 15 16 17 18 238

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru