САМОЛЕТ И ЧЕЛОВЕК ИЗ ОДНОГО МАТЕРИАЛА
Из каких материалов будут сделаны самолеты XXI века?
• Сергей ЛЕСКОВ
С тех пор как братья Райт подняли в воздух первый аэроплан, в самолетостроении изменилось многое. Изменилось почти все. Один закон оставался непреложным: силовые элементы самолета обязаны быть металлическим. Это правило диктовалось прежде всего требованиями прочности к поднявшейся в небо конструкции. Но в XXI веке и эта аксиома станет музейной
Бурный расцвет химии полтора десятка лет назад привел к тому, что новые так называемые композиционные материалы стали внедряться в самые различные технологии. Композит - это углеродный материал, попросту - пластмасса. Композиты наступали широким фронтом: из них делали жаростойкое покрытие для ракетных кораблей и обшивку поездов, сантехнику и газоносные трубы, спортинвентарь и имплантанты для эндопротезирования. Появился новый термин: по примеру каменного, бронзового и железного века стали говорить о композитном веке. И хотя в США рынок композитов достигал 200 млрд долларов, этот образ казался поэтическим преувеличением.
Теперь это не образ - реальность. Потому что именно из композитов создается авиация 5-го поколения. Главная проблема авиации - прочность конструкции. Пилот выдерживает 12-кратную перегрузку, машина ломается при 23-кратной. (Летчик при катапультировании испытывает перегрузку до 18 g.) Задачи, которые ставятся перед самолетом 5-го поколения, требуют увеличения прочности. Таким материалом может быть только углеродный композит, который гораздо прочнее металла. Создающийся сейчас Су-37 уже имеет крылья и частично фюзеляж из композита. Конечно, двигатель и шасси по-прежнему металлические.
Еще одно преимущество самолета из композита - он невидим для радаров, ведь пластмасса не отражает радиосигнала. Американцы давно над этим бьются, разрабатывают технологию "Стеллз": хитроумная геометрия, снижение температуры на выходе из сопла, окраска фюзеляжа.
Будет ли надежен самолет из пластмассы? Будет, потому что такие машины уже летают, - новая технология испытывается на самолетах для высшего пилотажа. На только что завершившейся в Испании Всемирной авиационной олимпиаде лучшие пилоты летали на сделанных из композита самолетах из России. Как рассказывает директор программы Станислав Рубанов, в течение года на крыло встанет новая машина Су-49, которая впервые полностью сделана из композитов и может, кстати, летать на автомобильном бензине. Кроме России, никто эту технологию не освоил, а мировая потребность в этой машине оценивается примерно в 5 тысяч штук. Через 3 года будет готов также полностью композитный реактивный Су-52.
13:08 06.07.01
Izvestia