[image]

Кобра III

 
1 41 42 43 44 45 78
UA RLAN #22.07.2012 13:50  @Non-conformist#22.07.2012 00:01
+
-
edit
 

RLAN

старожил

Non-conformist> Нормальный путь. Ракета летит вертикально вверх, мотор прекращает работу - небольшой выбег по инерции - остановка - скольжение на хвост вертикально вниз. Чёткая смена знака ускорения по продольной оси.

Не пойму, о чем ты говоришь.
Надеюсь вечную дискуссию на этом форуме (о ртутном датчике, шарике с пружинкой и пр ты читал не раз)

Но в воздухе будет так, на старте датчик регистрирует ускорение вниз, при работающем двигателе - вниз (считаем вертикальный полет), в процессе завершения тяги вектор падает до 0 и переходит в направление вверх, плавно падает до 0 в районе апогея, при падении на хвост он так же в районе 0 и зависит от аэродинамики ракеты, если она устойчива, то минимальные аэродинамические силы развернут ее, эти силы создадут ускорение, но его направление я бы не рискнул предугадать в этом переходном процессе.
На малых высотах вполне можно не успеть отреагировать, при малых скоростях подъема после останова двигателя может сразу наступить невесомость (зависит от точности датчика), Что детектировать?
Если аэродинамическая устойчивость не предполагается, то и гироскоп не поможет, и оптический датчик, и магнитный, проще всего таймер, или барометрический метод.
   
UA Voldemar #22.07.2012 15:17  @Non-conformist#22.07.2012 00:03
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

Non-conformist> Знаешь, до этих нюансов так далеко,
Это так, мысли вслух, когда всё будет сделано переделывать вероятно не будешь.
   3.5.193.5.19
UA Non-conformist #22.07.2012 15:46  @RLAN#22.07.2012 13:50
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

RLAN>
Да, ты конечно прав. Дискуссия потому и вечная, что если не общаешься с этим плотно и регулярно, то физика в голове замещается "формальной логикой", не имеющей никакого отношения к действительности. Причём всё то, что ты описываешь, я ведь имел возможность наблюдать и ощущать в грубой физической форме, руками и глазами, когда игрался с "Ардуиной" участника Ckona. И тем не менее...

Значит, там немного другой путь получается. Поскольку тяга мотора предполагается всего-навсего чуть-чуть большая, чем вес ракеты, то и полёта по инерции особого не ожидается. А следовательно парашют можно начинать выбрасывать (в смысле подавать импульс на запал ССР) в момент окончания работы мотора. Или чуть позже; насколько - надо посмотреть в симуляторе. В этом случае получаем полностью раскрытый купол в районе баллистического апогея. Момент останова мотора акселерометр определит легко и надёжно.
   
UA Non-conformist #22.07.2012 15:48  @Voldemar#22.07.2012 15:17
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Voldemar> Это так, мысли вслух, когда всё будет сделано переделывать вероятно не будешь.
Так а там всем МК будет рулить, как в хлебопечке. )) Не надо будет ничего переделывать, прогу только слегка поправить. Реальность века информации. ))
   
UA Voldemar #22.07.2012 16:01  @Non-conformist#22.07.2012 15:48
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

Non-conformist> Так а там всем МК будет рулить,
Начало отсчёта брать от какого события? Начало движения не показатель. Останов мотора трудно ловить, они все сходят с тяги с определённым постоянством в промежутке 1 - 1,5 сек.

Нужен дублирующий таймер, запускаемый с подачей напр. на воспламенитель двигателя, пусть даже парашют выйдет чуть раньше, будет чем наполнять, имхо.
Или МК подаёт команду на воспламенение двигателя тоже, не помню но ты вроде планировал всё в одной кнопке, тогда да, проблем с этим нет.
   3.5.193.5.19
UA Non-conformist #22.07.2012 16:26  @Voldemar#22.07.2012 16:01
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Voldemar> Начало движения не показатель.
Для LIS331 - показатель, вполне однозначный и легко регистрируемый.
   
UA Voldemar #22.07.2012 16:41  @Non-conformist#22.07.2012 16:26
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

Non-conformist> Для LIS331 - показатель, вполне однозначный и легко регистрируемый.
А если начало движения на 5-6 сек работы двигателя? Зацепилось что-нибудь, или двигатель не дал до нужной тяги 2 - 3N в начале работы. Подъём небольшой, инерциальной фазы полёта почти нет, пока всё сработает, железяка уже может торчать из земли.
Не про то, что нельзя зафиксировать, про обезопасить во всех отношениях.
А именно, если высота полёта по каким либо причинам будет меньше ожидаемой вдвое - втрое.

Т.е. при программировании МК на срабатывание ССР, желательно учитывать несколько событий одновременно, имхо.
   3.5.193.5.19
UA Non-conformist #22.07.2012 17:15  @Voldemar#22.07.2012 16:41
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Проще и надёжнее всего имхо смоделировать полёт в той же ezalt и принять за "событие" момент останова мотора.
   
Это сообщение редактировалось 22.07.2012 в 17:20
UA Voldemar #22.07.2012 17:36  @Non-conformist#22.07.2012 17:15
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

Non-conformist> Проще и надёжнее всего имхо смоделировать полёт
Либо неправильно объясняю ..., к примеру высота полёта до апогея получилась 10 м...
В общем ладно, мысль озвучил, решать всё равно только тебе. ;)
Успел прочитать первый текст. :)
   3.5.193.5.19
UA Non-conformist #22.07.2012 17:47  @Voldemar#22.07.2012 17:36
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Если десять метров до апогея - это авария, тут никакая ССР не поможет. Разве руками ловить. В каске. ))

Насчёт десяти секунд тяги. Если не получится (а оно скорее всего не получится, разбавишь топливо горючим = тяга сильно упадёт), сделаем другой кардан. Дело в том, что этот кардан (на 42 мм калибр) планировался для миномётного старта, для значительных перегрузок катапультирования и тяги. А для медленного подъёма кольца кардана можно радикально облегчить, т.е. калибр мотора может увеличиться миллиметров до пятидесяти.

Сейчас подниму документы, я как-то чертил кардан (Anzoriy вызывался выточить) с минимально возможными зазорами между кольцами. Так там калибр больше чем 42 мм получался, насколько я помню...
   
UA Voldemar #22.07.2012 18:09  @Non-conformist#22.07.2012 17:47
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

Non-conformist> Если не получится (а оно скорее всего не получится, разбавишь топливо горючим = тяга сильно упадёт), сделаем другой кардан.
Нет, я не буду разбавлять топливо, поменяется лишь процентное соотношение окислителей, не более. Например было НН-НК..., 35-30..., станет 40-25...
Мне бы точный наружный диаметр двигателя, через который нельзя переступать. Сейчас наружный диаметр двигателя 44 мм. и полная масса 550 - 560 гр.
Ну и желателен поточнее вес железяки или необходимая тяга, ибо когда попаду в нужную тягу, буду тестировать на повторяемость, а если тяги в результате не хватит(перепрыгнем планируемую массу конструкции), нужно будет гонять серию по новой.
   3.5.193.5.19
UA Non-conformist #22.07.2012 18:31  @Non-conformist#22.07.2012 17:47
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Вот кардан на подшипниках качения, который должен выдерживать до 100 кгс осевого усилия. Исходил из сечений того кардана, который выточил Ckona, т.е. который сейчас у меня на руках; он свободно выдерживает мой вес (93 кгс). Проектирование кардана, что на чертеже, сводилось к замеру критических сечений и оптимизации конструкции (зазоров между кольцами) из условия максимально возможного калибра мотора.

А в нашем случае такие мощные кольца не нужны, пойдут и гораздо более тонкие, т.е. в итоге очко может стать ещё больше, имхо вплоть до 60 мм. Идеальным вариантом было бы вообще уйти от токарки в сторону гибки и штамповки, но в любительских условиях это практически нереально.

Поэтому имхо нужно подобрать подходящие алюминиевые трубы и нарезАть кольца из них, лишь слегка подгоняя диаметры до нужных размеров. Трубы нужны для того, чтобы не любить до потери пульса дюралевую плиту - это занятие быстро надоедает. Если удастся подобрать такой комплект труб (три диаметра), то тогда получаем много легко вытачиваемых запчастей, формируем запас потенциальных карданов - на случай аварий. Кардан - самый заморочный и дорогой (по трудозатратам) механический узел в этом проекте, который к тому же практически гарантированно не переживает аварии... Подшипники качения для медленного вертикального полёта тоже не нужны - вполне пойдут втулки, как сейчас.

Гуглится мне, что в Киеве или в Харькове вполне реально подобрать такие трубы...
Прикреплённые файлы:
 
   
UA Voldemar #22.07.2012 19:08  @Non-conformist#22.07.2012 18:31
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

Non-conformist> , т.е. в итоге очко может стать ещё больше, имхо вплоть до 60 мм.
Уточню, т.е. наружный диаметр двигателя может быть до 60 мм.? Или лучше взять за основу меньшего диаметра, например 55 мм.?
Назови, если возможно, конкретную цифру.

Non-conformist> Гуглится мне, что в Киеве или в Харькове вполне реально подобрать такие трубы...
А стеклопластиковые кольца не пойдут? Плотность меньше чем у Al, можно делать любой диаметр без привязки к готовым трубам. Точить их тоже можно, сверлить и пр.
   3.5.193.5.19
UA Non-conformist #22.07.2012 19:43  @Voldemar#22.07.2012 19:08
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Voldemar> А стеклопластиковые кольца не пойдут?
Для медленного вертикального полёта - думаю пойдут. Да и для миномётного имхо нельзя вот так взять и сказать, что не пойдут... Я думал о таком варианте, но мысленно обломался их обрабатывать. Точить стеклотекстолит - это не та работа, которая приносит пользу здоровью. Да и нетехнологично это всё... А так - стеклолента бесплатная есть.

Voldemar> Назови, если возможно, конкретную цифру.
Пятьдесят семь миллиметров - наружный диаметр корпуса мотора. Посадочный размер. ТолщИны колец (мм): 3 / 8 / 3. Среднее кольцо с запрессованными консольными (?) полуосями работает на излом (могу напутать в терминах теормеха), поэтому меньшую толщину брать как-то нефизично - оставил её без изменений...

Я бы рассчитывал на 57 мм наружного диаметра корпуса мотора.
   
UA Voldemar #22.07.2012 20:51  @Non-conformist#22.07.2012 19:43
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

Non-conformist> Для медленного вертикального полёта - думаю пойдут.
Ну тогда вообще может вырисовываться проект "на коленке"(кухне).
В принципе, а что там точить, вн. и нар. диаметры подогнать можно при намотке, останутся отверстия, да по краю обрезать.
Дай размер внутреннего кольца, на досуге попробую.

Non-conformist> Среднее кольцо с запрессованными консольными (?)
Можно оставить из Al.
Non-conformist> Я бы рассчитывал на 57 мм наружного диаметра корпуса мотора.
Понял, хороший размер, даже вероятно с запасом.
   3.5.193.5.19
UA Non-conformist #23.07.2012 00:58  @Voldemar#22.07.2012 20:51
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Voldemar> В принципе, а что там точить, вн. и нар. диаметры подогнать можно при намотке, останутся отверстия, да по краю обрезать.
Да. Отторцевать надо, и просверлить дырочки. Сверлить в сборе, в приспособе (типа стапеля). Желательно на токарнике. Нужен токарный угольник... Хотя, наверное, можно и на нормальном сверлильном станке с нормальными тисками - у нас ведь не прецизионный кардан.

Voldemar> Дай размер внутреннего кольца, на досуге попробую.
Вот предварительный чертёж. Надо будет ещё завтра подумать... Сообщи длину мотора - надо посмотреть углы максимального отклонения кардана с мотором внутри трубы при данном диаметре и длине.

Voldemar> Понял, хороший размер, даже вероятно с запасом.
Калибр мотора можно сделать ещё больше, но там ограничение по максимальному углу отклонения (если сильно толстый мотор, то угол получается маленький - а какой нужно, я не знаю). При таком размере как на чертеже и длине мотора около 300 мм углы максимального отклонения УВТ получаются около 14 градусов в обе стороны. И ещё ограничение по пространству для размещения двух датчиков положения кардана. Они расположены на кольцах кардана и механически с ними связаны, попарно: среднее_внешнее и среднее_внутреннее.
Прикреплённые файлы:
 
   
UA Voldemar #24.07.2012 20:26  @Non-conformist#23.07.2012 00:58
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

Non-conformist> Вот предварительный чертёж.
Ширина кольца остаётся прежней, 20 мм.?
> Сообщи длину мотора -
Максимум 240 мм.
> Калибр мотора можно сделать ещё больше, но
Пока ориентируйся на наружный диаметр 54 мм.
Меня терзают сомнения, а нужна ли для испытаний труба - корпус? :)
   3.5.193.5.19
UA Non-conformist #24.07.2012 23:58  @Voldemar#24.07.2012 20:26
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Voldemar> Ширина кольца остаётся прежней, 20 мм.?
Да, по-моему этого более чем достаточно.

Мне только не до конца понятна осевая фиксация мотора в кардане. По направлению вектора тяги ясно - снаружи КС доматывается кольцеобразный выступ, шириной, скажем миллиметров десять (по ширине стеклотесьмы, которой он будет мотаться), и высотой миллиметр-полтора. И этот буртик упирается во внутренне кольцо кардана, передавая кардану (и всей ракете) усилие тяги.

А вот как зафиксировать мотор в обратном направлении, чтобы мотор не выпал при рывках парашюта? Примитивно, надёжно и чтобы было удобно при сборке? Резьбовые втулки точить не хочу - такое решение будет явно не в том стиле, в котором я хотел бы выдержать проект. Из "примитивного" пока видятся две петли из того же ПВХ-кембрика (чего там далеко ходить), со стороны кардана перекинутые через оси малого кольца, а со стороны соплового среза мотора - накинутые на два болтика, не до конца вкрученные в сопловой блок мотора: один с одной стороны, второй - с диаметрально противоположной.

Voldemar> Меня терзают сомнения, а нужна ли для испытаний труба - корпус? :)
Конечно нужна. Труба ограничивает угловые перемещения кардана, на трубе крепятся кардан, актуаторы, источник питания - да собственно вся ракета. Если ты по поводу видимости внутренностей, то вся информация о манипуляциях АСУ карданом будет писаться в память - в виде данных с датчиков положения кардана.

Понятно, что на этапе испытаний лучше (зрелищнее) было бы, если бы труба была прозрачной, или какой-то сильно ажурной, но по-моему этим не стОит заморачиваться. Всё равно конечная цель - корпус-копия А-4. И пара тактов вальса над стартовым столом - желательно запрограммированных, а не так, чтобы "само собой". )) Чёрно-белое видео я в своём редакторе делать умею, пейзаж с соснами найдём... ))
   
UA Voldemar #25.07.2012 21:29  @Non-conformist#24.07.2012 23:58
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

Non-conformist> А вот как зафиксировать мотор в обратном направлении,
Четыре шурупа с плоской шляпкой через кольцо кардана, упирающиеся или закручивающиеся в "расширительное" кольцо двигателя. В сопловый блок ничего вкручивать не рекомендую, в заглушку - сколько угодно.
Non-conformist> Чёрно-белое видео я в своём редакторе делать умею, пейзаж с соснами найдём... ))
Да уж, если всё остальное получится, пейзаж не проблема. :)
   3.5.193.5.19
UA Non-conformist #25.07.2012 22:16  @Voldemar#25.07.2012 21:29
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Да, про шурупы в утолстительное кольцо я думал. Но в этом случае нужно будет делать дырочки в корпусе, напротив каждого шурупа. Думаю трёх хватит, а то и двух... Только не вворачивать шурупы в мотор - в кольце должны быть приготовлены лунки. По типу фиксации резьбонарезной плашки в держателе.
   
UA Voldemar #26.07.2012 19:31  @Non-conformist#24.07.2012 23:58
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

Voldemar>> Меня терзают сомнения, а нужна ли для испытаний труба - корпус? :)
Non-conformist> Конечно нужна.
И всё же вернусь к этому вопросу.
К примеру есть наружное кольцо кардана, сделать ещё 2 -4 подобных, можно тоньше, расположить одно над другим по очереди на определённом расстоянии и соединить тремя - четырьмя пластинами.
Доступ к узлам и продуваемость ветрами будет во всех направлениях, за кольца и пластины крепить всё, и когда установлен двигатель и пр. вставить это в корпус и зафиксировать тремя шурупами.
Технологично, просто и доступно.
С трубой в качестве несущей конструкции сплошные оговорки. Вот элементарно закрепить двигатель, нужно сверлить все кольца кардана и корпус, потом ничего не видя, крутить на голой интуиции крепёжные шурупы, и так будет почти во всём. :)
Опять же, отлаживать систему, там подкрутить тут ослабить, и первые запуски можно без корпуса, ремонт и переделка с рамной системой без малейших проблем...
В общем думай, ибо сделать всё в трубе будет ох как не просто.
   3.5.193.5.19
UA Non-conformist #26.07.2012 22:37  @Voldemar#26.07.2012 19:31
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Voldemar> вставить это в корпус и зафиксировать тремя шурупами.
Несущая рама в лёгком корпусе будет весить больше, чем несущий корпус. Но если будет проходить по массе, то так, полностью согласен, намного удобнее. Подобную конструкцию имеют старинные показывающие приборы серии ВМД: http://i059.radikal.ru/1103/93/4777a3754eef.jpg


Всего намечается пять блоков (по порядку, от головы к корме):
1. ССР
2. Батарея питания с Z-маховиком
3. Плата управления
4. Узел актуаторов
5. Кардан

Батарея питания и электромотор с Z-маховиком объединены в один блок.


Voldemar> Технологично, просто и доступно.
Согласен, но масса вырастет.


Voldemar> С трубой в качестве несущей конструкции сплошные оговорки. Вот элементарно закрепить двигатель, нужно сверлить все кольца кардана и корпус, потом ничего не видя, крутить на голой интуиции крепёжные шурупы, и так будет почти во всём. :)
Думал делить трубу на три отсека: ГО (1), электрика (2,3) и механика (4,5). Каждый отсек "начиняется" с двух сторон - глубоко в трубу лезть не придётся, всё должно быть довольно доступно. С креплением мотора в кардане тоже проблем нет, плоскость фиксирующих винтов отстоит от плоскости кормового среза на каких-то сто двадцать миллиметров...


Voldemar> Опять же, отлаживать систему, там подкрутить тут ослабить
Нет, механика вся отлаживается вне корпуса, по узлам. Наладка в корпусе - только если при сборке допущен некий косяк.


Voldemar> В общем думай, ибо сделать всё в трубе будет ох как не просто.
Рама мне нравится, вопрос - потянет ли мотор всё это дело. Вес корпуса практически удваивается...
   
UA Non-conformist #27.07.2012 11:39  @RLAN#22.07.2012 13:50
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Non-conformist>> ... Ракета летит вертикально вверх, мотор прекращает работу - небольшой выбег по инерции - остановка - скольжение на хвост вертикально вниз. ...
RLAN> Не пойму, о чем ты говоришь. Надеюсь, вечную дискуссию на этом форуме (о ртутном датчике, шарике с пружинкой и пр ты читал не раз).
Если апогей будет выглядеть так, как процитировано выше, а в данном случае он не может выглядеть как-то по-другому (в безветренную погоду, по крайней мере), то в точке апогея показания всех трёх осей линейного акселерометра дружно схлопнутся в околонулевую область. Этот ярко выраженный эффект я наблюдал много раз, подбрасывая "Ардоскоп". Чем не событие для подачи импульса на выпуск парашюта?

Ещё вариант: отсутствие реакции гироскопа на изменение вектора тяги (изменение показаний датчиков положения кардана). Попросту: ракета валится, рулим карданом - а выправления нет. Это событие однозначно свидетельствует о прекращении работы РДТТ. Такой вариант позволяет реализовать "упреждающее апогей" срабатывание ССР (проблема малой высоты).
   
UA Non-conformist #27.07.2012 11:42  @Non-conformist#27.07.2012 11:39
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

Non-conformist> Ещё вариант: отсутствие реакции гироскопа на изменение вектора тяги (изменение показаний датчиков положения кардана). Попросту: ракета валится, рулим карданом - а выправления нет. Это событие однозначно свидетельствует о прекращении работы РДТТ.
... или о том, что ракета стоит на стартовом столе, а мотор ЕЩЁ не заводили. Это недоразумение можно устранить программным образом, блокировав преждевременное срабатывание ССР отсутствием события запуска РДТТ и отсутствием стартовой перегрузки (показания линейного акселерометра).
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
UA Voldemar #27.07.2012 15:54  @Non-conformist#26.07.2012 22:37
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

Non-conformist> Рама мне нравится, вопрос - потянет ли мотор всё это дело. Вес корпуса практически удваивается...
Вот правильно говорят, как не объясняй, всё равно кто-то воспримет это по своему. :):)
Я предлагаю не круглые пластины как на твоём фото, а четыре кольца шириной 20 - 30 мм., и три Al пластины снаружи колец аналогичной ширины. Будет та-же труба, но с огромными отверстиями везде. :)
И потом корпус в два слоя бумаги.
Не думаю, что масса конструкции существенно увеличится, может даже наоборот.
   3.5.193.5.19
1 41 42 43 44 45 78

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru