Советские авиамодельные движки. Мемуары :)

Перенос из темы «Детям 60-70-80-х посвящается [4]»
 
+
-
edit
 

Anika

координатор
★★☆
Balancer> ...до МК-12/-17/etc я так и не дорос :) Да и эфир тогда достать было негде.
Я, увы, тоже. Хоть были и чертежи, и материалы... но не сложилось :(
А старшие соседи по двору, кто дорос - эфир и касторку элементарно брали в аптеке ;)
Когда говорит масло - пушки молчат. А голос пушек - это голос Муз. (c)Ю.Шерман  
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
Anika> А старшие соседи по двору, кто дорос - эфир и касторку элементарно брали в аптеке ;)

Нашу районную аптеку я на предмет реактивов ещё в 7-м классе перешерстил. Соляная кислота (10%), жжёная магнезия, хлористый кальций и далее по списку. Но вот эфира там не было :) Касторкой не интересовался...
 
+
+7
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Anika> А старшие соседи по двору, кто дорос - эфир и касторку элементарно брали в аптеке ;)

У нас - тоже.
Мы элементарно брали диэтиловый эфир в аптеке... более того, нам его продавали с удовольствием, поскольку он, гад, летел через пробки :) Больница не брала флаконы с половинным содержанием, их приходилось браковать и сдавать обратно, а мы брали все, кроме уж совсем пустые :) Вероятно, эфир стабилизировали, иначе не могу объяснить, как никто из нас не взорвался из-за накопления перекисей.

Интересно отметить, что топливо для калильных двигателей было намного дефицитнее - он на метаноле с касторкой работал. Калильные двигатели, наоборот, были в избытке :)
Ну мы с братом поступили хитро - надумали переделывать калильные в компрессионные. И удалось, надо сказать :) Для этого пришлось научиться работать по металлу (из станков - токарный, на заводе у отца), но зато переделывали любого "свечного" моторчика (свЕштово мотОрче, так называли у нас калилки), просто в моторчика (моторчик без уточнения, что он электро, означал именно компрессионный микродвигатель :))

Микродвигатели тогда стоили порядка 10 левов (зарплата отца, который был директором машиностроительного завода, тогда была 250 левов; мама, бухгалтер-кассир, получала 105), и мы перешли к натуральному обмену - один переделанный за три калильных :) Надо еще отметить, что компрессионные двигатели, ходившие среди детей в квартале, были ушатанными в хлам, списанные из авиамодельного кружка, а калильные (тоже списанные) часто нулевые - сидели на земле без топлива :)

Довольно быстро наши переделки дошли до руководителя авиамодельного кружка, который нас нашел и привел в кружок. Конечно, он знал, что двигатели можно переделывать, но из его кружковцев никто не хотел возиться, а сам делать этого он считал неспортивным.

Поэтому наш с братом авиамоделизм был сугубо специфический - мы считались мотористами :)
Руководитель авиамодельного кружка зело поощрял нас в этом начинании и иногда здорово помогал - например, когда дошло до форсировки двигателей для скоростных моделей, он организовал мелкосерийное производство "цветных пар" и шатунов :) Он был преподавателем в техникуме, и лучшие из его учеников вместо отвесов и золотников для клапанов точили поршни и гильзы :) Дело в том, перечисленные детали являлись расходниками - форсированные Цейсы, Соколы и Метеоры отрабатывали редко когда полчаса на полной мощности - обычно 10...15 минут :)
 22.0.1229.9422.0.1229.94

varban

администратор
★★★★
Самый маленький двигатель, с которым я имел дело - компрессионный Колибри:

http://www.a123systems.ru/...

рабочим объемом в 0.8 кубика. Он попался уже после того, как и я, и брат уехали из города. И я их не форсировал, а отлаживал - в кружке завезли большую партию таких моторчиков и надумали делать многомоторные (от 4 и больше) модели. Но двигатели капризничали и не хотели работать устойчиво.

Оказалось, что резьба винта регулировки контрпоршня чересчур крупная. Так что в ход пошла "домашняя заготовка" - доводка контрпоршня, новая мелкая резьба (не напрямую в дюраль, а в стальную втулку), и новый винт. Этого оказалось достаточным, и все Колибри стали работать устойчиво. Но многомоторные модели не появились :(
 22.0.1229.9422.0.1229.94
RU Владимир Малюх #29.10.2012 09:00  @Anika#25.10.2012 08:29
+
-
edit
 
Anika> А старшие соседи по двору, кто дорос - эфир и касторку элементарно брали в аптеке ;)

Хм, за мою юолее чем десятилетнюю авиамодельную практику (в Крупных городах - Омске и Новосибирске) я эфир в аптеке ни разу невстречал.

PS: К слову - до МК-17/12 я тоже "не дорос" :) Мой первый моторчик был "Ритм", а к к 10 классу я дорос уже до 10-ки МДС. Да вообще, МК-шки повсюду считались хламом, которым они и были. Одно время мы пытались приспособить их для новичков, все равно ДОСААФ их в моделку поставлял - из 10 моторчиков удавалось собрать лишь 3-4 реально работающих.
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  22.0.1229.9422.0.1229.94
RU Владимир Малюх #29.10.2012 09:08  @varban#25.10.2012 10:17
+
-
edit
 
varban> Интересно отметить, что топливо для калильных двигателей было намного дефицитнее - он на метаноле с касторкой работал. Калильные двигатели, наоборот, были в избытке :)

Варбан, в СССР использование метанола несовершеннолетними было запрещено. Поэтому использовали этанол, а когда он стал дефицитен :) то вообще изопропил. Мощность, конечно,падала процентов на 15-20. Метанол - это после 18 лет.

varban> Ну мы с братом поступили хитро - надумали переделывать калильные в компрессионные.

Нафига? Этиловый спирт решалпроблму на 100%.

varban> сидели на земле без топлива :)

неужели этиловый спирт был в дефиците?

varban> Дело в том, перечисленные детали являлись расходниками - форсированные Цейсы, Соколы и Метеоры отрабатывали редко когда полчаса на полной мощности - обычно 10...15 минут :)

Хы, так на совсем профессиональных чемпионских движках (у нас их делали чемпионы мира Пицкалев и Калмыков) на соревновательно режиме более 5 минут и не работали. Фигли - обороты за 40 тыс. :)
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  22.0.1229.9422.0.1229.94
BG varban #29.10.2012 10:05  @Владимир Малюх#29.10.2012 09:00
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
В.М.> PS: К слову - до МК-17/12 я тоже "не дорос" :) Мой первый моторчик был "Ритм", а к к 10 классу я дорос уже до 10-ки МДС.

Ритм и я помню. Только его меньше надо было ковырять - это один из двигателей, который нормально работал из коробки :)

В.М.> Да вообще, МК-шки повсюду считались хламом, которым они и были.

Я так и не пойму, зачем выпускали МК-16 и МК-17 :) МК-12В хоть был 2.5 кубиковый, а полуторакубовые - куда их :) Пробовали их на таймрейсинге (100 круга)... думали, что за счет большей экономичности можно было сократить число заправок... ни фига не вышло. Действительно заправляли на два раза меньше, но и пепелац летал намного медленнее. Так и не выставили на соревнованиях.

МК-12В был полегче Ритма, но очень быстро приходил в хлам - головка шатуна на кривошипе разбивалась. Поэтому на соревнованиях МК-12В можно было встретить в не очень популярных (у нас) таймерных моделей - там он работает не более 10 секунд :)

У нас в 70-ые классы были слегка не по FAI :) Компрессионки гонялись отдельно от калилок. Несколько раз вводили и убирали отдельный класс - 1.5 кубика. Для пионеров. Но пионэр, как правило, вообще не мог гарантированно завести МК-17. МК-16 был в этом плане получше, но там были большие потери на трение - поршень был с компрессионным кольцом.
 22.0.1229.9422.0.1229.94
BG varban #29.10.2012 10:26  @Владимир Малюх#29.10.2012 09:08
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
В.М.> Варбан, в СССР использование метанола несовершеннолетними было запрещено. Поэтому использовали этанол, а когда он стал дефицитен :) то вообще изопропил. Мощность, конечно,падала процентов на 15-20. Метанол - это после 18 лет.

Я плохо помню, почему метанола не было, но скорее всего по той же причине.

В.М.> Нафига? Этиловый спирт решалпроблму на 100%.
varban>> сидели на земле без топлива :)
В.М.> неужели этиловый спирт был в дефиците?

На этаноле, и тем более на изопропаноле двигатель плохо заводился. Это было очень важно в гонках, где по несколько раз двигатель останавливался в полете, механик ловил модель в воздухе, быстро заправлял бак и одним толчком заводил двигатель.

В.М.> Хы, так на совсем профессиональных чемпионских движках (у нас их делали чемпионы мира Пицкалев и Калмыков) на соревновательно режиме более 5 минут и не работали. Фигли - обороты за 40 тыс. :)

Мы не меряли ни обороты, ни мощность - нечем было :) Делали оборотомер с оптопарой. Но фототранзисторов/фотодиодов не было. Пробовали переделать обычный в фототранзистор путем вскрытия корпуса, сделали пару из лампочки и транзистора, и этим кончилось. Счетная часть оказалась не по зубам.
 22.0.1229.9422.0.1229.94
+
+1
-
edit
 

Anika

координатор
★★☆
varban> Мы не меряли ни обороты, ни мощность - нечем было :)
Ну уж обороты-то... Позвали бы знакомого с музыкальным образованием - он бы вам частотомером поработал: "Такая-то нота такой-то октавы", и всё - герцы в кармане ;)
Когда говорит масло - пушки молчат. А голос пушек - это голос Муз. (c)Ю.Шерман  

varban

администратор
★★★★
Anika> Ну уж обороты-то... Позвали бы знакомого с музыкальным образованием - он бы вам частотомером поработал: "Такая-то нота такой-то октавы", и всё - герцы в кармане ;)

Камертон у меня был (440 герц), но сравнить с частотой ревущего на стенде двигателя было сложно. Наверное, надо было отойти метров на 100 :)
 22.0.1229.9422.0.1229.94

varban

администратор
★★★★
varban> МК-16 был в этом плане получше, но там были большие потери на трение - поршень был с компрессионным кольцом.

Не было компрессионного кольца, только канавка :) Штатный поршень чугуниевый, на хрена ему чугуниевое же кольцо :)
 22.0.1229.9422.0.1229.94
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

varban> Ритм и я помню.
Покопался в своей коробке, вот что есть в наличии из компрессионных.
По памяти, какой? :)
Прикреплённые файлы:
 
 3.5.193.5.19
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
varban>> Ритм и я помню.
Voldemar> Покопался в своей коробке, вот что есть в наличии из компрессионных.
Voldemar> По памяти, какой? :)

Нижний. Шкив на валу помню только у Ритмов и у калильных Метеоров.
Правый - МК-12В без жиклера.
А левого не знаю. Похож на Ритма, но не Ритм :)

ПС: Однако, в отличии от судомоделистов, шнуром никогда не заводили.
 22.0.1229.9422.0.1229.94

varban

администратор
★★★★
varban> А левого не знаю. Похож на Ритма, но не Ритм :)


Не Ритм, МАРЗ :) Сменное сопло на карбюраторе.
 22.0.1229.9422.0.1229.94

varban

администратор
★★★★
varban> А левого не знаю. Похож на Ритма, но не Ритм :)

Ни хрена не похож :)
Не попадались МАРЗы нам. Может и хорошо, что не попадались :)
 22.0.1229.9422.0.1229.94
RU Владимир Малюх #30.10.2012 11:36  @ED#29.10.2012 19:23
+
-
edit
 
ED> http://forum.modelka.com.ua/index.php?s=387c9043bb56043fd297da6d3390c48a&app=core&module=attach&section=attach&attach_rel_module=post&attach_id=141467

Это Ритм, скорее всего форсированная переделка. У серийного Ритма патрубок карбюратора наклонный, а не прямо назад. На более ранней фотке - нижний движок.
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  22.0.1229.9422.0.1229.94
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Вот рядом два ОТМ - 2.5 кубиковый Сокол и 0.8 Колибри:

http://forum.modelka.com.ua/...

ПС: Не прицепилось:
Прикреплённые файлы:
 
 22.0.1229.9422.0.1229.94
RU Владимир Малюх #30.10.2012 11:45  @varban#29.10.2012 10:26
+
-
edit
 
В.М.>> неужели этиловый спирт был в дефиците?
varban> На этаноле, и тем более на изопропаноле двигатель плохо заводился.

На изопропаноле - да, плохо, но на этиловом - почти так же, что и на метаноле, только мощность теряется.

varban>Это было очень важно в гонках,

Аааа, так бы и сказал, что гоночные :) тут КМД из компрессиоников рулил.

varban> Мы не меряли ни обороты, ни мощность - нечем было :)

Ну, эти-то двое имели фактически заводик, с богатым станочным парком, стендами и прочим. У них даже кокилевое литье картеров было 100% свое. Собственный кордодром за городом. Чтобы стать чемпионом и рекордсменом мира на скоростных нужно было в 80-х ой как попыхтеть.
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  22.0.1229.9422.0.1229.94
RU Владимир Малюх #30.10.2012 12:18  @varban#30.10.2012 11:42
+
-
edit
 
varban> Вот рядом два ОТМ - 2.5 кубиковый Сокол и 0.8 Колибри:

На моей памяти, Колибри мне удалось завести всего раза три :) Эти мелочевки нам достались по разнарядке и мы долго думали, куда бы их применить - моторчик-то совершенно внеклассовый. И родилась у нас с Петровичем авантюрная идея сделать Р/У копи.звена Вахмистрова с двумя истребителями и ТБ-1. По идее, на модельках истребителй ставились эти смаые колибри, после отцепки модельки шли в свободный полет, по таймеру глушились и садились на парашютах, а основая машинка была управляемой. Но совершенная полуработоспособность колибри поставила на прожекте жирный крест. В итоге я пошеле совсем другим путем в получении разрядов :)
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  22.0.1229.9422.0.1229.94
BG varban #30.10.2012 13:09  @Владимир Малюх#30.10.2012 12:18
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
В.М.> На моей памяти, Колибри мне удалось завести всего раза три :) [...] И родилась у нас с Петровичем авантюрная идея сделать Р/У копи.звена Вахмистрова с двумя истребителями и ТБ-1.

У нас - то же самое: Детям 60-70-80-х посвящается [4]

Колибри отладили, начали устойчиво запускаться. А из коробки ни один из двигателей не заводился два раза подряд :)

Копиисты на них посматривали - легче капотировать. Но только посматривали.
Тогда все уже поняли, что хорошая копия должна быть крупной :) К тому же появилась модель Ан-8 Бабичева. Если кто помнит, двигатели у нее были особые - цилиндр - по оси двигателя, с угловым редуктором. Винт - как у прототипа, четырехлопастной, реверсивный.

Но примерно тогда, в конце 70-ых, я впервые увидел кордовую копию Ла-7 с электромотором. Малюсенькую, размах меньше полметра. А Колибри заняла бы эту самую нишу.

Кстати, об электромоторах.
Оказывается, Александр Бабичев переделал свою знаменитую модель Ан-8 в электролет:

Лента активности - Modelka

Моделка, форум для моделистов, радиоуправляемые модели // forum.modelka.com.ua
 

Надо отметить, что моделистам с О. К. Антоновым крупно везло. Говорят, он чертежи модели Ан-8 подписью заверял :)

Прикреплённые файлы:
 
 22.0.1229.9422.0.1229.94
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

varban> Не попадались МАРЗы нам. Может и хорошо, что не попадались :)
Их так и называли, МРАЗь. :) Хотя этот работает исправно.
 3.5.193.5.19
UA Voldemar #30.10.2012 19:18  @Владимир Малюх#30.10.2012 11:45
+
-
edit
 

Voldemar

опытный

В.М.>, но на этиловом - почти так же, что и на метаноле, только мощность теряется.
Когда-то давно, Радугу 7М, на этаноле завести не смогли, на метаноле с теми-же навыками поучилось.
Сейчас заведу на чём угодно, если оно вообще способно тарахтеть. :)
 3.5.193.5.19
US yacc #30.10.2012 20:27  @Владимир Малюх#30.10.2012 11:36
+
-
edit
 

yacc

старожил
★★☆
В.М.> Это Ритм, скорее всего форсированная переделка.
Забывать начинаете... :)
 16.016.0

ED

аксакал
★★★☆
☠☠
В.М.>> Это Ритм, скорее всего форсированная переделка.
yacc> Забывать начинаете...

Ага. :)
Это МК-16(17). Человек говорит, что рисовал по памяти.
Я приводил рисунок не как загадку, а как иллюстрацию к вашему разговору. :)
 22.0.1229.9422.0.1229.94

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru