Валерич-4> Артём, интересное замечание по расположению звукосигнальных устройств. Значит вторая фотография, "с краном", так же - зеркальная? Тогда получается свистки располагались по равому борту но, у некоторых над задней прожекторной площадкой, у других над передней. Сужу по фото"предположительно Гроссер",он снят с правого борта. Хотя есть фото опровергающее Ваше рассуждение. У Кёнигов было два якоря по левому борту. На трубе Этого корабля просматривается свисток(?) по левому борту. Хотя, было бы интересно узнать, чем отличались свистки от горнов.
Валерич-4> Артём, боюсь, слишком неоднозначно всё, с этими кораблями.
Главная проблема этих кораблей это отсутствие нормальных детальных фото. Фото общих видов, как правило, имеют слишком маленький размер или неважное качество. Строго говоря, эти корабли должны иметь комплект звуковых сигнальных устройств, состоящий из свистка по правому борту, горна по левому и горна направленного в корму. Это стандарт, если я правильно понимаю этого требовали правила судовождения того времени. Сам горн имеет небольшой размер и на плохих и мелких фото его практически невозможно рассмотреть. Кроме того горны имели возможность поворачиваться вокруг своей оси, поэтому на некоторых снимках он может быть просто повёрнут на борт и Вы воспринимаете паропровод горна за свисток. На многотрубных кораблях второй горн располагался на кормовой трубе, как правило, по правому борту. Горны от свистков отличаются звуком. В тумане это позволяет определять, каким бортом корабли расположены относительно друг друга. Зеркальность снимков иногда встречается и нужно быть внимательным. В данном случае некоторые из выложенных снимков взяты "просто так" на зарубежных интернет аукционах, и вполне возможно, что продавцы таким способом защищают оригинальность снимка. Либо в те далёкие времена ученик фотографа при печати банально поставил не правильно негатив.
Фото 1 горн линкора ШАРНХОРСТ. Дальномерщик даёт чёткое представление о его размерах.
Лучше быть, чем казаться.