История подзабытая, но...
Почти в любом спортивном (или околоспортивном) справочнике можно прочитать, что первая океанская одиночная женская кругосветка была совершена Кристиной Хойновской (Польша) в 1976-78 гг. Но сама Кристина в своей книге (К.Хойновская-Лискевич "Первая вокруг света" Судостроение, 1983) пишет о потрясшем ее факте, что за пару лет до нее весь этот путь без всякой шумихи и с минимальными средствами преодолела некая австралийка. Кристине об этом рассказали австралийские яхтсмены, когда она останавливалась в Сиднее. История действительно поразительная. Вкратце:
Австралийская медсестра Анна Гаш (Ann Gash), после выхода на пенсию, полностью погрузилась в любимое увлечение - игре на каком-то национальном инструменте (типа шотланского рожка). Вела переписку с другими энтузиастами, приобрела некоторую известность "в узких кругах". В конце концов ее пригласили на всемирный конгресс этих самых любителей, который проводился в Англии. Английские коллеги обещали взять на себя все расходы, кроме дороги. Дама была небогата, билет на столь далекий перелет превышал возможности ее бюджета. Но тут ей попалось на глаза объявление в газете об очень дешевой продаже подержанной яхты (старый немецкий Folkboat, 7.3 м). Не имея никакого опыта плавания, она тем не менее кое-что почитала, посчитала и решила, что с учетом оставшегося до конгресса времени (более полугода) она вполне может успеть доплыть до Англии на собственной яхте, а учиться будет по дороге. Купила яхту, наняла кого-то проверить все-ли на ней в порядке с остнасткой и такелажем (оказалось - более-менее пригодно), попросила того же спеца дать ей пару уроков обращения с парусом (не сообщая о своей цели - "зачем напрягать людей личными проблемами") и вышла в путь. Если не ошибаюсь - даже без навигационных приборов. Кое-какие инструменты ей потом при заходах в порты дарили встреченные яхтсмены. Которые сами были в шоке от подобной... э-э, не знаю даже как сказать. Но в конце концов, почтенная леди ведь как-то умудрялась справляться. От помощи она вежливо, но твердо отказывалась, хотя советы с благодарностью принимала и какие-то уроки тоже. Опять же - если не ошибаюсь, в течении пары недель она стала легендарной личностью среди яхтсменов по пути от Автралии через Индийский океан, но в большую прессу эта история как-то не попала - очень не любила леди шумиху. Несколько раз попадала в штормы, но в конце концов прибыла-таки в Англию и даже с запасом по времени.
А дальше - конгресс, потом погостила у нескольких свежеприобретенных друзей, потом те пригласили ее в тур по Европе. В конце концов через несколько месяцев собралась домой. Ей предлагали оплатить возвращение в Австралию самолетом, но она скромно отказалась - зачем, мол, я и так доберусь. Подремонтировала яхту и продолжила движение на запад теперь уже через Панамский канал. По-прежнему одна, без радиосвязи, но уже с довольно солидным накопленным опытом. Вторая половина кругосветки была у нее гораздо тяжелее первой, но она справилась и благополучно добралась до дома.
Далее - Кристина Хойновская была в ужасе при этом известии. Вся база широко разрекламированного достижения рушилась. Она не первая!.. Но тут обнаружилась одна спасительная для нее деталь - выяснилась, что Анна Гаш при плавании вдоль берега Африки на небольшом участке взяла пассажира. Какой-то бедолага (тоже со скудными средствами) в одном из портом, где она пережидала шторм, попросил подбросить его до Кейптауна. Эти пару сотен километром на борту было ДВА человека. Чистота "одиночной кругосветки" была нарушена. Партия и правительство вздохнули облегченно, Кристина Хойновска продолжила свой путь к уникальному достижению и теперь заслуженно пребывает на скрижалях спортивной истории.
На фото - Анна Гаш, возвращение в Сидней. К сожалению, не удается найти в сети лучшей фотографии. У меня были давние сканы с иллюстраций в старой статье, но куда-то хорошо спрятал