Я только один раз уходил в положительную область КБ - но не на хлорате, а на перхлорате калия. Активная связка позволяла. Так вот, для той композиции максимум скорости горения почти совпадал (с точностью до 1...2%) с нулевым кислородным балансом. Для проверки заехал еще на 10% в положительную сторону и обнаружил снижения скорости горения.
У этого топлива (окислитель ПХК, связка - нитроцеллюлоза+нитроглицерин) с изменением содержания окислителя сначала достигался максимум импульса, а заметно дальше - максимум скорости горения.
Сдуру доложил на очередном техсовете, и началось... то срочно увеличивай скорость, то импульс... а вальцевали я и лаборант, и после десятка проб голова бетонная от нитроглицерина. А сколько баллонов азота перетягали... на серию через 10 атмосфер от нуля до 150 уходили два... а составов было много, штук 50. Там не только содержание, но и размер частиц, и катализаторы... Вкалывали, как дядя Том на плантациях месяц... выезды на полигон для ОСИ считал отдыхом... майка к спине также прилипала, но хоть голова не болела. Удивительно, что за сотну вальцеваний не было ни одной вспышки... на производстве, на менее чувствительных составов бывают и каждый день.
В конце концов заполнил все таблицы и сел за обработкой всех экспериментальных данных. Получил красивые зависимости давления и скорости горения от % ПХК и такие же для импульса. И на следующем совете провел решения поиска оптимума для всей системы.
А потом я проверил химстойкость топлива, и охренел - оно было нестойким. И с баллистики и технологию вернулся к еще не забытой теме диплома - синтез высокоэффективных стабилизаторов.
С большим трудом подобрал стабилизатор, который давал 10 лет ГСХ. Но... его еще не было, этого стабилизатора. Я делал его граммами. И заказчик посчитал, что данное направление лучше не развивать... во всяком случае, не за его деньги.
Вот так закончилась моя первая тема...
Оно, конечно, из-за того, что совсем лопушистым был... надо было не рекорды скорости горения ставить, а стойкость в первую очередь проверять. И не надо было соглашаться на снижение давления за счет увеличения скорости... от Мухи до Вампира давления почти артиллерийские, и порох нормальный, а я согласился на 100 атмосфер.