Конструкция ракет XI

 
1 118 119 120 121 122 202

Ckona

опытный
★☆
RocKI> ракета начинает вращаться относительно оси и к осциллятору добавляется подвод энергии в виде боковой составляющей вектора тяги. В момент, когда направление действия бокового ветра и боковой составляющей тяги совпадают, да еще накладываются на соответствующее колебательное движение ракеты, происходит резкий разворот и именно на ветер.

Внимательно просматривая по кадрам видео, насчитал пять смен белое-черное на участке траектории ракеты "отрыв - поворот".
Вроде как ракета сразу "рванула" и закрутилась, сделав два оборота до "фортеля".
Естественно, ветер ее обдувал постоянно, тем не менее до "фортеля" траектория была вертикальна.

Поэтому тезис о влиянии вращения отвергаю. Вращение по крену снимает однонаправленность действия возмущения, связанного с ракетой. Ветер искривляет траекторию независимо от вращения, периодически увеличивая или уменьшая действие несимметричной тяги.

Коль скоро ветер не "загнул" траекторию за 20 кадров после отрыва, не мог он ее искривить и на протяжении следующих двух или трех кадров.

Виляние курса плюс вращение по крену - это спираль.
Если она и была до "фортеля", то практически не заметна (что-то угадывается, если сильно захотеть). После "фортеля" никакой спирали не было - выровняла курс в ноль и пошла дальше. Спираль "раскачалась" на заключительном участке работы двигателя и вызвана, вероятнее всего, разгаром сопла и "прыжками" факела.

Кривизну траектории и краткосрочность "фортеля" можно объяснить только непродолжительным и сравнительно сильным возмущением. То, что ракета повернула на ветер - считаю случайностью...

Ну, рисуночек для порядку. :-)
Прикреплённые файлы:
 
 

RocKI

опытный

Ckona> Кривизну траектории и краткосрочность "фортеля" можно объяснить только непродолжительным и сравнительно сильным возмущением. То, что ракета повернула на ветер - считаю случайностью...

Я тебя понял, но остаюсь при своих и отвергаю случайности. Очень долго занимался расчетом влияния ветра, и смею утверждать, что при вертикальном взлете возникают колебания по углу тангажа в плоскости ветра. Они идут вразнос, пока не будет набрана определенная скорость, после которой начинают затухать. Даже без вращения и без перекоса тяги это может привести к ситуации "фортеля", как ты выразился, в случае очень малого запаса по устойчивости. Наличие перекоса тяги при вращении просто может усугубить ситуацию, и вызвать фортель даже в том случае, когда без них его бы не произошло. И поворот на ветер при этом тоже не случайность.

lincoln

опытный

RocKI> Ситуация с данным полетом мне показалась весьма стандартной, поскольку она наблюдалась во многих запусках форумчан.
Был такой же случай или очень похожий:
Мотор - карамельный БС с разгараемой критикой. Сопло из эпоксида с Ал. пудрой.
Причина до конца не ясна, но остановился на двух: боковой ветер и несимметричный разгар сопла. По моему мнению вторая причина наиболее вероятна, учитывая то, как после схода с направляющей, ракета резко поменяла направление и с дальнейшим повторением спирали и амплитуды колебаний, которая сохранялась, пока двигатель давал тягу.
Прикреплённые файлы:
 
 17.017.0

Ckona

опытный
★☆
RocKI> колебания по углу тангажа в плоскости ветра ... в случае очень малого запаса по устойчивости.
С этим согласен.
Вообще, смоделировать колебательный процесс было бы интересно (при малых восстанавливающих моментах сам наблюдал).
 
+
-
edit
 

SashaPro

аксакал

RocKI> Это правильно, но отчасти. "Работать" начинает далеко, но возникает закрутка сразу, поскольку момент инерции ракеты относительно оси довольно мал. По видео это заметно. А чтобы сориентировать все боковые вектора в одном направлении, достаточно одного оборота, возможно даже части оборота. Более того, именно из-за слабой, но присутствующей закрутки и возникает этот "нехороший" разворот.

Этот нехороший разворот возникает совсем в другой плоскости, где и момент инерции ракеты больше, а, значит, и затраты энергии на разворот ракеты будут больше. А поскольку, закрутка и стабилизации проявляется на больших скоростях, то не может быть причиной этого возмущения.
Это я намекаю на абсурдность твоего умозаключения. Поворот ракеты не причём. Мала и скорость движения ракеты для этого, чтобы могла возникнуть такая значительная сила, которая бы могла крутануть твою ракету. И уж причина не в аэродинамике ракеты. Малый запас устойчивости и перекос тяги, куда больше подходят. Вообще интересно было бы рассчитать в SolidWorks¬-е координаты ЦТ и ЦД для твоей ракеты, а потом и запас устойчивости в % в начале и в конце активного участка полёта ракеты.
+
-
edit
 

LEVSHA

опытный

Вопрос.
Предположим у нас есть ракета, в которой кроме двигателя и парашюта есть блок электроники. Блок электроники естественно не может иметь полную симметрию масс относительно оси ракеты в принципе, как и парашют.
Вопрос насколько может повлиять смещение массы на 1-2% от продольной оси ракеты на вертикальность траектории?
Я понимаю, что для корректного ответа нужно больше данных.
Меня интересуют, общие тенденции и то от чего они будут зависеть.
 8.08.0
+
-
edit
 

Serge77

модератор

LEVSHA> Вопрос насколько может повлиять смещение массы на 1-2% от продольной оси ракеты на вертикальность траектории?

Это смещение ЦМ всей ракеты или только блока электроники?

Mester

втянувшийся

LEVSHA> Вопрос.
LEVSHA> Предположим у нас есть ракета, в которой кроме двигателя и парашюта есть блок электроники. Блок электроники естественно не может иметь полную симметрию масс относительно оси ракеты в принципе, как и парашют.
LEVSHA> Вопрос насколько может повлиять смещение массы на 1-2% от продольной оси ракеты на вертикальность траектории?
LEVSHA> Я понимаю, что для корректного ответа нужно больше данных.
LEVSHA> Меня интересуют, общие тенденции и то от чего они будут зависеть.

зависит от запаса устойчивости
простейший пример - фейерверочная ракета с реечным стабилизатором
rocketry.msk.ru  17.017.0
+
-
edit
 

LEVSHA

опытный

Serge77> Это смещение ЦМ всей ракеты или только блока электроники?

Я писал о смещении массы всей ракеты чтобы с запасом на всякий случай.
 7.07.0

LEVSHA

опытный

Mester> зависит от запаса устойчивости
Согласен.

Mester> простейший пример - фейерверочная ракета с реечным стабилизатором
Пример понятный.

Но мне такой информации мало. :)
 7.07.0

Ckona

опытный
★☆
LEVSHA> Вопрос насколько может повлиять смещение массы на 1-2% от продольной оси ракеты на вертикальность траектории?

Могу (и нужно!) подсчитать границу отклонения по приблизительному закону тяги во времени и массогабаритным параметрам ракеты.
Бутылколеты при таких смещениях ЦТ отклоняются от вертикали на 15-20 градусов за 1 секунду работы двигателя, потом летят прямо.
 

LEVSHA

опытный

Ckona> Могу (и нужно!) подсчитать границу отклонения по приблизительному закону тяги во времени и массогабаритным параметрам ракеты.
Пока это преждевременно. Но весной воспользуюсь предложением. Спасибо.

Ckona> Бутылколеты при таких смещениях ЦТ отклоняются от вертикали на 15-20 градусов за 1 секунду работы двигателя, потом летят прямо.
В моем понимании на активном участке ракета должна описывать некую дугу крутизна, которой будет зависеть от смещения Ц.Т. от оси. А на пассивном участке лететь прямо, но немного бочком как самолет при посадке, когда дует боковой ветер.
Или я ошибаюсь?
 8.08.0

Ckona

опытный
★☆
LEVSHA> я ошибаюсь?

Нет.
Кривизна дуги также зависит от тяги и скорости,
плюс все может быть "испорчено" колебательными процессами.
 
Это сообщение редактировалось 15.12.2012 в 00:08

RLAN

старожил

Вот задача для размышления.
Ракета приводняется.
Как правильно построить такую ракету?
Вариант1, вообще забыть о ней, получать телеметрию и фото/видео в полете.
Никаких спецпроцедур, но сложная система передачи данных (+ потеря изделия).
Вариант2, находить и спасать.
????
 23.0.1271.9723.0.1271.97

lincoln

опытный

RLAN> Вот задача для размышления.
RLAN> Ракета приводняется.
 17.017.0

LEVSHA

опытный

RLAN> Ракета приводняется.
Насколько я знаю, для моделей выпускают миниатюрные надувные спасательные подушки.
Которые срабатывают при приводнении.
 8.08.0

Ckona

опытный
★☆
RLAN> Вот задача для размышления.
RLAN> Ракета приводняется.
RLAN> Как правильно построить такую ракету?

Ну-у-у, прототип я уже успешно испытал.

Общие рекомендации.
1) Ракета (модель ракеты) должна иметь герметичные отсеки и плавать в воде вертикально, соплом вверх. Глубина погружения - не более 2/3 от длины планера.
2) Стабилизатор должен быть хорошо заметен на фоне воды.
3) Антенна радиомаяка (радиоканала) должна быть интегрирована в стабилизатор.

Любительский универсальный радиоканал, как общая системная задача, представляет отдельный интерес.
 
Это сообщение редактировалось 28.12.2012 в 15:12
+
-
edit
 

LEVSHA

опытный

Вопрос.
Кто-то рассматривал системы или способы ограничить полет ракеты, которая существенно отклонилась от вертикальной траектории?
 8.08.0
UA Костян1979 #01.01.2013 21:16  @LEVSHA#01.01.2013 20:48
+
-
edit
 

Костян1979

опытный

Светодиодный датчик апогея срабатывает при наклоне ракеты 45* , ты сам наблюдал на запусках с Сергеем.
 
UA Serge77 #01.01.2013 23:16  @Костян1979#01.01.2013 21:16
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Костян1979> Светодиодный датчик апогея срабатывает при наклоне ракеты 45*

Не 45, а 90 градусов.

То же самое касается магнитного датчика. И гироскопа.

Точнее всего получится на гироскопе, здесь можно задать любой угол срабатывания.

Ещё точнее - на трёхосевых акселерометре и гироскопе. Можно постоянно вычислять направление полёта и прогнозировать место падения. Если что-то вышло за пределы - выбрасывать парашют. Его конечно порвёт, но ракета далеко не улетит.

ksm

опытный

Serge77> Не 45, а 90 градусов.
Смотря КАК разведены светодиоды, можно и ;45 добиться.
 17.017.0

Ckona

опытный
★☆
LEVSHA> Вопрос.
LEVSHA> Кто-то рассматривал системы или способы ограничить полет ракеты, которая существенно отклонилась от вертикальной траектории?

Способ всем хорошо известен - надо выбрасывать парашют.
Вот, например (ракета с РДТТ в конце ролика):

Или ты хочешь спросить - как выявлять "существенное отклонение" от вертикали ?
 

Ckona

опытный
★☆
Возможности светодиодного датчика ориентации ракеты далеко не исчерпаны.
Используя определенные схемотехнические приемы, можно на простейших светодиодах различать угол отклонения от вертикали в 20 градусов, при этом игнорируя (не замечая) засветку Солнцем и вращение ракеты по крену. "Взрослый" аналог системы - инфракрасная вертикаль для ориентации на орбите.
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

LEVSHA

опытный

Ckona> Или ты хочешь спросить - как выявлять "существенное отклонение" от вертикали ?

Согласен, вопрос задал скудно.
С моим набором электроники определить наклон не проблема.
Вопрос как правильно остановить.
Один ответ очевиден – сразу при отклонении на заданную величину выбросить парашют но если у ракеты нормальная энерговооруженность или двигатель с временем работы секунд 5-6 то чем такой пируэт закончится непонятно. Например, струей выхлопа сожжет купол.
Вообще хотелось услышать разные идеи и предложения.
 8.08.0
1 118 119 120 121 122 202

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru