Крах российского ВПК предрешён .

В ближайшие пять лет
Теги:ПВО
 
+
+5 (+6/-1)
-
edit
 

Anleon

опытный

России грозит перспектива остаться без грамотных инженеров


В ближайшее время в России может сложиться ситуация, когда некому будет заниматься техническими разработками и генерировать идеи, в том числе в сфере нанотехнологий
О такой опасности заявила Елена Соболева, директор департамента Фонда инфраструктурных и образовательных программ, выделенного в самостоятельную структуру при реорганизации госкорпорации «Роснано». Соболева ссылается на статистику Минобрнауки, согласно которой из около 1,47 млн выпускников российских вузов только 1,6% получили специальности в области физико-математических и естественных наук, то есть в областях знаний, необходимых для формирования корпуса инженеров-исследователей и инженеров-производственников. Однако дело не только в малом количестве будущих инженеров, но и в том, что качество контингента, приходящего на обучение в вузы, крайне низкое.

Сколько и каких специалистов готовят в России

Статистика, на которую опирается Елена Соболева, свидетельствует о том, что в 2010 году из российских вузов было выпущены около 1,47 млн специалистов. Из них только 9973 человека получили высшее образование в сфере физико-математических наук и 13 260 человек ― в сфере естественных наук. Очевидно, что это ничтожно мало, особенно в свете курса на инновационную экономику знаний и повышение доли высокотехнологичной продукции в ВВП России, объявленного предыдущим и нынешним президентами страны Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Оказывается, проблема нехватки специалистов для инновационной экономики значительно шире дефицита IT-кадров, о котором ранее писал «Маркер».

По мнению Соболевой, если в среднесрочной перспективе кадровая база страны, то есть тот «локомотив», который будет двигать вперед российскую инновационную экономику, будет, как и сейчас, состоять из нескольких сотен тысяч молодых квалифицированных экономистов и юристов, а инженеров будет в разы меньше, то некому будет заниматься техническими разработками и генерировать идеи, в том числе в сфере нанотехнологий. Действительно, в 2010 году выпускников вузов со специализацией, например, по гуманитарным наукам, было 249,7 тыс. человек — в 10 раз больше, чем физиков и естественников вместе взятых. Однако дело не только в том, что вузы выпускают мало специалистов по нужным для инженерной деятельности областям знаний. Проблема глубже и гораздо неприятнее: количество и качество абитуриентов, приходящих на учебу в вузы по инженерным специальностям крайне низки. То есть достаточное количество по-настоящему грамотных инженеров просто не из кого готовить.

Кто идет учиться на инженеров

Соболева подчеркивает, что на сегодняшний день уровень подготовки выпускников технических вузов зачастую не отвечает запросам работодателей. И во многом корни этой проблемы кроются в некачественном школьном образовании в области физики, химии и биологии.

В частности, в 2011 году сдавали ЕГЭ по физике только 25,5% выпускников российских школ, причем 5% сдать это экзамен не смогли. Получается, что в том году могли поступать в вузы по физико-математическим специальностям лишь 20% выпускников школ, хотя вовсе не все из них сделали такой выбор. Однако тревожен сам по себе факт, что только пятая часть молодых людей, окончивших школы, имеют хотя бы теоретическую возможность изучать в вузах физико-математические специальности. Особенно он тревожен на фоне прогрессивно сокращающего объема выпуска из школ: если в 2004 году из них вышло около 1,4 млн человек, то в 2012 году ― только 720 тыс.

Удручает и качество подготовки тех, кто все же поступил учиться на инженера. В 2011 году среди студентов, поступивших на первый курс технических вузов, отличников по количеству полученных баллов ЕГЭ были считаные проценты. Так, среди поступивших на факультеты авиа- и ракетостроения отличников не было вообще, хорошистов ― 58%, троечников ― 42%. На факультеты электроники и радиотехники пришло 4% отличников, 57% хорошистов, 39% троечников. А по профилю транспорта троечники вообще составили более половины первокурсников ― 54%, тогда как отличников было 3%, а хорошистов ― 43%.

Эти факты, кстати, опровергают распространенное до сих пор заблуждение, что Россия ― одна из самых образованных стран в мире. Это давно уже далеко не так. По данным Центра оценки качества образования, работающего в структуре Российской академии образования, отечественные школьники по уровню грамотности находятся ниже среднемирового уровня, причем случилось это не вчера. Уже в 2009 году по уровню математической подготовки школьников старших классов Россия занимала 38-е место среди 65 стран, где проводилось исследование. Впереди нас по этому показателю оказались не только Китай, Корея и большинство стран Европы, но и такие экзотические государства, как Макао, Новая Зеландия, Исландия. Даже в небогатой Португалии школьники лучше разбираются в математике, чем в России. Если говорить о естественнонаучной грамотности, что с этим в России еще хуже — наши школьники занимают лишь 39-е место среди 65 стран.

Что с этим делать ― непонятно. Предпринимаются отдельные попытки как-то повысить уровень подготовки школьников и студентов в России. Тот же Фонд инфраструктурных и образовательных программ реализует проект «Школьная лига РОСНАНО», основной задачей которого является обновление подходов к преподаванию цикла естественнонаучных дисциплин в школе. В Санкт-Петербурге при поддержке городского Комитета по образованию Санкт-Петербурга реализуется пилотный проект по обучению школьников передовым технологиям и привлечению их в техническую сферу.

Однако это частные случаи, и, по-видимому, они не способны решить проблему в целом. Как отмечает Елена Соболева, нынешнее неудовлетворительное состояние с подготовкой инженерных кадров связано с системными недостатками российского среднего образования. Значит, что-то нужно менять в российских средних школах, да и в системе подготовки инженеров в целом. Если эту проблему не решать, считает Соболева, все высокотехнологичные отрасли, в том числе сфера нанотехнологий, с каждым годом будут сталкиваться со все более острым кадровым дефицитом — количество инженеров, подготовленных еще в СССР, будет неуклонно убывать, а заменить их будет некем.

В этом Елена Соболева, по-видимому, недалека от истины: по оценке специалистов, в ближайшие пять лет 75% ныне действующих российских инженеров достигнут пенсионного возраста. И кто-то должен будет придти им на смену, иначе из стран СНГ на работу в Россию придется звать не только каменщиков и дорожных рабочих.


Игорь Агапов
22.05.2012


 22.0.1229.9422.0.1229.94
RU Максимка #26.10.2012 23:48
+
+1 (+2/-1)
-
edit
 

Максимка

опытный

Привет!

Какой смысл готовить больше инженеров, если на нынешних нет спроса?
 22.0.1229.9422.0.1229.94
+
+5
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
тема явно не для раздела "пво"
 
+
+4
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Anleon> директор департамента Фонда инфраструктурных и образовательных программ,
"Фортинбраса при Умслопогасе им. Валтасара". ©
количество реинкарнаций Остапа Ибрагимовича всё растет .....
Kuznets> тема явно не для раздела "пво"
+1
 22.0.1229.9422.0.1229.94
+
+3 (+4/-1)
-
edit
 

Iva

аксакал


Anleon> Сколько и каких специалистов готовят в России



А на фига в современной России учиться на инженера? Где для них интересная работа и хорошая зарплата?
В оборонке? Не смешите меня.

Хотя знаю, что еще лет пять-шесть назад инженеры холодильных машин были очень дефицитны на рынке труда. Но это не проектирование и производство, а обслуживание.
Многие знания - многие печали (с) Эклезиаст 10в до н.э.  22.0.1229.9422.0.1229.94
Это сообщение редактировалось 27.10.2012 в 11:10
RU Испытателей_10 #27.10.2012 08:55  @Грач#27.10.2012 08:09
+
+1
-
edit
 
Anleon>> директор департамента Фонда инфраструктурных и образовательных программ,
Грач> "Фортинбраса при Умслопогасе им. Валтасара". ©
Грач> количество реинкарнаций Остапа Ибрагимовича всё растет .....
“- Господин Фортинбрас, а вы у нас сопромат на втором курсе не преподавали?
- Преподавал. Не мешайте.”
“День водолаза” с Ильинским в х/ф “Старый знакомый”. Рекомендую. 1969 год, а как всё похоже:

Старый знакомый (1969) - И. Ильинский, М. Миронова - Видео@Mail.Ru

Старый знакомый (1969) - И. Ильинский, М. Миронова. «Старый знакомый Год 1969 — комедийный фильм, в котором встречаются герои фильмов «Карнавальная ночь» и других популярных советских комедийных фильмов. Продолжение популярной комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956). В ролях Игорь Ильинский — Серафим Иванович Огурцов Мария Миронова — Вера Степановна Дядина, завотделом культуры горисполкома Евгений Моргунов — капитан на судне в представлении «День водолаза» Тамара Носова — Тося Огурцова (почему-то сам Огурцов называет её Ляля) Нина Агапова — Рита из Ростова Владимир Этуш — режиссёр Cамецкий Феликс Яворский— мэр города Владимир Михайлович Николаев Геннадий Ялович — Аркадий Николай Рыбников — Анохин Сергей Сергеевич, доктор физмат наук Наталья Селезнёва — художник Наташа Бугаёва, Юлиана Веденкин, Анатолий Анатольевич Эммануил Геллер Голик, Анатолий Фёдорович Владислав Стржельчик Владимир Ферапонтов Сергей Филиппов — лектор Некадилов Юлия Пашковская — певица Калюжная, Любовь Кобелева, Ольга Александровна Виктор Колпаков Корзаков, В. Всеволод Кузнецов Алла Ларионова Леонтьенко, Г. Мартьянов, В. Мерино, М. Островская, Виктория Пашковская, Юлия Цветкова, Людмила Васильевна Владимир Шубарин Щукина, Татьяна Продолжение популярной комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956). Теперь Серафим Иванович Огурцов (Игорь Ильинский), окончив курсы повышения квалификации, занят работой по разбивке городского парка. Его намерениям разместить в парке пивные и шашлычные на месте зелёных массивов успешно сопротивляется молодёжь во главе с учёным Анохиным .

// video.mail.ru
 


Kuznets>> тема явно не для раздела "пво"
Грач> +1
Ну почему так сразу, не для ПВО…, например, кафедра радиосистем, по которой выпускался будущий академик Расплетин сейчас уже не существует, не нужна-с.
 7.07.0
Это сообщение редактировалось 27.10.2012 в 13:29
+
+3
-
edit
 

Leks_K

эксперт
★☆
Что за хренота?! Теперь значит физико-математические и естественнонаучные специальности/направления относятся к инженерным?
Давно геологи, географы, биологи стали инженерами?
 22.0.1229.9422.0.1229.94
RU молчаливый Боб наносящий ответны #29.10.2012 14:31  @Leks_K#27.10.2012 12:25
+
-
edit
 
наверно противопоставление идёт по линии ГСМ - АСМ :-D
 16.016.0
+
-
edit
 

spam_test

аксакал


Leks_K> Давно геологи, географы, биологи стали инженерами?
С момента появления википедии


у нас на местном обсуждение стартовало о нужности профильного образования. Там руководитель ИТ отдела считает, что пофиг, можно и так научить кого угодно, если человек хочет.
Почему аватар не меняется?  
RU Leks_K #29.10.2012 17:44  @спокойный тип#29.10.2012 14:31
+
-
edit
 

Leks_K

эксперт
★☆
м.Б.и.с.> наверно противопоставление идёт по линии ГСМ - АСМ :-D

Тогда в АСМ забыли многих записать. :)
 22.0.1229.9422.0.1229.94
+
-
edit
 

Leks_K

эксперт
★☆
spam_test> С момента появления википедии

Это, конечно, хорошо. Но я там не нашел подтверждения тому, что математики превратились в инженеров. :)
Автор статьи поскромничал с числом тех, кого считать потенциальными инженерами.
http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d2/07-56.htm
http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d2/07-58.htm
 22.0.1229.9422.0.1229.94
UA Sheradenin #29.10.2012 18:02  @spam_test#29.10.2012 14:51
+
-1 (+2/-3)
-
edit
 

Sheradenin

аксакал

spam_test> Там руководитель ИТ отдела считает, что пофиг, можно и так научить кого угодно, если человек хочет.

И он однако прав. Наличие дипломной бумажки ничего не гарантирует - разве что если речь не идет о заведениях где репутация превыше всего и получить диплом на халяву можно только чудом с большой буквы. Но такие ВУЗы сейчас географически неблизко.
Freedom is the right to tell people what they do not want to hear. George Orwell  16.016.0
+
+2
-
edit
 

ED

аксакал
★★★☆
☠☠
spam_test>руководитель ИТ отдела считает, что пофиг, можно и так научить кого угодно, если человек хочет.

Он наверняка утрирует. Вряд ли можно сделать инженера техотдела из журналиста, скажем.
 22.0.1229.9422.0.1229.94

ED

аксакал
★★★☆
☠☠
Sheradenin>Но такие ВУЗы сейчас географически неблизко.

Дык и понятие "инженер" заметно деградировало. Что компенсирует. :(
 22.0.1229.9422.0.1229.94
RU Испытателей_10 #29.10.2012 19:31  @spam_test#29.10.2012 14:51
+
-
edit
 
Ну тогда уж и это до кучи:



А обсуждать откровения дамочки из Роснано практического смысла нет никакого.
 7.07.0
Это сообщение редактировалось 29.10.2012 в 19:47
RU молчаливый Боб и самолёт #29.10.2012 20:12  @spam_test#29.10.2012 14:51
+
+1
-
edit
 

молчаливый Боб и самолёт
Спокойный_Тип

старожил
★☆
научить то можно ну во первых мы (ИТ\АСУ) это не совсем ТЕ инженеры как СДшники или машиностроители, у нас что главное - быкапы есть, если что упало - можно поднять
а во вторых профильное образование по-любому в плюс идёт, есть умные ребята, только они в ВПК не идут
 16.016.0
RU iodaruk #29.10.2012 20:30  @спокойный тип#29.10.2012 20:12
+
-
edit
 

iodaruk

аксакал

м.Б.н.р.> а во вторых профильное образование по-любому в плюс идёт, есть умные ребята, только они в ВПК не идут

До некоторых долго доходит-на них всё и держится :Р
 22.0.1229.7922.0.1229.79
RU spam_test #30.10.2012 08:41  @спокойный тип#29.10.2012 20:12
+
+1
-
edit
 

spam_test

аксакал


м.Б.н.р.> научить то можно ну во первых мы (ИТ\АСУ)
то то и оно, что речь шла о классических инженерах. Тех, что сопромат-тмм и т.п. Про ИТ понятно, отрасль такая специфичная.
Но делать "классического" инженера из "человека с улицы" слишком накладно, хотя и можно.
Почему аватар не меняется?  
RU Alex 129 #30.10.2012 09:27  @spam_test#30.10.2012 08:41
+
+2
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
spam_test> Но делать "классического" инженера из "человека с улицы" слишком накладно, хотя и можно.

Была похожая идея в СССР - называлась она "завод-ВТУЗ", я сам птенец из оного гнезда:

Общая информация

Санкт-Петербургский институт машиностроения

// zavod-vtuz.ru
 


Только в итоге она показала свою неэффективность, т.е. фактически сама себя изжила как только страна пережила этап первоначальной массовой индустриализации - где то уже с 60-х гг фактически переродилась в "обычную" вузовскую систему подготовки инженеров, разве только с очень усиленной практической подготовкой.
Всему есть своя причина  8.08.0
RU spam_test #30.10.2012 09:35  @Alex 129#30.10.2012 09:27
+
-
edit
 

spam_test

аксакал


A.1.> Только в итоге она показала свою неэффективность
не то что неэффективно, просто накладно, ведь ВУЗ, фактически, первый пример аутсорсинга.
Почему аватар не меняется?  

xab

аксакал

Iva> А на фига в современной России учиться на инженера? Где для них интересная работа и хорошая зарплата?

Работаю в конторе занимающейся разработкой АСУ ТП.
Молодежи довольно много, в том числе и сразу после ВУЗа.
ЗП сразу после ВУза больше чем у менеджера по продаже пылесосов.
История учит тому, что она ничему не учит  9.09.0
+
-
edit
 

mico_03

аксакал

Не думаю что положение будет со временем меняться, бо власти не нужен образованный специалист - чем меньше он знает, тем легче ему лапшу на уши повесить. Что касается школы и ЕГЭ, то племянник учится в университете и на первом курсе деканат решил у них провести неофициальный и анонимный тест поступишей абитуры. Так вот, на него не пришло более 60 % студентов, причем многие из тех, у кого был высокий бал и вопрос быстро замяли.
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Sheradenin>>Но такие ВУЗы сейчас географически неблизко.
ED> Дык и понятие "инженер" заметно деградировало...

Как то на "выживальщеском" форуме прочел про трамвайную линию в одном российском городе: в начале 30-х XX века саму трамвайную линию, трамваи к ней и питающую электростанцию сконструировал, а затем руководил строительством и эксплуатацией один Инженер...
Рассказал сие парень участвовавший пару лет назад в сносе котлов и градирни той самой электростанции.
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  18.018.0
RU iodaruk #17.02.2013 09:46  @spam_test#30.10.2012 09:35
+
-2
-
edit
 

iodaruk

аксакал

A.1.>> Только в итоге она показала свою неэффективность
spam_test> не то что неэффективно,

именно неэффективно-в итоге всё равно надо 4-5-6 лет человека нормально учить-если нужен результат. чтоб не выяснялось через пять лет работы что это мы не проходили это нам не задавали.

при достатчной базе узкий предмет(вопрос, тему) можно вообще не знать(формально-не проходили и всё тут)-но имея достаточные знания в смежных областях-владеть вопросом. то есть анегдот про блох-но с точностью до наоборот.

так как всё выучить невозможно, а жизнь требует много-то единственый выход-нарасчивать скелет до той критмассы которая поволит дальше разбираться самому.

Этим собствено образование и отличается от узкого технаря после пту/техникума. да-в своей области-человек бох-но чем дальше-тем меньше знаний. главный инженер-условно может встать к станку и начать гнать вал. а вот рабочий-на место главного инженера-ну никак-бо 2/3 вопросов которые нужно решать он никогда не слышал даже краем уха.
 24.0.1312.5724.0.1312.57
+
+4
-
edit
 

mico_03

аксакал

ED>> Дык и понятие "инженер" заметно деградировало...
Wyvern-2> Как то ... прочел про трамвайную линию в одном российском городе: в начале 30-х XX века саму трамвайную линию, трамваи к ней и питающую электростанцию сконструировал, а затем руководил строительством и эксплуатацией один Инженер...

Вполне может быть, бо до революции инженер был штучным изделием и качество его образования и навыков было очень высоким. Соответственно зарплата и все остальное. Как то при случае у одного знакомого увидел готовальню и справочник по математике, выпущенные до революции, которые принадлежали его родственнику - инженеру. Про готовальню можно было сказать только одно слово - мечта, хотя она была в работе много лет, была сильно потерта, но качество металла, покрытия и изготовления - великолепное. Потряс и справочник - кожанный переплет, отличная бумага и конические выштамповки на каждую букву в торце (чтобы не искать в оглавлении). Работать с такими вещами было одно удовольствие.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru