Первые ракеты "Воздух-воздух"
Первая Мировая война вывела на авансцену новые, доселе невиданные средства поражения, - авиационную и воздухоплавательную технику. По дирижаблям и самолетам, естественно, немедленно начали стрелять, но если самолету хватало пару удачно попавших пуль, то со всякими дирижаблями и особенно аэростатами-корректировщиками было сложнее. Потому, хотя бы, что атакующие дирижабли были вынуждены сами прилетать в зону досягаемости зенитных батарей противника, а вот корректировщики висели себе преспокойно в глубине своих позиций, и чем их и как сбивать было непонятно, - в то время, как потери пехоты от точного огня корректируемых с воздуха батарей были огромными. Проблему надо было решать!
Пулеметы и шрапнель полевых пушек аэростаты, висящие на приличной высоте, не доставали, а посылаемые для их уничтожения аэропланы стрелять-то стреляли, но даже изрешеченные "колбасы" в лучшем случае плавно опускались вниз, да и то не сразу. Многосоткубовые пузыри теряли газ через небольшие отверстия от пуль очень и очень медленно, особенно если вспомнить о том, что дырка в прорезиненной ткани получается сильно меньше калибра пули.
Кроме того, привязные аэростаты были очень неудобной целью. Это с земли если смотреть они неподвижны, а на самом деле их мотает ветром так, что выйти в хорошую атаку на полотняном биплане было непросто. Опять же, - заранее и заведомо известно куда прилетят самолеты противника, - а значит там их ждали зенитки, пулеметы (средства ПВО входили штатно в состав аэростатных подразделений) и вражеские истребители.
В апреле 1916 года капитан французской армии, летчик Ив Поль Гастон ле Приер (Yves Paul Gaston Le Prieur) предложил и воплотил на практике способ борьбы с проклятыми аэростатами с помощью ракет, запускаемых с самолетов. Он установил на самолете 8 ракет (по 4 на борт) с электрическими запалами.
Суть идеи была проста, как пять копеек, - ракета заостренным носом (на втором фото хорошо видны наконечники с резаками) вспарывала оболочку аэростата, а работающий реактивный двигатель (примитивный заряд черного пороха, судя по клубам дыма) зажигал водород, коим тогда наполнялись аэростаты.
Эффективность решения была великолепной, если самолету удавалось подобраться к аэростату, то восьми ракет хватало для гарантированного уничтожения цели, хоть одна из восьми ракет, - но попадала и зажигала его. Судьбе аэронавтов в этом случае я бы не позавидовал. Парашюты тогда были еще не в ходу...
Эксперимент оказался удачным, и французская авиация первая обзавелась истребителями с ракетным вооружением, причем массово. Ракеты ле Приера, простые, если не сказать примитивные, но очень надежные (благодаря электрозапалу пуск ракет был простым и гарантированным) и мощные устанавливались на практически все типы самолетов, использовавшихся во французских ВВС, - Ньюпоры 11
, и Ньюпоры 17,
всякие Сопвичи
и Фарманы
, - везде, где была нужда в борьбе с аэростатами противника.
Однако, у этих ракет была ахиллесова пята. Эффективная дальность не превышала полутора сотен метров. Нет, ракета летела много дальше, но двигатель уже выгорал, и зажигания водорода не получалось, все ограничивалось большой дыркой в оболочке. Решить эту проблему в рамках имевшихся массогабаритных и экономических ограничений возможности не представлялось.
необычные коробчатые пусковые на аэроплане Спад
Поэтому расцвет ракет ле Приера оказался хотя и ярким, но недолгим, уже спустя год, в 1917 место ракет в противоаэростатном оснащении истребителей заняли зажигательные пули к пулеметам, - заодно и решилась проблема с дальнобойностью. Пулеметы с зажигательными пулями позволяли преспокойно расстреливать баллоны с нескольких сотен метров, а слабость отдельной пули с лихвой компенсировалась их количеством.
Но первыми ракеты в воздушном бою применили именно французы в 1916 году.