Реально воздушную обстановку вблизи наших границ я смог увидеть во время совместных учений с ПВО, когда на большом ,прозрачном, вертикальном планшете во всю стену , под диктовку координат радиста ПВО, мы наносили воздушные цели в реальном времени. С территории Турции нарушений госграницы было больше всего. Их самолеты делали большие петли с заходом на территорию СССР на 30-40 км, затем разворачивались и уходили. Наши ПВО никак на это безобразие не реагировали. Видимо, было какое-то предельное расстояние, с которого полагалось поднимать в воздух СУ-9 и СУ-11 и атаковать нарушителя.
Был случай, опять же из шифровок старшины Васи Федорова, когда на Нахичеванский аэродром по ошибке , сбившись с курса, сел самолет турецких ВВС, перелетая из Ирана в Турцию. Самолетов в Нахичеване тогда не было, это был запасной аэродром и солдаты успели перекрыть ВПП заправщиком, чтобы не дать взлететь турецкой машине. Пока шло разбирательство, под шумок были скопированы полетные карты со всеми нанесенными на них объектами. После чего самолет был отпущен.
Почему то в те годы была плохая комплектация эскадрилий летным составом. Летчиков остро не хватало. Говорили, что это случилось из-за сокращения Хрущевым Вооруженных Сил в 60-е годы. И стали призывать на 2 года младших лейтенантов, прошедших обучение в аэроклубах. Их переучивали, давали маленькую звездочку и направляли в авиачасти. Были такие и 168 полку. Все они стажировались на МиГ-17 в 3 АЭ , где комэском был капитан Пухов.В один из полетных дней, сидя за планшетом на СКП я впервые увидел как МиГ-17 давал "козла" на полосе. Казалось что он вот-вот разобьет вдребезги шасси и самолет. Каждый последующий удар при "козлении" был сильнее предыдущего. Но, постепенно амплитуда ударов становилась меньше и молодой летчик благополучно срулил в конце полосы на стоянку. Мы все ожидали, что его накажут за это трюкачество но, случилось другое. Из штаба округа прибыл офицер и перед строем всего полка наградил молодого летчика от имени командующего именными часами и вынес благодарность "за умелые действия при заходе на посадку".Вот так бывает...
В 1970 году нач.политотдела полка был назначен капитан Безрукавый Иван Архипович, взамен ушедшего на повышение подполковника Иванова. Иван Архипович незамедлительно получил новенькие майорские погоны и, несмотря на то , что продолжал летать, часто бывал в своем новом кабинете в здании штаба полка. Все , кто помнит это здание, знают этот длинный коридор упирающийся в конце в двери склада топографических карт , которым в то время я заведовал. Рядом с моей дверью было помещение секретной части , где Алевтина Яковлевна Сторожук выдавала офицерам для работы книги, схемы, карты и прочий секректный хлам. А в середине этого длинного коридора была ниша, где располагалось знамя полка и стоял часовой. Сидя в помещении склада, через приоткрытую дверь наблюдаю такую картину. Из глубины коридора в новеньком мундире майора идет И.А.Безрукавый. Проходя мимо знамени части, автоматически отдает честь. Затем , пройдя несколько метров, понимает , что он без головного убора. Его реакция неожиданная. Он с сожалением качает головой и крутит пальцем у себя возле виска, полагая что в этот момент его никто не видит. Эпизод, казалось бы, пустяковый но , мне он запомнился...
Вспоминаю также некоторых командиров и их поведение с подчиненными. Мой первый армейский старшина Околот Владимир Александрович был строг и авторитетен. Когда этот невысокого роста белорус с пышными усами "а-ля Буденный" входил в казарму, было слышно, как пролетает муха. Он мог только одним своим взглядом навести порядок.
Командир роты охраны , не помню сейчас его фамилии, имел свое "хобби".Обычно вечером, приняв немного "для храбрости" он строил роту и начинал с молодых солдат срывать подворотнички и погоны. По его мнению все было плохо пришито.Стариков он не трогал, побаивался.
Нач. гауптвахты, тоже забыл фамилию, имел другую слабость. Всем поступающим на "губу" он любил добавлять несколько суток, так для порядка, или может чтобы уважали. Хотя, "посетители" на это не жаловались. На "губе" порядки были довольно либеральные. Кормили, особой работы не было, даже ходили свободно по гарнизону небритыми, без головных уборов и без ремней.
Комбат Федорей любил раздавать оплеухи."Что же вы, сынки , подводите меня?" - вопрошал обычно он и собеседник получал после этого очередной подзатыльник. Надо сказать, солдаты на него не обижались за подобные методы воспитания, так как все наказания были заслуженными.
Замполит батальона капитан Бикташев очень любил в солдатском клубе подкрадываться сзади к сидящим в головных уборах, срывать панамы и бросать их на пол со всего размаха. Так он полагал привить военнослужащим культурные навыки.
Любимым занятием замполита полка майора Иванова было дегустация пищи в солдатской столовой. Не знаю , как насчет офицеров, но солдат в Шираках кормили плохо. Плохо очищенная от кожуры картошка, вареное сало, вареная селедка и щи из квашеной капусты, которая источала ужасный запах. Впору ее было использовать для газовой атаки в первой мировой. Майор Иванов всегда садился на край скамьи и ел из миски щи , приговаривая : "до чего же вкусно, ребята".Но, "ребята" не разделяли его мнения по поводу произведенной баланды и в столовой стихийно начался "капустный" бунт. Солдаты наотрез отказались есть эту бурду, несмотря на одобрение политотдела. Кончилось все классически. Всех недовольных построили на плацу, пришел ком.полка Приходченко и , обвинив всех в подрыве боеготовности полка, сказал: "В армии если нет виновных, то их назначают".Ткнул пальцем несколько человек и отправил их на "губу".Впоследствии, эту фразу стали приписывать генералу А.Лебедю, но я слышал ее когда Александр Иванович еще даже не служил срочную службу.
В свободное время в полку было повальное увлечение макетами самолетов. Они делались из толстого оргстекла. Заготовки выпиливались стальными тросиками или парашютными нитями, полировались и крепились на подставки из черного эбонита, расчерченного квадратами имитирующими ВПП. На полосе в два ряда крепились "посадочные огни" - лампочки СМ-37 с приборных щитков самолетов. Получалось очень красивое изделие, особенно когда макет использовался как ночник. Когда в 1969 году стали строить капониры для самолетов и прислали стройбатовцев, то возник некий бизнес. Макетами стали торговать. Цена зависела от длины изделия. Так , например, самолет длиной 15 см стоил 15 рублей,20 см - 20 рублей и т.д.Стоит к месту вспомнить, что жалованье рядового в те годы было 3 руб. 80 коп.Ефрейтор получал 4 руб. 80 коп.,сержант 10руб.80коп.,старшина срочник 20 руб. 80 коп., если они конечно были на должностях. Поэтому, получить в месяц за пару макетов 30-40 рублей было очень выгодно.
Почему то в нижнем городке всегда летом была проблема с водой. Единственное место , где можно было разжиться водой для умывания и бритья была пожарная часть. Солдаты часто бегали туда набирать фляжки. В гарнизоне по этому поводу даже сочинили куплеты.
