- Именно Миля, не Камова? Ведь ранее обычно фирма Камова специализировалась на вертолетах корабельного базирования?
- Именно милевский. Сегодня с фирмой ведутся серьезные проработки. Мы надеемся, что до конца следующего года этот вертолет мы будем иметь и он пройдет так называемое "оморячивание". Это сравнительно легкая машина, модификация МИ-34, которая по своим характеристикам устроила нас в наибольшей степени. Безусловно, наличие на судне вертолета резко расширяет возможности "Спрута".
- Сколько "Спрутов" может быть реально востребовано?
- По самым скромным оценкам, только в Дальневосточном регионе для охраны биоресурсов Охотского моря таких судов требуется не меньше десяти. Немецкое правительство тоже планирует заказать "Янтарю" серию таких судов. Пока речь идет о трех корпусах. Кроме того, "Спруты" позволят организовать международное сотрудничество в деле охраны морских ресурсов. Пока у ФПС есть опыт совместного патрулирования в Беринговом море с береговой охраной США. Однако такие же проекты уже сегодня прорабатываются ФПС в районе Баренцева и Балтийского морей.
- "Спрут" соответствует мировым аналогам? В чем-нибудь уступает или же, наоборот, превосходит?
- Я бы сказал так - полностью соответствует лучшим мировым образцам. А с учетом доработок, которые будут произведены ЦКБМ "Алмаз", в частности по усилению корпуса судна для его эксплуатации в сложной ледовой обстановке, "Спрут", вполне возможно, по некоторым показателям будет превосходить зарубежные аналоги.
- Понятно, что корпус "Спрута" изготовит ПСЗ "Янтарь", а кто будет поставлять "начинку" для судна?
- На судне импортная энергетическая установка. Это два дизеля МТУ и соответственно два дизель-генератора. Все остальное - российского производства. Монтаж, пуско-наладочные работы будет осуществлять "Янтарь". Почему сегодня нельзя обойтись без импортной энергетической установки? Во-первых, судно спроектировано именно под нее, а во-вторых, дизелей подобного класса у нас в России пока, к сожалению, не производят. Имеющийся опыт эксплуатации говорит о том, что эта энергетическая установка очень высокого качества и она будет служить на "Спруте" долго и безупречно. В дальнейшем мы планируем расширить строительство судов этого класса и перенести часть его в Дальневосточный регион, на Амурский судостроительный завод, входящий в состав КСМК. Ведь "Спруты" предназначаются в первую очередь для Охотского моря, и первые суда пойдут на Дальний Восток либо Северным морским путем, либо южным маршрутом.
- Предусматривается ли вами для обслуживания "Спрутов" развитие соответствующей ремонтной базы на Дальнем Востоке?
- Соответствующие решения, можно сказать, уже приняты. Пункты базирования, рембаза - спланированы. Мы полностью берем на себя сервисное и гарантийное обслуживание будущих "Спрутов". По всей видимости, оно будет организовано на площадке Амурского завода, которая имеется у нас в Советской Гавани. Это очень удобно и для ФПС, и для нас.
- Складывается впечатление, что сегодня КСМК больше сотрудничает с пограничниками, чем с Военно-морским флотом?
- Нет, я бы так не сказал. ВМФ России имеет у нас довольно большой пакет заказов. Впечатление относительного приоритета ФПС перед другими ведомствами может сложиться чисто внешн, потому что ряд заводов, входящих в наш концерн, специализируется именно на малотоннажном судостроении. Как известно, корабли именно этого водоизмещения в основном и заказывает ФПС. Прежде всего это патрульные и сторожевые катера и корабли. Что касается наших предприятий, то позволю себе напомнить, что тот же "Янтарь" построил треть надводных кораблей отечественного ВМФ, а Амурский судостроительный завод - почти половину подводных лодок. Вот таковы наши масштабы взаимодействия с Военно-морским флотом.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]