Теперь небольшое нелирическое отступление: попробуем все-таки разобраться, сколько в реальности было эскизных проектов по Т-4, и почему в 1962-64 г.г. они выпускались так часто? Вспомним: проект, названный в отчете ОКБ за 1962 год «предэскизным», был готов уже к середине года, наверное, этот срок был заранее установлен руководством ГКАТ. Действительно, еще 21.12.1961 г. на заседании НТС ГКАТ Дементьев сказал дословно: «Дать задание П.О. Сухому, пусть … в течение 1962 года проработает эскизный проект и даст его на защиту…», а в январском 1962 г. проекте ПСМ фигурировала более конкретная дата – 2-й кв.1962 года, и мы видим, что П.О. Сухой строго выдержал этот срок. Другое дело, что на этом этапе «забуксовал» сам процесс согласования проекта ПСМ, и «свежеиспеченный» эскизный оказался «не у дел», в то время как процесс проектирования в ОКБ шел своим ходом. В результате, на основании выполненных проработок ближе к концу 1962-го возникла необходимость подготовить для руководства уточненный вариант проекта, поэтому предыдущий документ назвали «предэскизным», и, скорее всего, вообще не никуда отсылали.
О.С. Самойлович в своих воспоминаниях указывает такие сроки разработки: «… в конце 1962 г. в КБ Сухого для разработки эскизного проекта было создано специальное подразделение в составе 60–70 человек, в которое вошли наиболее квалифицированные конструкторы практически всех отделов КБ. Этому подразделению было выделено специальное помещение в новом здании, предназначенном для отдела проектирования аэродинамически подобных моделей и их производства. Н. Чернякова П.О. Сухой назначил руководителем этого подразделения, а меня – его заместителем. Эскизный проект мы разработали и предъявили заказчику в конце 1963 г. …» Про защиту эскизного проекта мы поговорим чуть ниже, а вот в остальном, данные Олега Сергеевича относительно сроков хорошо согласуются со сведениями из заводского архива:
Приказ по заводу № 539 от 30.12.1962 г.
«Для разработки эскизного проекта комплекса «100» в установленные сроки, приказываю:
1. Создать комплексную бригаду по разработке ЭП, подчинив ее непосредственно главному конструктору т. Чернякову Н.С.
2. Временно перевести в комплексную бригаду с 02.01.1963 до окончания работ следующих работников: …»
А вот еще один документ: Приказ по заводу № 200 от 28.04.1963 г.
«Во исполнение приказа Председателя ГКАТ коллективом ОКБ и завода в установленные сроки закончена разработка эскизного проекта изд. «100».
За период эскизного проектирования сотрудниками комплексной бригады проделан большой объем проектно-конструкторских и экспериментально-исследовательских работ. Приказываю:
1. Объявить благодарность…
2. Объявить благодарность с занесением в личное дело…»
Теперь сопоставим датировку двух документов: приказа по заводу от 28.04.1963 г. об окончании работ по ЭП, и письма П.О. Сухого, адресованного Дементьеву от 20.05.1963 г. Легко прийти к неутешительному выводу: новый уже второй по счету эскизный проект по Т-4 постигла печальная участь его предшественника. После «Решения» Дементьева, датированного 17.05.1963, Павлу Осиповичу не оставалось ничего иного, кроме как снова, по уже отработанной схеме, назвать только что выпущенный проект «предэскизным», и тут же приступить к разработке очередного, уже третьего по счету эскизного. С той лишь разницей, что этот второй «предэскизный», в отличие от первого, все-таки был отослан для рассмотрения в МАП, а не остался лежать в архиве ОКБ. …
Это сообщение редактировалось 26.07.2013 в 20:48