Внесу свой вклад, как дипломированный политолог
На мой взгляд, предыстория вопроса "Давит самолёт на Землю или не давит?" состоит в том, что профессиональные "аэродинамщики" в своих рассуждениях обращают внимание только на тот воздух, который непосредственно соприкачается с ЛА, и в его ближайшей зоне. Что происходит с этим воздухом дальше, их обычно никоим образом не интересует. Отсюда растёт их "профессиональная деформация", выражающаяся во мнении что "Земля в полётах вообще никак не участвует".
С другой стороны, есть вот такие начинающие физики, как, например, Lamort, которые, видя картину "широким планом", считают, что самолёт
обязан опираться об Землю, т.к. сохранять неизменную высоту над поверхностью в присутствии силы притяжения можно только с помощью какой-то второй силы, согласно III закону Ньютона.
Частично правы и те и те. Но, вот именно что частично!
Посмотрите многочисленные ролики на тему "Вихревых пушек". Например,
Что мы видим? В момент "выстрела", наверняка "пушка" испытывает реактивную отдачу (это не акцентируется в роликах, но исходя из здравого смысла она есть). Вихрь воздуха пролетает какое-то расстояние, и производит давление на "цель" (сшибает стаканчики, карточные домики и т.п.). Обратите внимание: скорость вихря гораздо меньше скорости звука! Во многих роликах, снятых со стороны "цели", чётко видно (слышно), что сначала приходит звук "выстрела" (и он не выполняет никакого действия!), а через несколько секунд долетает, собственно, вихрь, и "оказывает давление".
А теперь поставьте эту "пушку" на Попа, организуйте ей подсос воздуха сверху (а не через то же отверстие), и начните по ней барабанить. Получим
- подъёмную силу (в данном случае, "реактивного" происхождения"),
- вихри, потихоньку ползущие вниз, и
- поверхность, в которую эти вихри ударяются (и передают ей импульс!) спустя какое-то время после выстреливания.
Таким образом, воздух - это не какая-то там "прослойка". Это вполне самостоятельное физическое тело. Составные части этого тела (в данном случае, вихри) вполне способны перемещаться, и переносить импульс с любой скоростью, не связанной, в общем случае, со скоростью звука.
Вот тут и кроется "недосмотр" как "аэродинамщиков", так и "юных физиков". После взаимодействия с аэродинамическими поверхностями ЛА, в чём бы оно ни заключалось, некоторый объём воздуха приходит в движение относительно Земли. Иначе говоря, газообразное тело приобретает импульс, имеющий отрицательную проекцию на вертикальную ось. Всё, с точки зрения ЛА на этом всё кончилось, подъёмная сила создана - путём придания импульса этому самому телу в газообразном фазовом состоянии. Но тело-то движется! Медленно, по сравнению со скоростью звука, и постоянно при этом вовлекает в своё движение всё больший объём (и массу) воздуха - соответствено, снижая скорость - импульс-то никуда не делся! Но, рано или поздно, вся масса "вовлечённого" воздуха опускается на поверхность Земли. Вот тут-то он передаёт весь полученный импульс Земле (и нашим макушкам!), и наконец-то возвращается в своё обычное "неупорядоченное" состояние. За счёт того, что при полёте на разумных высотах время "долёта" до Земли получается большим, импульс, переданный воздуху, успевает перераспределиться на такие его объёмы, что добавочное давление на поверхность получается не больше чем у ветра.
Другое дело, когда речь заходит об экранном эффекте. Тут нисходящий поток воздуха успевает провзаимодействовать с поверхностью на расстоянии, меньшем чем ширина крыла, отсюда и спецэффекты. Ну, и при сверхзвуковом полёте тоже свои "фишки". Но, общий принцип тот же: разнесённое во времени взаимодействие "крыло-воздух" и "воздух-поверхность".
Ну а причина для споров - недопонимание между "узкими специалистами". У сантехника Жоры трубы лежат не по-фэншую, но ему абсолютно по-фэншую, как лежат трубы. Моя-твоя не понимай.