LEVSHA>>> Читал, что при глубоком вакууме взаимно трущиеся металлические детали могут залипать.
lincoln>> Спасибо, учту Но у меня не должно залипать, слишком большой зазор в трущихся деталях.
Xan> Такое бывает только в настоящем космическом вакууме.
Xan> Когда смазка испарится.
Xan> Механические насосы такой вакуум создать не могут.
Xan> Ну, или, в очень нагруженных деталях, типа вертолётного редуктора. В котором используется специальная коррозионная смазка, чтоб поверхности совершенными не стали и не задирались.
Жидкие смазки не будут работать при низких давлениях т.к. они начнут сильно "газить", выделяя воду, газы и нарушать гидростатический режим трения, а без него будут задиры и адгезионные контакты метал-метал. Надо просто 1 раз увидеть поведение смазки в техническом вакууме( несколько Па), чтобы убедиться в необходимости поиска решения для смазки вакуумных узлов.
Для вакуума существуют твердые смазки. Графит в вакууме трется плохо, в хорошем вакууме не трется вообще( значение имеют сорбированные на поверхности атомы, которых в вакууме почти нет). Для замены графита можно использовать дисульфид молибдена, ему вакуум не страшен, а давление разрушения у смазочной пленки до 2 ГПа( у жидкой с кучей присадок от силы 1 ГПа), что сильно выше предела текучести большинства сталей.
Как вариант продукт Ф-4Д: водная дисперсия фторопласта. Стоит порядка 500 рублей за литр. При высыхании оставляет на поверхности частицы Ф-4 микронного размера. Они в последствии могут быть растерты, или даже спечены для получения покрытия.
З.Ы.
Если есть вопросы по трению в вакууме обращайтесь(и трению в экстремальных условиях вообще), и литературой обеспечу и могу твердыми смазками поделиться. Это тема моей кандидатской, буду рад помочь. В принципе при желании можно даже запечь покрытие на изделии, лаборатория есть.