Случайно, просматривая данные интерента по теме АМ, наткнулся на неведомый мне доселе сайт моделистов (
''Бумажное Моделирование'' :: Просмотр темы - Тральщик БВФ Т-116.
Порадовался было тому, что сразу несколько человек решили строить модель АМ. Но, прочитав все 16 страниц топика, обнаружил, что от первоначальной радости осталось всего ничего. Как всегда в нашем тырнете любое начинание свелось к разборкам с переходом на личности, а результаты кудат-то подевались.
Помимо личных разборок там наличествовал и ряд вопросов в обсуждении конструкции.
Т.к. в частности при обсуждении упоминался и данный топик и с некоторыми вопросами ко мне обращались лично, то посчитал себя несколько причастным. Залезать на тот сайт у меня особого желания не возникло, а т.к. часть участников появляется и тут, решил сказать кое-что по теме. Да и давно ничего не писал по АМ, а информации поднакопилось.
Прежде всего пару слов по теме моделирования:
С точки зрения пробуждения интереса к объекту интересна любая модель. В поисках материалов по теме пришлось просмотреть и несколько модельных сайтов в Штатах. Присутствуют варианты от бумажных в стиле наших «Мурзилок» до полностью рукотворных. При этом практически все варианты сделаны «НА ТЕМУ» - некий обобщенный вариант АМ/РСЕ. И как-то без шума и персоналий – сделал, ОК. При наличии гораздо больших возможностей доступа к оригинальным материалам народ с удовольствием пользует «тематические» работы с Драйдока (по ним - смотри мои посты выше). Т.Волковяк сделал большое дело – дал желающим возможность строить свои АМ, что народ и принялся делать с энтузиазмом. Где-то проскакивала информация, что проект АМ/РСЕ один из популярных в Штатах. На эту же тему и с такой же степенью приближения выпущено и несколько пластмассовых китов АМ/РСЕ. Тоже идут на ура.
К чему это. Делайте свои модели. Будет их побольше – станет возможно сравнивать и обсуждать их. Тогда и в деталях разобраться будет легче. И все на этом.
По поводу вариантов исполнения:
Внятной истории проекта мне найти не удалось. В книге Коробкова и Титушкина приведен в качестве истории проекта АМ отрывок из издания Н.Фридмана, где он писал о РСЕ, лишь вскользь помянув АМ. Примерно та же мысль ранее озвучивалась в МК. Скорее всего это близко к действительности.
ИМХО проект АМ/РСЕ состоялся благодаря лендлизу. Не закажи англичане и наши в США тральщики и эскортники, сколько бы сами американцы митинговали по поводу проекта? А так первые 25 бортов, на которых отрабатывались технологии и доводился проект, были успешно проданы за океан. А позднее – большая часть из сделанных по первоначальному проекту АМ/РСЕ была передана по лендлизу СССР и Китаю, а после войны их продавали в Азию и Южную Америку.
Как любой сложный механизм, корабль в процессе постройки претерпевал изменения конструкции. Это нормально. Большинство интересующихся темой смотрят на наружный облик корабля. Меньшая часть задает вопросы про оборудование, стоящее в корпусе. Единицы интересуются размерами и положением лючка доступа цистерну питьевой воды. Потому для большинства читающих топик попытаемся в общем (извините г.Гармашев) разобраться в видимых глазу отличиях.
Тральщики АМ и эскортники РСЕ делали в ОДНОМ корпусе. Но вариантов корпуса было 2. Второй вариант исполнения отличался от первого большим водоизмещением за счет более «полной» баковой части. За счет этого расширили часть помещений под верхней и главной палубой. Контуры по верхней палубе в 2 вариантах были показаны на однои из рисунков волковяка выше. Добавлю полезный элемент чертежа (Img 1) со сравнением носовых обводов вариант 1 слева, вариант 2 –с права, на подписи внизу особо не смотреть (почему – ниже). Надеюсь, приведенный фрагмент рассудит спорящих моделистов.
Официально АМ подразделялись по на 2 группы: первая очередь - борта с номерами 136-165 и вторая - борта с номерами, начиная с 214. Так было задумано еще до начала закладки бортов в апреле 1942. Заказы флота были размещены на верфях, но те не стояли в ожидании, а достраивали корабли по уже полученным заказам. В результате планы пришлось пересмотреть и часть бортов поменяла очередность. Так появились в конце концов 10 вариантов сборников генпланов только по АМ. Но и на этом корректировки не прекратились – на верфи поступали четрежи с изменениями.
Т.о. на 2 варианта исполнения корпуса начали наслаиваться варианты изменений архитектуры.
Проектный вариант вооружения предусматривал наличие ПАРЫ трехдюймовок. В таком варианте были построены тральщики для России и РСЕ для Англии. Все американские борта после приемки были перевооружены по последнему варианту - с заменой кормовой Мк22 на пару Бофосов, сначала армейских, одноствольных, затем уже спаренных .
Далее - варианты расположения выгородки АСДИКа на открытом мостике и само "оформление" мостика.
Ну а потом уже требующие большего внимания варианты исполнения мачты, дымовой трубы и палубного оборудования.
Попробую расписать это в следующем посте.
Пы.Сы. Ну а взволновавшие г.Гармашева варианты расположения забортных отверстий и выхлопов дизелей вполне различимы, благо у него, как выяснилось и чертежи на это имеются.