[image]

Подводные лодки проекта 641

Теги:641, флот, ПЛ, ДПЛ, Foxtrot
 
1 18 19 20 21 22 66
+
+4
-
edit
 

Veteran

новичок

Veteran>> Б-440 (вторым корпусом) спустя 27 лет после ввода в состав ВМФ. Кронштадт, 1997 г.
kluz> А первым корпусом (409) кто стоит?
Первым корпусом под БН 409 - это Б-413, которая сейчас музей в Калининграде.
   9.09.0
+
+4
-
edit
 

Илия

аксакал

Мне письмо пришло:
...
На вашем сайте, в разделе "Белые пятна. Неизвестные фотографии" есть снимок под № 22 - торжественное построение экипажей ПЛ проекта 641 в Екатерининской гавани.
Это было по поводу выхода нашей 69 бригады на БС в Средиземное море на один год. Такое было впервые. Б - 116 стоит вторым корпусом. По времени, это начало сентября 1973 г. На переднем плане справа - налево: к-р кап. 2 ранга Хропов А. А., п-к к-ра кап. л-т Кучеренко В.А., к-р БЧ-5 кап. 3 ранга Мелихов Н.И., к-р БЧ-4 РТС кап. л-т Акопян, ст. команды мотористов м-н Третьяков С.В. С большой степенью вероятности могу определить и себя.
С уважением, В. Копытков.
Прикреплённые файлы:
ussr_440.jpg (скачать) [640x480, 48 кБ]
 
 
   1313

kluz

координатор

Veteran>>> Б-440 (вторым корпусом) спустя 27 лет после ввода в состав ВМФ. Кронштадт, 1997 г.
kluz>> А первым корпусом (409) кто стоит?
Veteran> Первым корпусом под БН 409 - это Б-413, которая сейчас музей в Калининграде.
Спасибо. А у 440-й бортовой тогда "489" был? Командиром Сырочев?
   30.0.1599.10130.0.1599.101
+
-
edit
 

Veteran

новичок

Бортовой номер - да, 489, а вот по поводу командира не могу точно сказать, кажется, им был кап. 3 р. Билалов А.В.
   9.09.0
+
+2
-
edit
 

Veteran

новичок

Илия> Мне письмо пришло:
Илия> ...
Илия> На вашем сайте, в разделе "Белые пятна. Неизвестные фотографии" есть снимок под № 22 - торжественное построение экипажей ПЛ проекта 641 в Екатерининской гавани.
Илия> Это было по поводу выхода нашей 69 бригады на БС в Средиземное море на один год. Такое было впервые. Б - 116 стоит вторым корпусом. По времени, это начало сентября 1973 г. На переднем плане справа - налево: к-р кап. 2 ранга Хропов А. А., п-к к-ра кап. л-т Кучеренко В.А., к-р БЧ-5 кап. 3 ранга Мелихов Н.И., к-р БЧ-4 РТС кап. л-т Акопян, ст. команды мотористов м-н Третьяков С.В. С большой степенью вероятности могу определить и себя.
Илия> С уважением, В. Копытков.
Поздравляю В.Копыткова с тем, что он на чужом снимке узнал свой экипаж, такое редко бывает. Только это построение не могло быть связано с выходом на БС. Форма одежды парадная, праздничная, а лодки уходили на БС скрытно и внезапно. В сентябре 1974 г. нас подняли по тревоге ночью и в 5 утра наша лодка (Б-440) бесшумно (на ЭМ) выходила из Екатеринской гавани, как оказалось, на 13 месяцев - до 8 октября 1974 г.
   9.09.0
Данное сообщение является официальным предупреждением
UA Capt(N) #09.11.2013 01:41  @Veteran#09.11.2013 01:38
+
-
edit
 

Capt(N)

Старожил
★★★★★
2 Veteran
Избегайте избыточного цитирования!
   

  • Capt(N) [09.11.2013 01:41]: Административное предупреждение: Capt(N)#09.11.13 01:41
+
+1
-
edit
 

Илия

аксакал

Veteran> Только это построение не могло быть связано с выходом на БС. Форма одежды парадная, праздничная, а лодки уходили на БС скрытно и внезапно.

Да почему бы и нет? Шли бригадой не скрытно. БС на год впервые для экипажей - дело значимое. Могли построиться днем накануне и в форме по парадке. Был бы праздник - были бы флаги расцвечивания. В данном случае я верю.
   1313
RU Вованыч_1977 #09.11.2013 02:38  @Veteran#09.11.2013 01:38
+
-
edit
 
Veteran> В сентябре 1974 г.... наша лодка (Б-440)... выходила... как оказалось, на 13 месяцев - до 8 октября 1974 г.

Это без смены экипажей? (имеется в виду в море на "точке"/у плавбазы)
   30.0.1599.10130.0.1599.101
RU plutong #09.11.2013 10:57  @Вованыч_1977#09.11.2013 02:38
+
-
edit
 

plutong

опытный

Вованыч_1977> Это без смены экипажей? (имеется в виду в море на "точке"/у плавбазы)
в 81 году на практике был в Росте на "экскурсии" на 641 пр., которая была там в ремонте. По словам тамошнего минера, она вернулась с БС в 22 мес. в Средиземке.
По его словам были отпуска на 1 мес - собирали семьи в Ялте в санатории КЧФ, потом снова разъезжались, кто на ПЛ, а кто домой.
Дальше идут легенды, - Ну, типа иногда госпитальные суда оказывались рядом. Народ пропадал на них на несколько дней, подрывая боеготовность ПЛ. Ну и анекдоты о подводниках "...а у вас тут еще и море есть!.." Это про санаторные встречи с женами.
Это то что в памяти отложилось.
А вообще было бы интересно узнать, - как на самом деле происходили такие длинные БС от непосредственных участников тех событий.
И кроме 641 пр. какие-то лодки ходили на аналогичные БС?
   25.025.0
Это сообщение редактировалось 09.11.2013 в 11:13
RU Ван Дайк 2000 #09.11.2013 11:26  @Veteran#09.11.2013 01:14
+
+2
-
edit
 

Ван Дайк 2000

опытный

Veteran> Бортовой номер - да, 489, а вот по поводу командира не могу точно сказать, кажется, им был кап. 3 р. Билалов А.В.
К.Ю.Сырочев в 1996 поступил в ВМА.Поэтому Б-440 в 1997 точно командовал Альберт Билалов.
   
RU havron #09.11.2013 13:23  @Ван Дайк 2000#09.11.2013 11:26
+
+1
-
edit
 

havron

аксакал
★★☆
В.Д.2.> К.Ю.Сырочев в 1996 поступил в ВМА.Поэтому Б-440 в 1997 точно командовал Альберт Билалов.

1997 - Лодка Б-440 (командир - кап.2 ранга А.В.Билалов, замполит - кап.3 ранга Е.М.Фокин) приняла участие в состязании на приз ГК ВМФ по выходу в торпедную атаку.

см."Кронштадтское соединение ПЛ" (1918-2008), Спб, 2008, с.67
   
+
+19
-
edit
 

Veteran

новичок

plutong> А вообще было бы интересно узнать, - как на самом деле происходили такие длинные БС от непосредственных участников тех событий.
Я был участником 13-месячной автономки на Б-440 в 1973-74 гг., служил офицером. Заранее о такой длительности плавания нас не предупреждали, думали, что идем на 7 месяцев. Время выхода скрывали, но после загрузки торпед со спецБЧ мы уже ждали вызова на корабль, что и произошло ночью. Вышли в 5 утра 15 сентября 1973 г., далее в точке сбора был сформирован ордер ПЛ и НК: ПЛ пр. 641 - Б-409, Б-440, Б-130, Б-31, Б-105, Б-116, Б-413, ПЛ пр. 651 - К-318, НК - БПК пр. 1134Б, танкер и др. Таким ордером лодки совершали переход в надводном положении до Фареро-Исландского рубежа ПЛО НАТО по штормовому морю, затем форсировали рубеж в ПП. Потом опять в составе ордера в НП, с вынужденным временным погружением из-за дикого шторма (высота волны достигала 15-17 м), и так до траверза Гибралтара, после чего ордер расформировался, и каждая ПЛ должна была самостоятельно форсировать Гибралтарский пролив (на выдумку и усмотрение командира), чтобы скрытно войти в Средиземное море.
Если интересно дальнейшее, готов продолжить.
   9.09.0
10.11.2013 07:43, matelot: +1: Спасибо!
RU Вованыч_1977 #09.11.2013 14:38  @Veteran#09.11.2013 14:34
+
-
edit
 
Veteran> Если интересно дальнейшее, готов продолжить.

Интересно, конечно. Как, к примеру, пополняли запасы? Как часто проводили заряд АБ? И пр., и пр. :)
   30.0.1599.10130.0.1599.101
RU plutong #09.11.2013 15:42  @Вованыч_1977#09.11.2013 14:38
+
-
edit
 

plutong

опытный

Veteran>> Если интересно дальнейшее, готов продолжить.
Конечно, конечно, - как организовывался ремонт (ПМ-ки, плавбазы тоже же там были), отдых л/с, заходы в дружественные страны/порты отпуска опять же. А то все легенды...
   25.025.0
+
-
edit
 

Capt(N)

Старожил
★★★★★
Veteran> ...и каждая ПЛ должна была самостоятельно форсировать Гибралтарский пролив (на выдумку и усмотрение командира), чтобы скрытно войти в Средиземное море.
Veteran> Если интересно дальнейшее, готов продолжить.

Конечно да! Как уклонялись от сил НАТО, за кем следили, какие цели были в приоритете? Все интересно...
   
+
-
edit
 

plutong

опытный

Capt(N)> Конечно да! Как уклонялись от сил НАТО, за кем следили, какие цели были в приоритете? Все интересно...
А вот это как раз многие тут и так знают.
Нас быт интересует. Так как в других(своих) походах он известен/понятен, а тут нет.
Ну не ходил я боевыми походами в Средиземку... :)
На 13-22 мес... ;)
   25.025.0
+
-
edit
 

Capt(N)

Старожил
★★★★★
Capt(N)>> Конечно да! Как уклонялись от сил НАТО, за кем следили, какие цели были в приоритете? Все интересно...
plutong> А вот это как раз многие тут и так знают.
Так пусть расскажут!
   
+
+18
-
edit
 

Veteran

новичок

Извините за задержку, продолжу. После входа в Средиземку нас ждала засада из ПЛК НАТО, в основном это были французы, которые в то время отрабатывали свои новейшие опускаемые ГАС. Б-440 стала прижиматься к африканскому побережью, чтобы уйти от контактного захвата. Прижиматься пришлось чуть не до побережья Марокко, возможно, даже нарушили их терводы, но от обнаружения нам удалось уйти. Дальше вышли на простор западной части Средиземки. Не повезло Б-409, ее обнаружили и вели французы. Затем получили задание на патрулирование района с обычной главной целью - поиск и обнаружение ПЛАРБ США, поддержание контакта с обнаруженной целью и в случае начала БД (войны) - ее уничтожение торпедами, желательно до того, как она начнет выпускать свои БР по нашей территории (в то время Средиземка была главной стартовой площадкой амеровских ПЛАРБ). Первым районом для поиска нам дали Тирренское море, где мы впервые и обнаружили свою первую ПЛАРБ. Преимуществом наших лодок на начальной стадии было то, что мы практически находились в засаде, имели ход 2,5 - 3 узла на ЭХ, и ПЛАРБ, циркулировавшие в районе своего боевого дежурства нас не слышали и "натыкались" на нас. Существенно помогало и то, что лодка была новая, с новым образцом ШПС МГ-10М на транзисторах. Этот первый контакт запомнился больше всех еще и тем, что вели мы ракетоносец необычно долго - 1 час 56 мин., он так и остался нашим своеобразным рекордом. Но дальше, на следующей стадии - поддержании контакта и преследовании ПЛАРБ сразу начиналось сказываться наше техническое отставание: мы давали средний ход (св. 6 уз.) и амер сразу нас обнаруживал, начинал уклонение и прибавлял ход. На 14 - 16 узлах он легко от нас уходил (такую скорость ненадолго мы бы могли развить, но при этом полностью "оглохли" бы и сразу потеряли бы контакт). Но в этот раз наверху бушевала гроза, шторм, и были удивительные гидрологические условия - мы продолжали слышать ПЛАРБ с увеличением дистанции и следовали за ним. Через некоторое время он это понял и выпустил имитатор ПЛ, очень точную свою копию по шумам. Поодерживать контакт с двумя целями на ШПС мы не могли, как и определить, какая цель истинная. В результате контакт потеряли, после чего подвсплыли на перископную глубину, из-за грозы с сильными молниями с трудом передали радиограмму. Горизонт был чист.
Далее немного попозже.
   9.09.0
10.11.2013 21:41, ромочко слило: +1: отлично
+
+19
-
edit
 

Veteran

новичок

Продолжу. Обычно по времени контакт с ПЛАРБ составлял 10 - 20 мин., больше мы не могли держать "супостата" (причины я указал выше). Но наши донесения об обнаружении очень помогали ГШ ВМФ выяснять маршруты патрулирования ПЛАРБ и наводить на них другие силы. За время этой автономки Б-440 всего имела 14 устойчивых контактов с ПЛАРБ. Кроме этого, на лодке в надводном положении постоянно работала группа ОСНАЗ - радиоразведки. Я был искренне удивлен их высочайшим профессионализмом. На устаревшей радиоприемной аппаратуре (Р-670 Русалка) они эффективно обнаруживали и прослушивали переговоры американцев, устанавливая примерные места носителей и их классифицировали. Так, они очень радовались, когда первыми осуществили перехват радиопереговоров авиакрыла авианосца, вошедшего в Средиземное море. Обычно разведданные о надводной обстановке на Средиземном море и в Атлантике нам сообщали в радиограммах по данным разведавиации. Ребятки ОСНАЗа были срочной службы, но очень натасканные - настоящие профи.
Зарядку АБ били только по ночам с расчетом: трое суток под водой - ночь (до рассвета) зарядка. НК-противолодочники нас беспокоили мало, от их гидролокаторов мы уходили заранее - далеко слышны были нами характерные мощные посылки AN\SQS-26 тройной модуляции. Один раз даже рискнули с американцем - подошли к нему на 70 кбт, он работал гидролокатором на шкале 150 кбт, но нас не заметил. Дальше решили не рисковать. Опаснее всего были противолодочные Орионы с косекансной диаграммой направленности РЛС и магнитометром. Обнаружив на поисковой (пассивной) РЛС сигнал РЛ самолета, приходилось немедленно нырять. Упреждение составляло, как правило, 1,5 Д. Хуже было, если в это время били зарядку. Однажды кэп решил не нырять ночью, когда били зарядку (пожалел батарею), подлетевший Орион выключил РЛС и стал летать перпендикулярно нашему курсу, явно хватая нас магнитометром. Плюнули на него. добили зарядку, погрузились. Никто этот контакт не развил, преследования не было.
   9.09.0
09.11.2013 22:59, reflex_yu: +1: С прибытием.
09.11.2013 23:41, Gogs: +1: Очень интересно!
+
-
edit
 

Capt(N)

Старожил
★★★★★
Veteran, очень интересно, продолжайте плз
   
RU Ван Дайк 2000 #09.11.2013 22:44  @havron#09.11.2013 13:23
+
-
edit
 

Ван Дайк 2000

опытный

havron> см."Кронштадтское соединение ПЛ" (1918-2008), Спб, 2008, с.67
Собственно,и без книжки(каковая есть у меня).Альберт-однокашник.
   
+
-
edit
 

plutong

опытный

Veteran> Продолжу.
Автономность 641 пр. судя по открытым источникам - 90 сут.
Цикл получается переход сут. 15-20, затем нахождение в районе БС до 70 сут (если сразу?), потом отскок к ПМБ на пополнение запасов+отдых и далее очередная БС в районе, - тоже до 3 мес, после чего переход в базу (если общая длина БС была 7 мес) или в длинных походах цикл был иной?
   25.025.0
+
+17
-
edit
 

Veteran

новичок

По питанию и быту. Лодка пр. 641 изначально рассчитана на автономность 90 суток, в основном по провизии и запасу пресной воды (80 т в цистерне). Уходя в более длительное плавание провизией затаривались как можно больше. Провизионку-холодильник набивали мороженым мясом, консервы и сухие продукты распихивали по всем возможным и невозможным местам. Чтобы матросики не воровали консервы при погрузке помощник командира под личным контролем привлекал треть личного состава, но это не спасало положение, матросы умудрялись тайком распихивать часть консервов по "своим" местам. Первым через месяц кончалось мясо, причем сначала "духовно" (из-за периодичекого размораживания холодильника), затем физически. Переходили на мясные и рыбные консервы. Хлеб был консервированный (заспиртованный белый батон), его можно было есть только распарив по определенным правилам. Если правильно его распарить, то он получался очень вкусным как свежий. Природный картофель тоже кончался или сгнивал, переходили на консервированный (в банках) картофель, вкус неважный, но есть можно. С его окончанием переходили на сушеный картофель (мерзкий вкус, это не чипсы). Основой 1-го блюда была капуста, но природная также кончалась, переходили на консервированную в жестяных банках. На 3-й-4-й месяц эти банки от высокой температуры в отсеках начинали вздуваться и превращаться из цилиндров в шары. Раствор в них превращался в небезопасное кислотное соединение, матрос должен был предусмотрительно отворачиваться при пробивке ножом такой банки, "кислота" вылетала под сильным давлением. Дальше эту капусту сутки мочили в воде и только после этого направляли в первое. И все равно оно получалось очень кислым. Компот консервированный, вкусный. Дополнительно в день выдавалось 50 г вина, 1 вобла и 1 маленькая шоколадка.
При малом запасе пресной воды она расходовалась только на приготовление пищи и питье. Умывание,мытье только забортной водой, для чего выдавали или сами покупали спецшампуни ("Солнышко"). Душ был только в 6-м отсеке, "одинарка", еще умывальник во 2-м. Для преотвращения фурункулеза и др. кожногнойных воспалений доктор ежедневно проходил по лодке и выдавал каждому на протирку ватку со спиртовым раствором. Но мотористы часто все равно бывали в прыщах. Одежда внутри корпуса разовая, из марлевки, трусы и футболка, кожаные тапочки. "Разуха" изначально рассчитана на ношение в течение 10 дней, затем ее должны утилизировать, но запаса, естественно, не хватало и носили по месяцу и более, пока не превращалась в полную негодность.
   9.09.0
09.11.2013 23:54, plutong: +1
10.11.2013 09:49, TSONYO₃: +1: Огромное спасибо за интересный рассказ!
10.11.2013 13:27, dmirg78: +1
+
+20
-
edit
 

Veteran

новичок

Исходя из печального опыта кубинского похода 1962 г. на лодки стали ставить кондиционер за счет ликвидации одной 8-местной каюты во 2-м отсеке. Условия для "лежачего" сна несколько ухудшились, но зато становилась приемлимой температура в отсеках. Кондиционер мог работать только в подводном положении ПЛ, и им за ночь удавалось сбить температуру до 27 гр. Обычно в отсеках было 30 - 35 гр. Но отечественный "кондер" часто выходил из строя, с ним мучалась, но наши изобретательные механики умудрялись вводить его в строй. Если кондер не работал, то температура начинала угрожающе повышаться и доходила в 1-м отсеке до 37 гр., во 2-м до 42 гр., в 6-м до 60 гр. Это было уже тяжко. Гальюнов в подводном положении работало два - в 3-м и 6-м отсеках, но очереди, как правило, были редкими. Из-за консервированной пищи у всех были запоры, по-большому ходили примерно раз в 3 дня. В надводном положении работал только один верхний гальюн (в легком корпусе в выгородке за выдвижными устройствами), подводными в НП было нельзя пользоваться. Поход в этот гальюн - чудо эквилибристики. Во-первых, надо было дождаться "добра" на выход наверх (по квоте). Затем пробраться во тьме мимо выдвижных штанг, густо смазанных АМСом (вонючей смазкой) и в условиях дергающей качки не прикоснуться к ним. Далее в выгородке присесть на "солдатское очко" и держаться за боковую ручку, соблюдаю определенное балансирование. Дело в том, что прямо перед очком торчит приемный бункер жидкого мусора, и в него конвейерным способом матросики выливают жидкие помои из больших банок. Терпите их присутствие и действия перед вашим носом. Бункер прикрыт откидывающейся крышкой, а выход за борт у него на уровне ватерлинии. Очередная волна бьет в это отверстие и гидравлическим ударом помои частично возвращаются назад, поднимая крышку и выплескиваясь наверх. Поэтому надо соблюдать дистанцию спереди до бункера. Но не торопитесь откидываться назад. Под вашим задом идет непрерывный слив очка горячей водой - кипятком, переходящим в пар. Если опуститесь низко - ошпарите свое очко, а это уже серьезно.
   9.09.0
БалаБОТ: Автоматический поощрительный балл за высоко оценённое сообщение.; поощрение (1)
11.11.2013 00:59, Bod: +1
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
+6
-
edit
 

Илия

аксакал

855-я. Фото предоставил Шапошников Георгий.
Прикреплённые файлы:
 
   1313
1 18 19 20 21 22 66

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru