Бронетансковые новости Ближнего востока

 
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★

Прорыв БМП-3 в ОАЭ



В начале 90-х годов наметилось улучшение во взаимоотношениях СССР с Объединенными Арабскими Эмиратами. Этому способствовало, в первую очередь, общее потепление в международных отношениях с нашей страной в связи с демократическими переменами в ее внешней и внутренней политике.

Важную роль играла также активная и высокопрофессиональная дипломатическая деятельность вновь назначенного посла СССР в ОАЭ Харчева Константина Михайловича. Достаточно отметить его высокий авторитет, как глубокого знатока Корана, активного участника регулярных чтений его глав в обществе высокопоставленных религиозных и общественных деятелей стран Персидского Залива.

Велась активная работа по расширению сотрудничества и, в частности, участию представителя Эмиратов в совместном космическом полете на станцию "Мир". Закупка российского вооружения, приезд высокопоставленной делегации ОАЭ в Россию и другое.

Политические события 1991 года (ГКЧП) и распад СССР не позволили реализовать все запланированные мероприятия, но совместное соглашение о проведении испытаний российских БМП-3 в условиях ОАЭ было исполнено до 19 августа 1991 года.

Контрактом между ГК "Росвооружение" и Министерством обороны ОАЭ были оговорены объемы, сроки и другие условия испытаний четырех боевых машин пехоты БМП-3 производства Курганского машиностроительного завода (генеральный директор Дородный В.Д., главный конструктор Никонов А.И.).

Руководство Министерства обороны предавало этой сделке исключительно важное значение, так как она была итогом ряда визитов в ОАЭ наших военных делегаций. Как и всё новое, БМП-3 создавалась в условиях острого противоборства ее сторонников и противников. Сторонники БМП-3 в лице Главкома сухопутных войск маршала Петрова В.И. и ГБТУ МО (ныне ГАБТУ МО) генерал-полковника Потапова Ю.М. отмечали, как преимущество, повышенную маневренность и высокую эффективность комплекса вооружения новой машины. При этом, выявлявшиеся недостатки иногда подавались в отчетах об испытаниях как не характерные, а единичные случаи вызванные издержками технологии производства.

В итоге, опытная войсковая эксплуатация батальона БМП-3 в Белорусском Военном округе вскрыла недостаточную надежность отдельных узлов и систем новой машины.

Сложившаяся ситуация не вселяла уверенности в положительный исход предстоящих испытаний БМП-3 в сложных природных условиях Аравийской пустыни на территории ОАЭ.

Приказом Министра обороны Маршала Язова Д.Т. по согласованию с Миноборонпромом был сформирован сводный отряд специалистов-испытателей во главе с Первым Заместителем начальника ГБТУ МО генерал-лейтенантом Журавлев Н.А..

Курганским машиностроительным заводом буквально в авральном порядке велись работы по изготовлению четырех машин, где предусматривалось устранение выявленных недостатков с учетом требований предстоящих испытаний.

Параллельно в пустыне Кара-Кум шла проверка двух БМП-3 с имитацией условий и программ предстоящих в ОАЭ испытаний.

27 июля 1991 года группа руководителей испытаний рейсовым самолетом Москва -Бахрейн - Абу-Даби прибыла в аэропорт Абу-Даби. В ее состав входили: генерал-лейтенант Журавлев Н.А. - первый Заместитель начальника ГБТУ МО, полковники Огурцов В.И. - представитель Генерального штаба ВС и Сухачев М.М. - представитель ГИУ ГКЭС.

Встречающий нас заместитель Главнокомандующего Сухопутными Войсками ОАЭ генерал Аль Рьяни вел себя любезно. Без лишней суеты мы были взяты под охрану и размещены в роскошных апартаментах пятизвездочной гостиницы "Интерконтиненталь".

Проживание в этой престижной гостинице полностью оплачивалось арабской стороной, включая трехразовое питание, пользование бассейном, пляжем, сауной и теннисным кортом. На этом фоне оплата наших командировок в размере 19 долларов в сутки выглядела как унизительная подачка на карманные расходы.

К нашему сожалению, большую часть нашей командировки пришлось провести в пустыне вместе с остальными нашими испытателями, сопровождая БМП-3 на маршах или на стрельбе.

Единственным неудобством, с которым нам пришлось столкнуться, был довольно строгий режим нашей охраны. Охрана, состоящая из 4-х человек, на 2-х "Мерседесах" сопровождала нас везде: в поездках, на пляже, на рынке и даже в номерах гостиницы.

Поскольку получалось, что мы круглосуточно находились под опекой охранников, я неоднократно просил Аль Рьяни упростить этот режим, но он всякий раз ссылался на свою ответственность за нашу безопасность.

На второй день нас принял Начальник Генерального штаба генерал Аль Бади. После совместных заверений о важности военно-технического сотрудничества между нашими странами был подписан контракт на испытания и оговорены общие вопросы их проведения.

29 июля 1991 года двумя самолетами "Руслан" в Абу-Даби были доставлены четыре БМП-3. Виртуозное управление нашими механиками машинами при выгрузке БМП из самолетов-гигантов и погрузке на трайлеры вызвало бурю восторгов и даже аплодисменты встречающих. Вместе с тем, сотрудники посольства нас ориентировали на сложность предстоящих испытаний и неоднозначную позицию руководства ОАЭ по закупке наших БМП-3. По их информации, в это же время заканчивались испытания американской БМП "Брэдли", результаты которых держались в строгом секрете, но до нас доходили интригующие слухи, что арабы уже сделали свой выбор в пользу этих машин.

Большую работу в этом плане, по имеющейся информации, проводили послы США, Англии и Франции, стремящиеся любой ценой не допустить поставку в Армию ОАЭ российских БМП.

После завершения программы испытаний "Брэдли" арабские испытатели приступили к изучению БМП-3. Машины оборудовались датчиками и приборами для получения дополнительных характеристик отдельных систем, окончательно согласовывалась программа испытаний, велось интенсивное обучение местного персонала вождению БМП-3.

Все закупки военной техники для армии ОАЭ курировал Заместитель Начальника Генерального штаба шейх Мухамед, младший сын Президента ОАЭ.

Мне дважды пришлось встречаться с этим молодым, но влиятельным генералом. На первой встрече я докладывал ему устройство и основные характеристики БМП-3 и сразу убедился в его высоком профессионализме и разносторонней военной подготовке.

Осмотрев БМП-3 и потрогав все органы управления руками, он высказал сомнения по поводу ряда достоинств этой машины, которые я особенно подчеркивал в ходе своих пояснений. Однако, в дальнейшем получая информацию по ходу испытаний, он заметно менял свое мнение в пользу БМП-3 и сыграл основную роль в заключении контракта.

Ровно в 7 часов утра 6 августа 1991 года жители Абу-Даби были разбужены шумом движущейся по ее улицам экзотической колонны, состоящей из тягачей типа "Мерседес" с погруженными на них БМП-3, штабных машин, оборудованных вертушками и маячками на крышах, и мотоциклистов с маячками на шлемах.

Так начались широкомасштабные испытания БМП-3, для обеспечения которых одновременно проводились учения с привлечением штабов и тыла армии ОАЭ.

Мне, как военному человеку, неоднократно принимавшему участие в подобных мероприятиях нашей армии, было интересно увидеть спокойную и четкую работу организаторов и исполнителей этих учений.

Не смотря на экстремальные условия (температура воздуха 45-50С, влажность до 90%), в ходе учений были созданы нормальные бытовые условия, одинаковые для всех участников учений - генералов, офицеров, солдат и вольнонаемных.

Питание организовывалось на привалах в пустыне, пища (обычно плов с обилием зелени и мяса) ставилась на раскладные пластиковые столы на больших подносах. Наши испытатели без труда освоили приемы употребления пищи без вилок и ножей.

Перед приемом пищи арабы совершали молитвенные обряды, а наши испытатели по желанию получали по сто граммов горячего спирта для снятия усталости и улучшения аппетита.

Спали ночью под открытым небом, раскладушки с чистым постельным бельем устанавливались на кошмы из верблюжьей шерсти, что гарантировало отсутствие в постели различной ядовитой живности.

На маршах движение осуществлялось колонной во главе с джипом, за рулем которого был генерал Аль Рьяни, за ним шли БМП-3, а за ними три - четыре джипа во главе со мной.

Первые сто километров маршрута по песчаным барханам явились настоящим адом для машин и водителей. Непрерывные подъемы по склонам барханов (под углом до 30) и почти отвесные спуски сопровождались в первый день сильнейшей песчаной бурей, а раскаленный песок до боли сек щеки и шею и забивал все щели у машин и людей. Даже самые опытные курганские водители-испытатели БМП-3 на первых порах буквально растерялись, поэтому подъемы на барханы иногда преодолевались только со второй или третьей попытки, имелись неоднократные случаи схода гусениц и застревания отдельных машин.

Мне иногда казалось, что нас кинули в западню, где мы окончательно застрянем, а через несколько часов машины полностью занесет песком и они останутся здесь на века.

Постепенно водители освоились с коварством песчаной стихии, а имеющийся опыт и безотказность машин позволили преодолевать непроходимые для английских и американских БМП барханы.

Через семь часов все машины преодолели барханы, которые до нас были проходимы только для караванов верблюдов. Ожидающий нас Аль Рьяни с улыбкой сказал мне: "О'кей". Я понял, что одержана первая победа.

В дальнейшем, марши на максимальных скоростях проходили по грунтовым дорогам вдоль границ с Оманом, Саудовской Аравией и Катаром, машинами управляли как наши, так и арабские водители.

Арабским водителям машина нравилась, поэтому они с большой охотой садились за ее штурвал. При этом, никакие наши доводы о необходимости строго соблюдать правила эксплуатации ими на практике не выполнялись. Не трудно было понять, что они получили от командования указания проверить машины "на излом".

Особенно усердствовал подполковник Мутава. Откровенный противник всего российского он настойчиво пытался найти какие-либо недостатки и создать на этом фоне негативное мнение. На одном из маршей он, управляя головной БМП-3, развил скорость до 80 км/ч и более двух часов не делал положенные по инструкции остановки для осмотра машин.

Такое насилие над техникой привело к отказу бортовой передачи на головной БМП-3. Машина на полной скорости развернулась на 90° и улетела с дорожной насыпи метров на 10-15 в пустыню. Сидевший на башне араб в белой туне совершил "полет шмеля" и упал на песок метрах в 10-ти от машины, два курганских испытателя, находившихся внутри машины, получили серьезные ушибы и были вертолетом отправлены в центральный госпиталь Абу-Даби, а Мутава был зажат между крышкой люка и песком и чудом остался жив, получив травму головы.

Этот несчастный случай, неожиданно для нас, сделал хорошую рекламу машине, так как арабы были в восторге от того, что после такой аварии она завелась и своим ходом зашла на трайлер. Пробег, протяженностью 2,0 тыс. километров, был завершен с положительным результатом и обнадеживающими выводами.

На другой день после предварительной подготовки машин и обучения арабских офицеров проводилась стрельба из всех видов вооружения БМП-3. В пустыне была установлена огромная палатка, застеленная ковром, на котором стояли приборы наблюдения, радиостанция, три кожаных кресла и стол с фруктами и водой.

На дистанции от 0,5 до 3,0-х км стояли разнообразные мишени и фрагменты, по которым велась стрельба из 100 мм орудия, 30 мм пушки, пулеметов и управляемыми снарядами.

БМП двигались по кругу диаметром 30 м и за каждый заезд экипаж должен был сделать не менее трех пусков ракет и поразить две - три мишени из других видов оружия. Сначала стрельбу вели испытатели из Тулы и Кургана, а в перерывах между заездами мы с генералом Аль Рьяни ездили на джипе и осматривали мишени.

При первом же осмотре он дал высокую оценку результатам управляемых пусков ракет и попаданий из 30 мм автоматической пушки, но более всего его поразила высочайшая профессиональность российских наводчиков Бурнашева (Курган) и Епифанова (Тула).

Высокие результаты были подтверждены и стрельбой арабских офицеров, прошедших всего часовую подготовку. Успешная стрельба окончательно убедила арабов в превосходстве БМП-3 над американской БМП "Бредли" и определила их выбор.

За прощальным обедом генерал Аль-Рьяни оценил результаты испытаний в целом как положительные, но дал понять, что окончательное решение будет принято Президентом. Для подготовки итоговых материалов была создана правительственная комиссия во главе с шейхом Мухамедом.

После утверждения Акта государственной комиссии нас пригласил шейх Мухамед и в уважительном разговоре сообщил о положительных выводах комиссии по испытаниям БМП-3, о хороших перспективах нашего дальнейшего сотрудничества.

Он высказал пожелание о скорейшем устранении отмеченных в Акте замечаний, попросил оставить прошедшие испытания БМП-3 и бригаду наших специалистов для обучения эмиратских военнослужащих.

Не смотря на такие заверения командования Армии ОАЭ, окончательное решение руководством страны по политическим мотивам не принималось. Оставшиеся без работы и отдохнувшие испытатели настойчиво требовали отправки домой. По нашему настоянию посол Харчев К.М. направил ноту секретарю по иностранным делам ОАЭ с просьбой доложить о сложившейся ситуации Президенту.

На следующий день руководство нашей делегации было принято Президентом шейхом Заедом в его резиденции. Визит длился всего 20 минут.

Основатель и бессменный руководитель страны, семидесятидвухлетний шейх Заед, сидел в окружении своих сыновей, занимающих ключевые посты в стране, и спокойно аргументировал принятое им политическое решение.

Глава Государства сказал, что ОАЭ поддерживают международный курс на сохранение устойчивого баланса между Востоком и Западом. Одним из проявлений этой политики баланса является принятие решения о приобретении российских БМП-3.

Армия испытывала ее в условиях ОАЭ буквально "на излом" в острой конкурентной борьбе с аналогичной американской, английской и аргентинской бронетехникой. Исходя из результатов испытаний, армия отдает предпочтение БМП-3 с учетом проведения ряда доработок.

У нас был повод праздновать заслуженную победу. Но в машине посла мы получили сообщение о государственном перевороте в нашей стране. Недолгое чувство радости сменилось тревогой, особенно после того, как прервалась связь с Москвой.

Эта тревога не покидала нас и в Москве, куда нас 21 сентября 1991 года доставил самолет "Руслан" и где не кому было доложить о результатах испытаний.

Результаты испытаний не пропали даром. После ряда переговоров был подписан первый в истории контракт с ОАЭ на поставку большой партии российских БМП-3.

Практика подтвердила обоснованность решения, что общее руководство подготовкой и провидением этих ответственных испытаний осуществлялось Генеральным штабом, а конкретное исполнение задачи возлагалось на ГБТУ МО и ГИУМВЭС.

Наличие в составе сводного испытательного отряда полковника Огурцова В.И., представителя Генерального штаба, полковника Васильева А.И., представителя ГБТУ МО, полковника Зайченко Н.Г., представителя ГРАУ МО, и автора статьи, бывшего первого Заместителя начальника ГБТУ МО, определило уровень нашего взаимодействия с руководством армии ОАЭ.

При активном участии посла Харчева К.М. и представителя ГИУМВЭС полковника Новикова В.И. удавалось положительно решать проблемные вопросы с Генеральным штабом и Командованием Сухопутными войсками ОАЭ.

В то время трудно было представить, что этот контракт на долгие годы обеспечит военно-техническое сотрудничество России с ОАЭ.

Журавлев Николай Алексеевич
Заместитель генерального директора ОАО НИИ Стали
Генерал-лейтенант в отставке
Лауреат Государственной премии
Кандидат технических наук
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★

Саудовская Аравия закупила бронетехнику на 13 миллиардов долларов

Канадское подразделение американского концерна General Dynamics выиграло тендер на поставку бронетехники Саудовской Аравии. По словам министра торговли Канады Эда Фаста, стоимость контракта составит до 13 миллиардов долларов. Контракт, выигранный General Dynamics, позволит создать в Канаде более 3000 рабочих мест. // lenta.ru
 
 32.0.1700.10732.0.1700.107

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru