Пока шурави соседнюю тему не загубил, приглашаю обсудить отдельно.
шурави>>>>>> А с каких это пор американцы законодатели вертолётной моды?
Aluette>>>> Так назовите законодателя. Особенно применительно к скоростным вертолётам/конвертопланам...
шурави>>> По вертолётам однозначно СССР/Россия.
шурави>>> Конвертопланами в СССР занимались, достигли определённых результатов, но тема была закрыта. В принципе правильно.
spam_test>> каким кроме Ми-8 местом?
шурави> ЦАГИ-1ЭА, Ми-4, Ми-6, Ми-10К, Ка-26, Ка-32, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ка-50/52.
Я вижу, что шурави меняет тему. При этом, начиная с тезиса, который не собирается подтвердить: о моде, выборе большинства, а не о рекордах и достижениях, скажем. О конвертопланах и скоростных вертолётах, а не о вертолётах вообще. Возражений не видит.
Попытаюсь ответить на единственный его содержательный довод, где он перечислил известные ему успешные советские проекты. Полагаю, что мировой рекорд, например, это не мода, может быть — предпосылка. Покупка вертолётов СССР странами-изгоями или бедными странами ("не все страны свободны в выборе") — то же не о моде. Мода, это когда решению подражают. И я вижу, что в СССР подражали западу, не наоборот.
Итак:
1. ЦАГИ 1ЭА был никому в мире не известным, даже рекордами. Сохранили в тайне даже от советских людей до поры. У Ми-1, скажем, американский или британский прообраз, несомненно. К счастью, этот ЦАГИ 1ЭА не был единственным в мире опытом, иначе вертолёты могли не появиться.
2. Ми-4, разумеется, не от отечественного образца произошёл. Буквально за год сумели, как теперь китайцы, воспроизвести модный облик Sikorsky S-55 Chickasaw, полетевший в 1949:
Ми-4, разумеется, почти вдвое тяжелее.
3. Ми-6 самый выдающийся, на мой взгляд, с ним и разобраться сложнее. Ясно сразу, что законодателем мод он стать просто не мог, о нём мало знали. Но именно он несомненно первый полетел такой: ГТД сверху с приводом прямо на редуктор, сзади рампа и длиннейший хвост с винтом. А ещё развитые крылья. Есть раннее изображение проекта, 1953:
Где видно, что это Gyrodyne по замыслу. Проект Ми-6 развивался вместе с публикациями в журналах о проектах Westland W-80, W-81, W-82 (журнал Flightglobal 1952) и, наконец, Westland Westminster, который полетел позднее Ми-6 и был меньше:
Видно, что не разработчики Ми-6 создают моду, а британцы. Кстати, ко времени полёта Westminster превратился в газотурбинную разновидность Sikorsky S-56 Mojave, так как Westland стало отделением Sikorsky, по сути.
4. Ми-10К уже просто ровесник Sikorsky S-64 Skycrane, хотя первыми такое предложили Westland. Кстати, Ми-10К не слишком удачливый.
5. Соосники трогать особо не стану. Ясно, вроде. Моду задавали не в СССР, а в итоге вертолёты единственные такие старомодные. Даже не пытаются нигде повторить подобное. Поиски Sikorsky, которые там называют advanced blade concept, — это другой принцип.
6. Ми-24 — ранний американский путь создания вертолёта огневой поддержки. Также как американцы, в СССР взяли основной вертолёт и добавили ему курсовое вооружение. И потом пытались следовать за законодателями моды. Различия объяснимы разницей исходных вертолётов, а не подхода.
7. В Ми-26 новость только размер. Последователей нет, ведь все успешные западные вертолёты могут использоваться с кораблей. А иначе большой заказ исключён. Если страна может купить Chinook, она покупает их. Или Osprey, который с трудом, но лезет в лифт для Chinook или Merlin.
8. Ка-50 так и остался немодным. Причины производства Ка-52 мне не совсем ясны.
И о нашем главном, о Ми-8. Не он создал моду, ведь до начала проектирования стали известны упомянутые Westminster и, скажем, SNCASE Frelon. Это прекрасное развитие облика Ми-6, в котором верно отказались от крыльев. По показателям и назначению к Ми-8 ближе всего Vertol Sea Knight, которые недавно полностью вытеснили Bell Osprey.
Чаще всего настолько тяжёлый вертолёт не нужен, да выбора нет. Он самый удачный.
P.S. После любых личных наездов имею право завершить спор, а наезд полагать свидетельством отсутствия доводов.