sas1975kr> Дык речь о том, какой должна быть эта сеть наблюдателей и расчетов ПЗРК. В текущем варианте Томагавка нет ограничений на маршрут полета. Он может быть любым. И тогда перекрывать прийдется всю границу. Вот и посчитайте - каждые 10 км 4-6 наблюдателей. И расчеты с ПЗРК если не к каждому каждому объекту привязывать (а это бесполезно - он в лоб не бьет) - каждые 2-4 км ставить надо. Т.е. даже для закрытия Москвы с кольцом расчетов ПЗРК на удалении 100 км от центра их понадобится порядка 100 штук. А теперь представьте что нужно закрыть весь Ирак или Иран например. Сколько расчетов понадобится?
1. ваш рассчет исходит из для такой сети нужны некие специальные заточенные именно под эту задачу люди, заранее запасенные и вымуштрованные. а это совершенно не обязательно.
для Ирака - это была импровизация военного времени.
сеть наблюдателей там была создана еще во время войны с Ираном - против обычной авиации.
группы стрелков-охотников-за-КР были развернуты на базе обычных пехотных подразделений.
обеспечили связь между первыми и вторыми - и "практически бесплатно" получили еще один эшелон обороны.
2. совершенно не стоит понимать меня так, будто я призываю строить объектовое ПВО (и тем более систему ПВО в целом) исключительно на ПЗРК. в ираке - это был всего лишь один из элементов эшелонированного ПВО, где кроме этого была куча других средств - от "больших" ЗРК до МЗА и неких "пассивных средств заграждения" (в статье упомянуты "стометровые вышки с тросовыми заграждениями"). но эти средства были по горло загружены и другими целями - помимо КР.
применение ПЗРК против КР - "понижало нагрузку
на систему в целом".
и эта подсистема будет способна выполнять эту конкретную задачу, даже если все остальные средства подавлены.
sas1975kr>> 2) Терзают сомнения по дешевизне такой защиты. ЕМНИП озвучили стоимость ПЗРК в районе 50-100 килобаксов. А томагавки щас в районе 500К$.
sas1975kr> *-* Было бы интересно ссылку, откуда цитата. Потому как на том же 404 Not Found
sas1975kr> Для 99 финансового года дана цифра 569$К.
томагавки бывают разные...
Block III - ~500$K
BLock IV - 0,9 - 1.1 - 1.4$M по разным годам
ссылка про Block IV:
FY06 Order: $346M 473 Tactical Tomahawk Block IV Cruise Missiles
в 2005 куплено 298 штук за $277.2 million => 930$K
в 2006 куплено 408 штук за $372.4 million => 910$K
sas1975kr> sas1975kr>> 5) Деньги США на МО вроде не экономят. Не видно что-бы они лихорадочно искали что-то на замену Томагавкам. И Вирджинии под Томагавки делают. Они что идиоты? Если Томагавк сбивать уже скоро из ружья будут?
ko4evnik>> гуглить на фразу "Fast Tomahawk".
sas1975kr> Гуглил до просветления. Ничего толком не нашел. Вы о чем хотели сказать? Я что-то пропустил? Сделали что-то на замену Томагавку?
лихорадочным поиском они не занимаются. занимаются плановой работой по нескольким направлениям. и Вирджинии делают не только под Томагавки.
Следует отметить, что в США в настоящее время весьма интенсивно ведутся работы по созданию новых и совершенствованию состоящих на вооружении ВМС КР, используемых с ПЛ. Помимо разработки новой, более совершенной модификации КР «Tomahawk» Block 4A и «Tactical Tomahawk» в 1997 г. были развернуты работы по созданию сверхзвуковой КР «Fastfhawk» в целях замены после 2005 г. состоящих на вооружение ПЛ КР «Tomahawk» с дозвуковой скоростью полета.
На стадии разработки концепции создания ракеты в 1997 г. основные характеристики КР «Fasthawk» были следующими:
Длина КР с ускорителем, м ... 6,5
Диаметр корпуса, м ... 0,53
Стартовая масса, кг ... 1587
Скорость полета, км/ч ... 4200
Высота полета, км ... 21
Дальность стрельбы, км:
- минимальная ... 90-110
- максимальная ... 1290
Двигатели:
- маршевый;
- тип ... ПВРД с управляемым с вектором тяги
- тяга, кг ... 7300
- стартовый ускоритель:
- тип ... РДТТ
Масса БЧ, кг ... 315
Система наведения ... автономная (ИНС с коррекцией от навигационной системы GPS)
Проектом предусматривается, что КР после пуска из ТА или шахты (контейнера) ПЛ с помощью стартового ускорителя наберет высоту около трех км, на которой начнет работать маршевый ПВРД. При этом высота полета ракеты увеличивается до максимальной - более 21 км, а скорость полета - до четырех М. В районе нахождения цели КР совершит пикирование по запрограммированной траектории под углом 45-90°, развивая на конечном участке скорость 1220 м/сек, Высокая скорость полета снизит уязвимость новой КР от средств ПРО, а большая кинетическая энергия за счет высокой скорости на конечном участке обеспечит возможность использования этих ракет как оружия проникающего типа для поражения высокозащищенных целей. Летные испытания КР «Fasthawk» планировали провести до начала 2000 г.
В конце 90-х годов В.США фирмой «Boeing Phantom Works» начата разработка гиперзвуковой КР, которая поступит на вооружение ПЛ, БНК и самолетов в 2010 г. Предназначенная для поражения подвижных целей, новая многофункциональная высокоточная КР будет иметь скорость полета -шесть М, дальность стрельбы - 640 км и массу головной части - 113 кг.
// ЗВО-5/2002
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЯЕМЫХ И ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ ВМС ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
Капитан 2 ранга А. ОРЛОВ
Основное внимание специалистов, работающих в области ракетостроения ВМС иностранных государств, сосредоточено на разработке систем оружия, обладающих высокой боевой эффективностью, необходимой для гарантированного и избирательного выведения из строя или уничтожения надводных, наземных стационарных и мобильных целей, объектов промышленной и военной инфраструктуры, а также живой силы и позволяющих добиться длительного превосходства на различных морских театрах войны (военных действий). Особое внимание при этом уделяется разработкам управляемых (УР) и противокорабельных (ПКР) ракет.
Одним из приоритетных направлений повышения боевых возможностей национальных ВМС американские военные эксперты считают создание и принятие на вооружение гиперзвуковых УР большой дальности. В условиях проведения наступательных операций и использования противником эффективных средств обнаружения, целеуказания (ЦУ) и противовоздушной обороны гиперзвуковое оружие обладает рядом существенных преимуществ перед дозвуковыми ракетами:
- большей боевой устойчивостью при прорыве системы ПВО противника;
- значительно меньшим временем полета, что, с учетом устаревания данных ЦУ,
при стрельбе на большие дальности позволяет с большей вероятностью поразить мобильные цели;
- более высоким поражающим действием благодаря сочетанию кинетической энергии ракеты и воздействию БЧ.
Управление перспективных исследований и разработок МО США в 1998 году заключило контракт на сумму 10 млн долларов с фирмой «Боинг», предусматривающий проведение в течение 18 месяцев технологических исследований и выработки концепции гиперзвуковой УР авиационного и морского базирования с максимальной дальностью стрельбы не менее 700 км, маршевой скоростью полета, соответствующей числу М = 6, точностью стрельбы (КВО) не более 10 м.
Фирма «Боинг» разработала проекты двух образцов УР. Один из них предусматривается построить по схеме «волнолет» и оснастить гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД). Двигатель с проточной частью прямоугольного сечения фиксированной геометрии оснащен нижними воздухозаборником и соплом, а также сверхзвуковой камерой сгорания (КС), оборудованной топливными форсунками специальной конструкции (расположены на верхней стенке КС), где происходит сжигание незначительного количества топлива. Они являются стабилизаторами пламени для сверхзвуковой КС, в которой происходит основной процесс горения. В данном двигателе с целью получения лучших характеристик процесса горения используются пары жидкого эндотермического топлива, что требует его подогрева в активной системе охлаждения горячих элементов двигателя.
Второй образец ракеты выполнен по «нормальной» схеме с цилиндрическим корпусом и оснащен двухрежимным прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Конструктивно двигатель включает:
лобовой многосегментный воздухозаборник (размещен в центральном теле конической формы), две КС - дозвуковую и сверхзвуковую (расположены тандемно), а также расширяющееся сопло.
В воздухозаборнике происходит первоначальное сжатие воздушного потока и распределение его между камерами сгорания. Около 25 проц. воздуха подводится для первоначального сжигания жидкого топлива в дозвуковую КС (обеспечивается скорость полета, соответствующая числу М = 5), предназначенную для подготовки обогащенной топливовоздушной смеси и разгона потока для подачи через четыре входных устройства в сверхзвуковую камеру сгорания, где происходит впрыск и основное горение топлива, что позволяет ракете достичь скорости, соответствующей числу М > 5. По мнению западных специалистов, преимуществом данной схемы является отсутствие дополнительной подготовки топлива (его нагрева, испарения и т. п.) на входе в сверхзвуковую КС, что позволяет использовать только пассивное охлаждение ее элементов, но ограничивает диапазон применения такого ПВРД на ракетах с расчетными скоростями полета, соответствующими числу М = 3 - 6.
Силовая установка УР обоих вариантов будет также включать твердотопливные стартовые ракетные ускорители, предназначенные для разгона ракеты до заданной скорости и обеспечения надежного запуска маршевого ПВРД.
Планируется, что основу бортовой аппаратуры (БА) ракет составит инерциальная система управления (ИСУ) с коррекцией по данным космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR. Кроме того, их предполагается оснастить приемопередающей аппаратурой линии телеуправления, что позволит через самолеты разведки
наземных целей и управления нанесением ударов Е-8С «Джистарс», разведывательные беспилотные летательные аппараты (БЛА) «Глобал Хок» и искусственные спутники Земли вести обмен данными в реальном масштабе времени между ракетой и КП и, в частности, осуществлять перенацеливание УР в полете. Для повышения точности стрельбы специалисты не исключают возможность установки тепловизионной головки самонаведения (ГСН).
В качестве боевой части (БЧ) модульного типа на УР для поражения стационарных сильнозащищенных или заглубленных целей с пикирования предполагается использовать кинетическую БЧ; стационарных или ограниченно подвижных целей, расположенных на открытой местности, с пикирования или с горизонтального полета - осколочно-фугасную; площадных, а также мобильных малоразмерных и бронированных целей - кассетную, в том числе с самонаводящимися или самоприцеливающимися боеприпасами. На УР может использоваться, кроме того, модернизированная ядерная БЧ, которой оснащаются КРМБ «Томахок».
По оценкам военных специалистов, наибольшие трудности при создании гиперзвуковых ракет связаны с необходимостью обеспечения эффективной термозащиты и охлаждения горячего тракта двигателя, БЧ, а также систем управления и наведения. В частности, температура обшивки УР при полете на высоте 24 000 м и скорости, соответствующей числу М = 6, будет достигать 530°С. С целью обеспечения приемлемого температурного режима функционирования систем и двигателя при изготовлении элементов планера и силовой установки намечается широко использовать перспективные высокопрочные, высокотемпературные материалы, а также активное охлаждение топливом.
В результате проведенной экспертной оценки в качестве базового выбран образец ракеты, построенный по схеме «волнолет». В 2003 году планируется создать три-четыре демонстрационных образца ракеты и осуществить их испытания. В случае получения положительных результатов в 2006 году предполагается начать полномасштабную разработку и изготовление серийных образцов.
Работы, проводимые под руководством управления DARPA, являются основой для создания перспективной управляемой гиперзвуковой УР (максимальная дальность стрельбы не менее 1 000 км). Ракету предусматривается оснастить комбинированной двигательной установкой (ДУ), состоящей из двухрежимного маршевого ГПВРД и твердотопливного стартового ускорителя.
В состав бортовой аппаратуры УР планируется включить ИСУ с коррекцией траектории по данным КРНС NAVSTAR, аппаратуру линии телеуправления и радиолокационную ГСН миллиметрового диапазона или тепловизионную головку самонаведения. Выбор и захват цели будет осуществляться после сравнения сигнатуры обнаруженного объекта с заложенной в память бортовой ЭВМ сигнатурой цели.
Ракету намечено комплектовать унитарной (проникающей или фугасной) либо кассетной БЧ с самонаводящимися боевыми элементами. Американские специалисты считают, что при скорости ракеты на конечном участке траектории, соответствующей числу М = 6, бронепробиваемость БЧ составит до 10 м бетона.
В настоящее время проводятся также технологические исследования, основными целями которых являются: обеспечение старта гиперзвуковых УР из установки вертикального пуска и устойчивого запуска ГПВРД; создание такого корпуса проникающей БЧ, который повысит ее живучесть при пробивании различных преград, автоматического устройства разброса самонаводящихся боевых элементов кассетной БЧ, системы охлаждения обтекателей теп-ловизионной ГСН и антенного устройства радиолокационной ГСН, а также перспективных материалов для силовой установки и корпуса ракеты, способных работать при температуре около 2 000°С. Поступление гиперзвуковых УР на вооружение ВМС США ожидается после 2010 года.
Американская фирма «Макдоннел - Дуглас» ведет полномасштабную разработку УР «Гарпун» Block 2. При ее создании широко применяются те же конструктивно-схемные решения и технологии, что и в управляемой ракете SLAM-ER класса «воздух - земля». В отличие от существующих образцов ПКР «Гарпун» новая дозвуковая ракета при максимальной дальности стрельбы не менее 280 км будет способна поражать, кроме кораблей и судов в открытом море, надводные цели в базах и прибрежных районах, а также различные береговые объекты. Ее планируется оснастить ДУ, состоящей из малоразмерного двухконтурного турбореактивного двигателя и твердотопливного стартового ускорителя.
На этой ракете предусматривается установить ИСУ с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR, а также радиолокационную псевдокогерентную головку самонаведения. Входящий в состав бортовой ЭВМ быстродействующий процессор и новое программное обеспечение позволят при вторичной обработке сигналов реализовать алгоритмы выделения, захвата и сопровождения цели на фоне берега. Считается, что данный состав БА обеспечит высокую точность стрельбы (КВО не более 10 м).
Кроме того, УР «Гарпун» предполагается оснастить аппаратурой односторонней линии телеуправления для передачи на ракету новых или уточненных координат цели и двухсторонней линии трансляции изображения, которая позволит получать в реальном масштабе времени изображение от ГСН в районе цели и передавать команды наведения. В зависимости от решаемых задач на ракете намечено устанавливать боевые части различного типа: кумулятивную или проникающую с программируемым взрывателем, а также кассетную с самонаводящимися БЭ.
В интересах боевого применения УР «Гарпун» разрабатывается новая корабельная система управления стрельбой. Полностью автоматизированная система обеспечит получение данных целеуказания от корабельных, береговых и воздушных средств разведки, обработку информации и выработку плана огневого поражения (может быть утвержден или скорректирован оператором), предстартовую подготовку и пуск. Кроме того, она позволит производить расчеты необходимого числа ракет в залпе, траекторий полета с назначением каждой УР точек разведения и поворота в горизонтальной плоскости для достижения скрытности действия в прибрежной (островной) зоне и выхода с различных направлений на атакуемую одиночную или групповую цель. Поступление новой УР на вооружение ВМС США ожидается в 2002 году.
Одним из основных требований американской концепции «Оперативный маневр с моря» при проведении воздушно-морских наступательных (десантных) операций является способность корабельных группировок наносить высокоточные массированные или избирательные ракетно-артиллерийские удары по береговым целям на всю глубину обороны противника, включая наиболее важные объекты военно-промышленной инфраструктуры, для резкого снижения боеспособности обороняющихся сил, а также возможностей по ее восстановлению.
Исследования в целях создания таких средств поражения, к числу которых американские эксперты относят перспективные УР LASM и ALAM, осуществляются по программе ВМС США «Морская огневая поддержка».
Ракета LASM (рис. 1) разрабатывается американской фирмой «Рэйтеон» на базе зенитной управляемой ракеты «Стандарт-2» мод. 2. Она предназначена для поражения различных стационарных и мобильных береговых целей, расположенных на побережье и в глубине обороны противника. Эту УР предполагается оснастить твердотопливными маршевым двухрежимным двигателем Mkl04 и стартовым ускорителем Mk72. В состав бортовой аппаратуры предусматривается включить ИСУ с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR, автопилот и инфракрасную или радиолокационную миллиметрового диапазона головку самонаведения. По оценке разработчиков, максимальная дальность стрельбы ракеты составит около 280 км, а точность стрельбы (КВО) - не более 10 м. В зависимости от типа цели ее предусматривается комплектовать осколочно-фугасной или кассетной БЧ, снаряженной кумулятивно-осколочными либо самонаводящимися БЭ.
На ракетном полигоне Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико) были проведены испытания прототипа УР, цель которых заключалась в оценке эффективности функционирования ее системы управления. Результаты испытаний признаны успешными. В частности, при стрельбе на дальность 140 км КВО ракеты составила менее 15 м. В соответствии с планами командования ВМС США, начало поставок УР LASM на вооружение кораблей ожидается в 2002 году.
Ракета ALAM предназначена для поражения средств ПВО, ракетных пусковых установок, защищенных командных пунктов управления и связи, боевой техники, мест дислокации войск, средств тылового и технического обеспечения, а также критичных по времени целей.
Американская корпорация «Локхид-Мартин» предложила свой вариант УР ALAM (рис. 2), Ракету предполагается выполнить по нормальной аэродинамической схеме с использованием элементов технологии «стелт» и оснастить твердотопливным двигателем. В состав бортовой аппаратуры УР намечается включить помехозащищенную ИСУ с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR. С целью повышения точности стрельбы возможна также установка тепловизионной или радиолокационной миллиметрового диапазона ГСК. Для поражения высокозащищенных береговых целей УР предполагается оснащать проникающей боевой частью. Кроме того, ракета может быть укомплектована кассетной БЧ, снаряженной кумулятивно-осколочными или самонаводящимися боевыми элементами. Поступление на вооружение надводных кораблей и многоцелевых подводных лодок ВМС США УР ALAM возможно в 2010 году.
...
в статье дальше про Таурус/Полифем и прочую европу...