[image]

Экспорт военно-морской техники из России

Теги:флот
 
1 2 3 4 5 6 7 13
RU Andrew_han #13.01.2004 17:04
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Российский экспорт морских вооружений: конкуренция обостряется, надежда остается.

Корабли заменят самолеты
В предыдущие годы в структуре российского экспорта вооружений превалировала авиация. Но похоже, что эпоха доминирования авиационной техники подходит к концу, и в ближайшие годы российский экспорт будет базироваться на военно-морских вооружениях. Главная причина роста экспорта в том, что китайский и индийский спрос на российскую авиационную технику сейчас в апогее, а на военно-морскую приближается к своему пику, который наступит в ближайшие 3-4 года. Максимум российских поставок пришелся на момент, когда экспорт США, Великобритании и Франции переживает спад, вызванный паузой в поставках в регион Ближнего и Среднего Востока.

В 2002 г. Россия установила третий подряд национальный рекорд по поставкам вооружений и военной техники (ВВТ), увеличив их отгрузку по сравнению с 2001 г. на 1 млрд долларов, с 3,7 до 4,7 млрд. В российском экспорте ВВТ и военно-морская техника (ВМТ) занимает 15 %. Существующий портфель заказов (только у "Рособоронэкспорта" он рассчитан до 2010 г. и составляет 11,8 млрд долларов) позволяет надеяться, что при отсутствии сбоев в работе промышленности большие объемы отгрузки сохранятся и в ближайшие годы.

Прогнозные оценки показывают, что в период до 2005 г. наиболее активно будут закупаться корветы. Эти небольшие (до 1800-2000 т), неприхотливые в эксплуатации и относительно недорогие корабли лучше всего приспособлены для решения боевых задач мирного времени. Тенденции снижения числа импортеров эскадренных миноносцев показывают, что рост цен на военно-морскую технику, который наметился в начале 90-х гг. и продолжается в настоящее время, поставит непреодолимый барьер при распространении кораблей этого класса. В начале XXI в. возможность приобретать эскадренные миноносцы сохранят только такие страны, как Китай и, возможно, Индия.

В новом тысячелетии предпочтение руководства стран среднего уровня, по всей видимости, будет отдано закупкам и строительству многоцелевых кораблей класса фрегат, способных решать практически весь круг задач от охраны прибрежных зон до оперативных в составе корабельных группировок на морских и океанских театрах военных действий.

Значительное место на рынке этой техники по-прежнему будет отведено подводным лодкам. Перспективным рынком в этом плане становятся страны Средиземноморья. Это связано с активизацией таких традиционных российских партнеров, как Сирия, Алжир и Ливия.

Подавляющее большинство подлодок строится на верфях России, Германии и Франции. Россия - лидер мирового экспорта подлодок. Сегодня страна строит подводные лодки по проектам 877 и 636. Это одни из самых малошумных подводных лодок. Строится по зарубежному заказу подводная лодка нового поколения "Амур". Предлагаемые на экспорт подводные лодки конкурируют с лучшими зарубежными аналогами, а по ряду характеристик и превосходят их. Кроме современного ракетного и минно-торпедного оружия, средств гидроакустического противодействия, лодки имеют эффективные средства обнаружения. Сейчас разрабатывается несколько модификаций лодок этого типа, в том числе с воздухонезависимыми энергетическими установками.

По оценкам Центра анализа стратегии и технологий (Москва), в настоящее время Россия имеет определенные перспективные рынки для экспорта своих ВВТ с ежегодной емкостью в 600-800 млн долларов на БСВ, около 2 млрд 400 млн долларов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), по 300 млн долларов в Латинской Америке и Европе. Только в АТР готовы в ближайшие годы купить 17 эсминцев, 65-70 фрегатов, 25 корветов, 40 подводных лодок, 80-85 тральщиков и 70 патрульно-эскортных кораблей на общую сумму 60-85 миллиардов долларов. На этом направлении Россия может заработать до 2005 года более 8 миллиардов долларов.

По данным Центра стратегических исследований в Вашингтоне, Россия тратит на военные НИОКР в 27 раз меньше, чем США, и намного уступает Франции, Великобритании, Германии и Японии.

Россия вооружает Поднебесную

С середины 80-х гг. Пекин, нуждающийся в авианосцах, прорабатывает различные варианты их приобретения. В 1985 году КНР закупила в Австралии легкий авианосец "Мельбурн", позднее в России - ТАКР "Киев" и "Минск", на Украине - недостроенный ТАКР "Варяг" в целях их модернизации, которая была сочтена нецелесообразной. "Варяг" в марте 2002 года был доставлен на верфь в порту Далянь, где его предполагалось использовать в качестве шаблона для строительства собственного авианосца. Но, как считают западные эксперты, сумев скопировать корпус, китайцы вряд ли смогут построить катапульты.

Российские предприятия продолжают выполнять прежние контракты с Китаем и активно ведут поиск новых. ФГУП "Алмаз" рассчитывает получить еще один контракт на сумму около 1,5 млрд долларов на строительство для КНР ракетных катеров типа "Молния", вооруженных сверхзвуковыми крылатыми ракетами ЗМ-80 "Москит". В январе 2002 г. "Рособоронэкспорт" подписал контракт на постройку для ВМС Китая двух эсминцев проекта 956ЭМ общей стоимостью 1,4 млрд долларов. Головным исполнителем контракта было назначено ОАО "Северная верфь". Сумма сделки - 1,4 млрд долларов. Строительство кораблей идет с января 2002 года.

Москва и Пекин подписали специальное межправительственное соглашение о неразглашении деталей совместного сотрудничества. Не так давно Поднебесная купила у "Рособоронэкспорта" партию зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) "Бук". Но все машины стоят в ангарах - нет запчастей. На просьбу Китая продать их "Рособоронэкспорт" выставил счет, по сумме равный контракту на поставку самих комплексов.

Практически все оставшиеся в России мощности заняты осуществлением китайского заказа на 8 подлодок. Пять из них строят на "Адмиралтейских верфях" Санкт-Петербурга, одну на "Красном Сормово" в Нижнем Новгороде и две на предприятии в Северодвинске. Конечно, Китай пока не откажется от контрактов с Россией. Однако в Пекине с тревогой следят за всеми перипетиями, происходящими с российским вооружением. На рынок Китая рвутся Испания, Франция, и у Пекина есть возможность выбирать. Китайскую сторону интересует возможность строить корабли своими силами на основе анализа технологий. Выход России на рынок среднего вооружения является положительным фактом, однако не исключено, что каждый построенный или проданный Китаю корабль взращивает Великого Дракона как соперника РФ.

Берег индийский, самый желанный...

Индия - второй после Китая покупатель российских вооружений, причем ей поставляется самое современное оружие, которого нет на вооружении российской армии. Пальма первенства в области ВМТ принадлежит соглашению на поставку индийским ВМС трех фрегатов проекта 1135.6/17. 25 мая 2003 г. со стапеля Балтийского завода в Санкт-Петербурге был спущен на воду последний, третий фрегат из этой серии - "Табар". Ранее на Балтийском заводе были построены два других корабля - "Тальвар" и "Тришул".

Фрегаты проекта 1135.6 строились по чертежам Северного проектно-конструкторского бюро. Основу их ударного вооружения составляет ракетная система "Клаб-Н" (8 унифицированных вертикальных пусковых установок), использующая противокорабельные крылатые ракеты ЗМ-54Э и ЗМ-54Э1. Дальность стрельбы - 220 и 300 км соответственно. Также используются баллистические противолодочные ракеты 91РЭ2 с дальностью стрельбы 40 км. Огневую мощь фрегата дополняет 100-милиметровый автоматизированный артиллерийский комплекс А-190 (скорострельность 80 выстрелов в минуту), обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. На корабле предусмотрено базирование противолодочного вертолета Ка-28 или вертолета радиолокационного дозора Ка-31. В состав противолодочных средств также входят два торпедных аппарата ДТА-53-956 и реактивный бомбомет РБУ-6000.

С вводом в состав национальных ВМС фрегатов проекта 1135.6 Индия получит возможность эффективного решения широкого круга задач, в том числе - задачу парирования угроз со стороны Пакистана. В дуэльной ситуации с новейшими многоцелевыми подводными лодками "Агоста", поступающими сейчас на вооружение Пакистана, фрегат проекта 1135.6 гарантированно уничтожит вражеские субмарины на предельной дистанции, с которой те не смогут провести пуск торпед. Ну, а в классическом морском бою всего лишь один фрегат проекта 1135.6, используя штатное вооружение, способен разгромить целый отряд пакистанских надводных кораблей.

Однако при всех вышеописанных технических преимуществах в практическом плане на самом деле ситуация сложнее. Поставки кораблей ВМС Индии задерживались. В августе 2002 года между Москвой и Дели возник конфликт из-за того, что поставленный в составе вооружения фрегата ЗРК "Штиль-1" во время испытаний в Индии отказал. По словам заместителя генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Виктора Комар-дина, причина этого в электронной несовместимости множества систем, установленных на фрегатах по заявке индийских заказчиков.

Кроме того, "Рособоронэкспорт" должен выплатить 40 млн долларов штрафа за более чем годовую задержку с выполнением индийского контракта. Когда и в какой форме Дели получит эти деньги, пока не ясно. Обсуждаются два варианта: прямое перечисление и включение этих денег в счет оплаты заказа на постройку еще 3 кораблей аналогичного класса.

Затягивание исполнения Москвой контрактных обязательств по фрегатам проекта 1135.6 уменьшает вероятность выигрыша российской стороной нового тендера на поставки Дели еще двух фрегатов на сумму 1 млрд долларов. Этот тендер объявлен в конце 2002 г., в нем участвует и Балтийский завод. Россия могла бы подключиться к начатому на индийских государственных верфях строительству фрегата малой заметности типа 17 (принятие на вооружение - 2006 год), и к работам по достройке эскадренного миноносца типа "Delhi" (проект 15А), однако негативные последствия истории с "Тальваром" скажутся, вероятно, и здесь.

Еще менее радужны перспективы российско-индийского ВТС в сфере подводного флота. Если завершение начатой в 1997 г. модернизации индийских ДЭПЛ типа "Kilo" не вызывает сомнений, то российские предложения о поставках и организации последующего производства в Индии ДЭПЛ типа "Амур-1650" Дели рассматривать отказывается. Зимой 2003 г. стало известно о планах Индии заключить соглашение с Парижем о строительстве в Индии шести ДЭПЛ типа "Scorpene", которые не только не состоят на вооружении ВМС Франции, но даже не прошли морских испытаний. По словам министра обороны Индии Фернандеса, французский проект был выбран на основании анализа результатов тактико-технических данных подводных лодок, а также высокого уровня кораблестроения во Франции.

Проблема в действительности еще глубже. Российские лодки обошлись бы намного дешевле. К тому же французы - давний партнер Пакистана, потенциального противника. Так что здесь две возможные причины: либо российские бюрократы уже неспособны ничего продать, либо индийцы подозревают, что технологическая деградация предприятий ВПК дошла до такого уровня, что для них ничего не смогут построить.

Наконец, третий базовый момент российско-индийского сотрудничества в морской сфере - переговоры о приобретении ТАКР "Адмирал Горшков". Ориентировочная стоимость этих работ на январь 2002 г. - 636 млн долларов. Все технические переговоры с индийской стороной по передаче крейсера завершены в марте 2002 г. К началу 2003 года с "Горшкова" было демонтировано все вооружение, на нем проведена дефектация узлов и систем обеспечения живучести, корабль полностью готов к ремонту и модернизации в соответствии с требованиями ВМС Индии. Как предусматривалось, на крейсере будут базироваться 25-28 палубных истребителей МиГ-29К и пять вертолетов Ка-28 и Ка-31, будут установлены противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) "Brahmos" и российские зенитные ракетные комплексы малой и большой дальности. Цена контракта, включая авиагруппы из истребителей МиГ-29 и вертолетов, должна составить порядка 1,5 млрд долларов. Однако к январю 2003 года передача крейсера стала рассматриваться в качестве условия получения Индией других необходимых ей российских вооружений в рамках пакетной сделки из трех элементов на общую сумму 2,5 млрд долларов: получение ТАКР "Адмирал Горшков", аренда двух атомных подлодок типа "Акула" и четырех бомбардировщиков Ту-22МЗ. Основная проблема - цена крейсера, за который российская сторона запрашивала 700-750 млн долларов. По словам представителей Дели, индийское предложение составляло 500-600 млн долларов.

Однако у индийцев нет альтернативы "Горшкову". Их авианосец "Вираат", бывший британский ветеран фолклендской войны "Гермес", был заложен в 1944 г. и далее 2010 г. не протянет. Ни у кого в мире Индия не сможет купить авианосец с нормальными палубными самолетами, так как их никто не производит на экспорт и не планирует списывать из состава флотов. Индийская программа постройки собственного авианосца с французской помощью пока существует лишь на бумаге. Англичане предлагают Индии авианосец типа "Инвинсибл", который планируется списать примерно в 2005 г. Но это не полноценный авианосец, а судно, оснащенное самолетами вертикального взлета "Харриер" с весьма ограниченными возможностями, а индийские военные хотят авианосец с настоящими самолетами, которым может стать "Горшков" после модернизации.

Таким образом, на рынке морского вооружения Индии происходит переориентация от закупок готовой продукции к налаживанию первоначально ее совместного, а затем и самостоятельного лицензионного производства. Позиции России ослабевают. Париж и Вашингтон включили Дели в число своих стратегических союзников, а это означает не только вытеснение России с индийского рынка политическими способами, но и предложение ими Индии самых довременных ВВТ, которые эффективно обеспечат национальную безопасность в безъядерном варианте.

Павел КОВАЛЕВ, по материалам зарубежной прессы


"Судоходство" (Одесса), (13.01.2004)
 
   
RU Andrew_han #13.01.2004 17:15
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

"Звездочка" (Архангельская область) продлит срок модернизации подводной лодки Военно-морских сил Индии
Срок модернизации подводной лодки ВМС Индии будет продлен.

Как сообщает сайт Российское судостроение , оборонная верфь "Звездочка" в Северодвинске продлит срок ремонта и модернизации дизель-электрической подводной лодки ВМС Индии "Синдугош" ("Морская душа"). Такое решение было принято по предложению индийской стороны.

По словам пресс-секретаря судоремонтного предприятия Надежды Щербининой, стандартный двухгодичный срок модернизации будет увеличен, поскольку на подлодке предстоит установить новое индийское оборудование, что потребует дополнительного времени для выработки конструкторских решений. Субмарина, как и планировалось, будет спущена на воду в 2004 году, но затем задержится на "Звездочке" для дополнительных работ.

"Звездочка" (Архангельская область) продлит срок модернизации подводной лодки Военно-морских сил Индии - Новости России - ИА REGNUM
30.12.2003
   

au

   
★★☆
Позиции России ослабевают.
 


Если была мечта продавать советское наследство вечно, то да, ослабевают. А если есть желание развиваться, создавать новое, то цикл "совместного производства и последующего лицензирования" будет повторяться сколько угодно раз. Если находиться на пару шагов впереди, и сохранять темпы развития, но позиции только укрепятся (при условии нормальных отношений между странами). Завтра им до писания в штаны понравится Akula, и они захотят нормальную собственную АПЛ, и на этом России можно будет наколбасить миллиарды и миллиарды. Главное чтобы всё с умом делалось!

А насчёт "партнёрства" с амами — и ёжику ясно чего стоит партгнёрство с самопровозглашённым мировым гегемоном. Сегодня ты партнёр, а завтра ось зла проходит прямо у тебя между глаз.
   
RU Andrew_han #13.01.2004 17:53
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Строящийся в Питере на ЛАО "Амур" "для иностранного заказчика" находится в очень низкой степени готовности, и покупателя на него пока нет. И неизвестно , будет ли. Так что автор статьи не прав.
   
RU Tupolev16 #13.01.2004 17:54
+
-
edit
 

Tupolev16

новичок
Вопрос немного устарел, но в тему: а поставляла ли Россия на Филиппины военно-морскую технику начале 90-х? Как сейчас помню статейку 10 - ти летней давности в Известиях (или наподобие), что Россия поставляет Маниле корабли (тральщики, МПК и МРК "Тарантул"), а взамен - товары народного потребления.

На западных сайтах ничего об этом не нашел.

Знатоки, развейте туман незнания, pls.....
   
RU Andrew_han #13.01.2004 18:03
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

2 au

Спрос на АПЛ ограничивается только двумя странами- Индией и Китаем. Причем несмотря на появление в СМИ статей про интересе НОАК к российским АПЛ, не думаю, что КНР пойдет на покупку лодки. Хотя и не утверждаю. Индия-вероятнее, но в любом случае, количество лодок будет не более двух. Эта цифра чаще всего фигурирует в "сливах" про проект продажи, аренды АПЛ Индии. К тому же, если продадут Горшкова, то в ближайшие годы продажи АПЛ в Индию не видать как минимум до 2007-2008 гг.
   
RU Фагот #13.01.2004 18:11
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
А что Россия имеет предлажить в классе корветов? Да ничего, как мне кажется
   
RU Фагот #13.01.2004 18:31
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
статья>>>Только в АТР готовы в ближайшие годы купить 17 эсминцев, 65-70 фрегатов, 25 корветов, 40 подводных лодок, 80-85 тральщиков и 70 патрульно-эскортных кораблей на общую сумму 60-85 миллиардов долларов.
Да что-то сильно сомневаюсь, что такие количества - и в ближайшие годы!
   

kfmut

втянувшийся
А где г-н Ковалев выковарил потребности:

"Только в АТР готовы в ближайшие годы купить 17 эсминцев, 65-70 фрегатов, 25 корветов, 40 подводных лодок, 80-85 тральщиков и 70 патрульно-эскортных"

это же по меньшей мере мнОго
   
RU Andrew_han #13.01.2004 18:37
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

kfmut, 13.01.2004 18:31:59:
А где г-н Ковалев выковарил потребности:
 

Видимо, понятие ближайшие годы включает в себя несколько лет как минимум; к тому же, сюда включаются корабли, построенные на национальных верфях; и , наконец, подобные цифры "гуляли" по Военному параду в редакции ребят из 1 ЦНИИ. Хотя точно утверждать не могу.
   
RU Фагот #13.01.2004 18:38
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
kfmut

Мы с вами одновременно одно и тоже сказали 18:31:59
   

kfmut

втянувшийся
>Мы с вами одновременно одно и тоже сказали

Да, мировое информационное поле всеже существует
   

kfmut

втянувшийся
Китайский синдром

Россия наращивает свое влияние в мире вооружений

В конце ушедшего 2003 года рядом мировых аналитических служб были сделаны прогнозы развития государств в перспективе до середины века. Аналитики прямо указывают, что экономический бум и выход в мировые экономические лидеры уготован четырем государствам. Это Китай, Индия, Россия и Бразилия. Названная четверка, судя по прогнозам, обгонит и США, и Единую Европу, и Японию с Кореей.

В ЭТОЙ СВЯЗИ было бы любопытно взглянуть на некоторые вопросы военно-технического сотрудничества нашего Отечества под этим новым углом зрения. Для начала посмотрим на Китай, которому аналитиками отведена роль локомотива и единоличного лидера мировой экономики ближайшего будущего. Следует отметить, что Поднебесная взяла четкий ориентир на закупки российского оружия и технологий. Да и сама конструкторская мысль Китая работает в направлениях, освоенных уже их российскими коллегами.

В конце декабря 2003 года закончился официальный визит в Россию заместителя председателя центрального военного совета КНР, министра обороны Цао Ганчуаня. Комментируя итоги, военно-дипломатический источник АРМС-ТАСС заметил, что Россия и Китай готовят ряд новых контрактов в области военно-технического сотрудничества. Во время официальной встречи министра обороны РФ Сергея Иванова с китайским коллегой обсуждались перспективы дальнейшего развития отношений стратегического партнерства между РФ и КНР с упором на военно-политическое, военное и военно-техническое сотрудничество. При этом особо подчеркивается, что речь идет именно о партнерских отношениях, а не о связке продавец-покупатель.

Во время визита, китайский министр побывал на оборонных предприятиях Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. Это было сделано не случайно. Перевооружению ВМС Китай уделяет самое пристальное внимание. Вообще все, что касается моря, это государство ставит в ряд приоритетов. Достаточно напомнить, что КНР вознамерилась построить самую большую верфь в мире. По замыслу создателей, она протянется на побережье на многие километры. Создание верфи позиционируется необходимостью строительства крупнотоннажного гражданского флота. Но мы, бывшие советские граждане, хорошо помним, что при социалистическом укладе промышленные объекты часто имеют двойное назначение. Ведь в СССР танки строились на Уралвагонзаводе. Понятно, что суперверфь не ограничится спуском на воду танкеров и сухогрузов. Найдется ей и военная работенка.

Сегодня Китай высказывает заинтересованность в приобретении атомных подводных лодок проекта 949А с крылатыми ракетами (а значит, ему потребуется специальная спутниковая группировка в космосе для работы с ракетными системами подлодок) и атомных надводных крейсеров проекта 1144. Объемы поставок в КНР эсминцев проекта 956Э уже составляют почти два с половиной миллиарда долларов. Китайцам поставлены две многоцелевые дизель-электрические подводные лодки проекта 877ЭКМ и две ДЭПЛ проекта 636. Идет строительство по контракту «Рособоронэкспорта» на поставку еще восьми ДЭПЛ проекта 636. По оценке экспертов, стоимость контракта может составить полтора миллиарда. По некоторым сведениям, китайцы заинтересованы в дополнительном приобретении подлодок класса «Кило», выводимых из состава Тихоокеанского флота. Вообще КНР является крупнейшим покупателем российского оружия, а его доля в общем объеме российского экспорта во-оружений, по свидетельству обозревателя Владимира Шварева, достигает 40 процентов.

Однако, по мнению экспертов, в ближайшей перспективе основным направлением развития ВТС в области военной техники между Россией и Китаем станут не массированные закупки вооружений, а приобретение КНР лицензий, а также совместная с Россией разработка и производство оружия. По мнению экспертов, в перспективе КНР, скорее всего, приобретет лицензию и на производство морских систем. Кроме того, Россия и Китай могут сотрудничать в получении военных контрактов в третьих странах. Пекин недвусмысленно ставит вопрос о приобретении технологий. Уже сейчас доля российских военных технологий в торговле с Китаем составляет 30 процентов. Пекин стремится довести эту пропорцию до 70. Это соответствует стратегической установке КНР - «опора на собственные силы».

Ряд наблюдателей считает, что в отношениях России с Китаем может сложиться ситуация, когда российская наука и конструкторы будут разрабатывать новые виды оружия, российская промышленность будет строить опытные образцы новой техники и обкатывать технологию, а серийное производство как для нужд Китая, России, так и для экспорта в дружественные страны станет осуществляться предприятиями КНР. Опыт сотрудничества с Индией говорит в пользу такого подхода.

Надо понимать, что китайская военная доктрина во многом перекликается с российской. Китай делает почти стопроцентную ставку в модернизации своих вооруженных сил на российские технологии. Фактически российская оружейная идеология, если учесть запросы Индии, Вьетнама, других стран Юго-Восточной Азии, начинает превалировать в регионе. И, если верить мировым аналитикам, это влияние будет только усиливаться.

Владимир ВОЛОДИН
 


а как вам заворот про 1144?
   
RU Фагот #13.01.2004 20:06
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
kfmut>>>а как вам заворот про 1144?
Это всё из статейки НВОшной пошло - про 1144, 949
   
RU Andrew_han #14.01.2004 11:30
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

2 Tupolev16
В "энциклопедии" российского ВТС в разделе ВТС РФ и Филиппин написано, что Филиппины проявляли интерес, в том числе и к перечисленным Вами образцам военно-морской техники. В Military Balance 2002/2003 в разделе ВМФ Филиппин также не присутствуют корабли и катера отечественной постройки.

2 Фагот

Изначально автором подобных предположений является К. Макиенко из центра АСТ (Центр анализа стратегий и технологий -) в своей книге про ВТС РФ и Китая. По крайней мере, я у него впервые видел это, причем как авторское предположение.
К слову- электронная версия книги есть на их сайте.

По поводу прогнозов рынка ЮВА:

В журнале Рынки вооружений 2001, т.1 №4 в статье г-га Шварева Перспективы мирового рынка военного кораблестроения приводятся следующие цифры: прогноз потребностей флтов мира в ВМТ в период 1999-2013:
Азия, Австралия:

2 АВ
26 амфибийных судов
20 вспомгательных судов
26 СКР
17 ЭМ
50 быстроходных катеров
37 фрегатов
44 противоминных кораблей
22 патрульных прибрежных катеров
50 ПЛ

Следующая таблица Предполагаемые закупки кораблей и ПЛ в период 2001-2011

Азия и Австралия:
Корв- 83
ФР- 37
ЭМ 22
ПЛ- 54
АВ-3
ДК-38
БК-126
ТЩ-48
ВСС-20

Забавно, что обе таблицы на одной странице находятся, и в них ИМХО есть некоторые противоречия
   
RU Andrew_han #14.01.2004 15:39
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Стенд на время стал подлодкой
Впервые на стенде специалисты «Арктики» и «Звездочки» провели испытания крупногабаритных электрических машин, в том числе двух главных генераторов ПГ-142 индийского заказа «Синдугош». Удалось воспроизвести условия корабля во время швартовных испытаний и отработать машины во всех режимах (число режимов для каждого типа машин было около десяти). Технология сложнейшая даже в теории.

СПО «Арктика». Цех 8.
- Где находится испытательный стенд?
- Идите на шум - не ошибетесь, - посоветовали мне работники цеха.
Воспользовавшись советом, искала недолго. А шум на участке оказался такой, что собеседников почти не слышно. Около ста децибелов, как выяснилось. Для этого подразделения картина обычная.
Значимость новой технологии тестирования уникального оборудования я поняла уже по тому, как увлеченно рассказывают о проделанной работе специалисты.
- Это настоящий прорыв! Стендовые испытания существенно повышают качество ремонта, - делится строитель заказа Михаил Окунев. - Главные генераторы - сердце ДЭПЛ. Мы его извлекли и подсоединили к искусственной системе жизнеобеспечения, чтобы провести тестирование в условиях стенда.
Меня впечатлили сами генераторы ПГ-142, каждый размером со слоненка. Они опутаны сложной системой трубопроводов и кабелей, ведущих к многочисленным контрольно-измерительным приборам. За параметрами на протяжении всех испытаний, которые беспрерывно длились около месяца, наблюдали специалисты «Звездочки», «Арктики» и индийского экипажа.
Прошедшие испытания - большой коллективный труд. Прежде чем соединить машины между собой, необходимо тщательно синхронизировать их. Любое отклонение в показателях могло привести к поломке уникального дорогостоящего оборудования.
На стенде использован метод взаимной нагрузки: двигатель и генератор жестко соединяют с помощью полумуфты и испытывают, нагружая друг на друга и доводя величину нагрузки до 110 процентов.
- Подготовка к испытаниям началась еще летом. В это время ЭРА-8 производила средний ремонт машин. Участие в подготовке испытательного стенда принимали бригады мастеров А. Несмеянова и Р. Левашева из 10-го цеха; бригада мастера Н. Витязева из 9-го изготовила трубопроводы; бригады М. Честнейшина и М. Лыкова из 40-го - воздуховоды и защитные кожухи, монтаж вентиляционного оборудования выполнили работники 16-го цеха (мастер А. Третьяк), - рассказывает Михаил Окунев.
В чем преимущества стендовых испытаний? Свободный доступ специалистов к оборудованию значительно сокращает время и повышает качество ремонта уникального оборудования. Например, регулировки, на которые в условиях заказа пришлось бы потратить полдня, на стенде сделали за десять минут, а в целом сроки швартовных испытаний уменьшаются на 12-14 дней. Остается погрузить отремонтированную и отрегулированную машину на заказ.
Таким же образом протестировали двигатель экономичного хода ПГ-140 и два резервных двигателя ПГ-168. Возникает закономерный вопрос: почему не делали этого раньше? Очевидно, пришло время, когда вопрос о проведении стендовых испытаний крупногабаритных электрических машин встал особенно остро.
Личный состав ДЭПЛ «Синдугош» высоко оценил качество работы, проделанной специалистами «Звездочки» и «Арктики» под руководством начальника стенда цеха 8 СПО «Арктика» Б.А. Замятина.
Подписание построечных документов на испытания больших электрических машин прошло в торжественной обстановке в присутствии командира индийского заказа господина Судипа и руководства СПО «Арктика».

Татьяна КОСТЫЛЕВА
http://www.nworker.ru/news/2004/01/14/14-01-03_10.htm
   
RU Andrew_han #16.01.2004 16:59
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Не совсем по теме, но высвечивает общую тенденцию (хотя можно и не согласиться с Пядушкиным)

Максим Пядушкин: Торговля российским оружием достигла своего пика. Пора реализовывать структурные реформы в отрасли

- Максим Александрович, каким с Вашей точки зрения был год уходящий, что было реализовано, что нет, в чем он разочаровал, в чем, наоборот, порадовал, и чего можно ожидать от следующего года?
- Если говорить по моей тематике, то наверное самым главным событием в экспорте российского оружия, и в целом для оборонно-промышленного комплекса, стало, хотя официально об этом скажут немножко позднее, то, что отечественные спецэкспортеры вышли на очередной рекорд по экспорту вооружений. И впервые за постсоветский период объем поставок превысит 5 млрд., в принципе, достаточно отрадное событие, способствующее эффективному развитию российского ВПК.

Если говорить о том, что не удалось, то это, скорее всего, программа реструктуризации российской оборонной промышленности. В этом году стало ясно, что программа, разработанная бывшим вице-премьером Ильей Клебановым, провалилась. Ее творчески начали перерабатывать под руководством пришедшего на смену Клебанову Бориса Алешина, который теперь в качестве вице-премьера отвечает за военно-техническое сотрудничество и оборонную промышленность. Соответственно, процесс реструктуризации затормозится на некоторое время, пока будет вырабатываться новая программа.

- А за счет чего удалось достичь тех положительных результатов о которых Вы сказали?

- Просто люди научились торговать. По всей вероятности это заслуга не только Рособоронэкспорта, но многих компаний-производителей, которые сами ищут заказчиков. Это не значит, что наше оружие такое хорошее и современное. Качественная деградация российского ВПК продолжается, образцы ВВТ, которые Россия предлагает на мировой рынок, представляют собой в лучшем случае разработки конца 1980-х годов.

Но все наши прогнозные оценки в отношении будущего экспорта российских вооружений всегда предельно пессимистичны. То есть, по нашему мнению, этот пик последний потому, что мы не видим перспективы долгосрочного роста экспорта российского оружия и то, как я сказал, что сейчас рост происходит, возможно, за счет того, что эффективно начала работать сама экспортная система. Намечается тенденция постепенного отхода основных наших клиентов – Индии и Китая – от сотрудничества с Россией. И если ничего не изменится в этой области, они будут уменьшать количество закупок у нас, и объемы экспорта начнут падать.

- Спад начнется уже в следующем году?

Когда случится это падение, мы точно не знаем, потому, что мы не знаем структуру портфеля заказов Росборонэкспорта, основного экспортера вооружений, и, соответственно, других компаний которые имеют право на это.

Сейчас портфель заказов госпосредника – около 12 млрд. То есть, в принципе, еще год-два это позволит поддерживать существующие объемы экспорта. И если в следующем году начнется падение портфеля заказов, мы сможем определить, когда начнется падение поставок.


"OPEC.RU", (16.01.2004)
 
   

Aaz

модератор
★★☆
Tupolev16, 13.01.2004 17:54:38:
Вопрос немного устарел, но в тему: а поставляла ли Россия на Филиппины военно-морскую технику начале 90-х?
 

Согласно Jane's Fighting Ships 2002-2003, нашей техники на Филиппинах не числится...
   
RU кщееш #16.01.2004 17:23
+
-
edit
 
Andrew_han, 16.01.2004 16:59:58:
Сейчас портфель заказов госпосредника – около 12 млрд. То есть, в принципе, еще год-два это позволит поддерживать существующие объемы экспорта. И если в следующем году начнется падение портфеля заказов, мы сможем определить, когда начнется падение поставок.
 

Возможно к этому моменту РФ окажется в состоянии масштабно закупить новые образцы вооружения для собственной армии?
В общем-то ничего другого не остается.
   
RU Andrew_han #16.01.2004 17:28
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Aaz, 16.01.2004 17:17:16:
Согласно Jane's Fighting Ships 2002-2003, нашей техники на Филиппинах не числится...
 

Теперь главное, что М. Баланс и Джейнс не черпали свои сведения из одного источника, причем совсем плохо, если он неправильный.
   
RU Andrew_han #19.01.2004 12:48
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

18 января 2004 г., 18:52

Архангельская область. Специалисты "Арктики" и "Звездочки" провели испытания генераторов для индийской подводной лодки.
Впервые специалисты северодвинских "Арктики" и "Звездочки" провели испытания на стенде крупногабаритных электрических машин, в том числе двух главных генераторов ПГ-142 индийской дизель-электрической подводной лодки "Синдугош", которая ремонтируется в Северодвинске.
Как сообщает ИА "Двина-Информ", удалось воспроизвести условия корабля во время швартовных испытаний и отработать машины во всех режимах. Стендовые испытания существенно повышают качество ремонта. На стенде использован метод взаимной нагрузки: двигатель и генератор жестко соединяют с помощью полумуфты и испытывают, нагружая друг на друга и доводя величину нагрузки до 110 процентов. Преимущества стендовых испытаний заключаются в том, что для специалистов имеется возможность свободного доступа к оборудованию. Это значительно сокращает время и повышает качество ремонта уникального оборудования. В целом сроки швартовных испытаний уменьшаются на 12-14 дней.
Таким же образом протестировали двигатель экономичного хода ПГ-140 и два резервных двигателя ПГ-168. Личный состав ПЛ "Синдугош" высоко оценил качество работы, проделанной специалистами "Звездочки" и "Арктики". Подписание построечных документов на испытания больших электрических машин прошло в торжественной обстановке в присутствии командира индийского заказа господина Судипа и руководства СПО "Арктика".


REGIONS.RU
   
RU Andrew_han #20.01.2004 17:00
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Индийский оборонный контракт может оказаться для России последним – мнение эксперта

Сегодня в Дели министр обороны Сергей Иванов подписал пакет контрактов, касающихся покупки Военно-морскими силами Индии тяжелого авианесущего крейсера “Адмирал Горшков”. Общая стоимость контрактов составляет более 1,5 млрд. долларов, причем в эту сумму входит цена самолетов МиГ-29К, а также обучение индийских специалистов, которые составят экипаж крейсера.
Эксперты считают, что контракт такого уровня может оказаться для России последним, по крайней мере с постоянными партнерами. Как сообщил “Полит.ру” эксперт Центра стратегии и анализа и главный редактор журнала “Экспорт вооружений” Максим Пядушкин, основные покупатели российского вооружения, Китай и Индия, “в последнее время достаточно закупились, а у других стран нет финансовой возможности одномоментно потратить такую сумму на вооружение”. “Например, прошлогодние контракты с Малайзией, тоже достаточно крупные, скорее всего были разовыми – страна не обладает такими ресурсами, которые есть у Китая с Индией”, - сказал Пядушкин.

Эксперт также считает, что соотношение доходов оборонной промышленности по сравнению с прошлым годом не останется на прежнем уровне: вырастет доля гособоронзаказа (с 3 млрд. долларов до 5 млрд.), а выручка от экспорта останется на уровне прошлого года – около 5 млрд. долларов.


"ПОЛИТ.ру", (20.01.2004)
 
   
RU Andrew_han #21.01.2004 10:13
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

ИТАР-ТАСС
20.01.2004
Возможность поставки индийским ВМС российских атомных
субмарин в ходе визита министра обороны РФ в Дели не
обсуждалась

       НЬЮ-ДЕЛИ, 20 января. /Спец.корр.ИТАР-ТАСС Александр
Коновалов, Юрий Сидоров/. Возможность поставки индийским
ВМС российских атомных субмарин в ходе визита министра
обороны РФ Сергея Иванова в Дели не обсуждалась. Об этом он
заявил сегодня на совместной пресс-конференции с индийским
коллегой Джорджем Фернандесом.
    По словам Иванова, российско-индийский контракт о
поставке в Индию дизель-электрических подводных лодок "уже
заключен и выполнен". "Ремонт и модернизация этих дизельных
подлодок, конечно, возможны. Кроме этого, ни о каких
подводных лодках мы не говорили", - подчеркнул глава
оборонного ведомства РФ.
    В 1995 г Индия приобрела у России три подводные лодки
типа 877, которые относятся к классу "Кило". Стоимость
лодок - более 700 млн долларов. Затем правительство Индии
приняло решение о закупке у России двух дизельных торпедных
подводных лодок проекта 636. Поставки субмарин были
осуществлены в течение двух лет. К декабрю 1997 года Индии
была передана подлодка "Синдхуракша" - девятая по счету
лодка, построенная на российских верфях. А в июле 2000 года
государственное унитарное предприятие "Адмиралтейские
верфи" передало ВМС Индии десятой ДЭПЛ проекта 877ЭКМ. Она
стала восьмой подлодкой, созданной в Санкт-Петербурге для
этой страны и завершила серию из 10 подлодок, построенных
на российских верфях для Индии. Еще две таких подлодки
построили для Индии на верфи "Красное Сормово" в Нижнем
Новгороде.
   
RU Andrew_han #21.01.2004 10:29
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

ИТАР-ТАСС
20.01.2004
 Сергей Иванов: Россия выполнила контракт по поставке
Индии дизельных подводных лодок

      НЬЮ-ДЕЛИ, 20 января. /Спец.корр.ИТАР-ТАСС Александр
Коновалов, Юрий Сидоров/. Российско-индийский контракт о
поставке в Индию дизель-электрических подводных лодок "уже
заключен и выполнен". Об этом сегодня заявил министр
обороны РФ Сергей Иванов на совместной пресс-конференции с
индийским коллегой Джорджем Фернандесом.
    "Ремонт и модернизация этих дизельных подлодок,
конечно, возможны. Кроме этого, ни о каких подводных лодках
мы не говорили", - подчеркнул глава оборонного ведомства
РФ, отвечая на вопрос о том, обсуждалась ли на переговорах
в Дели возможность поставки индийским ВМС российских
атомных субмарин.
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Andrew_han #29.01.2004 10:39
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

РОССИЮ МОГУТ ВЫТЕСНИТЬ С КИТАЙСКОГО РЫНКА ВООРУЖЕНИЙ
 28.01.04
 

 
Европейский союз будет готов снять санкции на торговлю оружием с Китаем, введенные против Поднебесной в 1989 году из-за событий на площади Тяньаньмэнь и нарушений прав человека. В поддержку такого шага решительно высказался французский президент Жак Ширак, принимая в Париже председателя КНР Ху Цзиньтао. Это решение может внести серьезные коррективы в военно-техническое сотрудничество Москвы и Пекина.

На первый взгляд, российский экспорт вооружения и военной техники выглядит радужно. Подводя итоги деятельности главного отечественного экспортера - госкомпании "Рособоронэкспорт" за прошлый год, ее руководитель Андрей Бельянинов с удовлетворением отметил "устойчивую тенденцию роста продаж продукции военного назначения, которые увеличивались с каждым годом примерно на один миллиард долларов" - с $3,2 млрд в 2001 году до $5,1 в 2003 году. Достичь этого удалось прежде всего благодаря активному сотрудничеству с двумя главными стратегическими партнерами Москвы по военно-техническому сотрудничеству (ВТС): Дели и Пекином.

Однако решение ЕС об отмене санкций против Китая в случае его принятия может стать этому поступательному движению серьезной помехой: большинство предлагаемых на экспорт, например, Парижем систем вооружения не имеют прямых аналогов или вообще не производятся в России. На индийском рынке Россия уже давно не чувствует себя монополистом, шаг за шагом сдавая позиции Франции, Израилю и Великобритании (возможно, к этому списку уже очень скоро активно подключатся США), и вполне привыкла к мысли, что так и должно быть. "У них принято политическое решение о диверсификации закупок, - с грустью констатируют российские чиновники от ВТС, - мы ничего не можем поделать в этой ситуации". На китайском же рынке из-за политических разногласий Китая с США и Западной Европой Москва была не просто полноправным, но и весьма капризным продавцом - поставлялось только то, что разрешено Генштабом России, - чаще устаревшие или аналогичные стоящим на вооружении Российской армии виды вооружений. Пекин "дулся", но деваться было некуда.

- В начале 90-х годов Франция была одним из основных поставщиков вооружений и техники для Тайваня, - заявил "Известиям" эксперт Центра политических исследований (ПИР-Центра) Вадим Козюлин. - Однако в последнее время Париж поддерживает политику "единого Китая" и считает необходимым вести решение проблемы Тайваня через диалог с континентальным Китаем (в ходе нынешнего визита китайского лидера в Париж Франция однозначно и категорично поддержала Пекин в этом вопросе). Поэтому, несмотря на действовавшее эмбарго, командование французской армии поддерживало постоянные контакты с руководством Народной освободительной армии Китая (НОАК), вело переговоры и, скорее всего, обсуждало проекты, которые могут быть быстро реализованы после снятия запрета на торговлю с этой страной.

Франция не страдает российскими комплексами и уже готова завалить китайский рынок самым современным вооружением и военной техникой. Прежде всего это современные электронные системы разведки, управления и целеуказания, средства противовоздушной и противоракетной обороны, противолодочные системы, средства ведения информационной войны, бортовая радиоэлектроника, спутники военного назначения, а также учебные электронные тренажеры для использования в оперативной и боевой подготовке штабов и войск китайских вооруженных сил.

Нетрудно предположить, что первый удар французов может быть нанесен по святая святых российского экспорта в Китай - боевой авиации, ее бортовому оборудованию. Париж уже замечен в поставках электроники для российских истребителей Су-30МКИ, поставляемых в Индию. Точно так же может произойти и в случае с китайскими Су-27 и Су-30МКК. Особенно после того, как в ходе визита в Москву в конце прошлого года министра обороны Китая Цао Ганчуаня Генштаб отказал ему в модернизации "сушек" - по причине того, что это нарушит баланс сил в регионе.
- Вертолетостроение в КНР изначально создавалось при участии французов, и сейчас их кооперация может возобновиться - в производстве как ударных, так и транспортных вертолетов, - считает Константин Макиенко, заместитель директора Центра анализа стратегии и технологий. - Уязвимы и наши традиционно слабые места: оптические и лазерные системы. От участия в российской глобальной навигационной системе ГЛОНАСС Пекин уже отказался, предпочтя ей европейскую систему "Галилео".

Следующее направление - сухопутные системы вооружения. Не так давно Россия поставила Китаю самоходные зенитно-ракетные комплексы ближней зоны "Тор". Но из-за отсутствия запасных частей все они стоят в ангарах. Москва, по словам китайской стороны, заломила за их ремонт и техобслуживание деньги, сопоставимые со стоимостью самого контракта. Да и если бы Пекин согласился на это, Москва не гарантировала, что ремонт произойдет быстро. Обычно на согласование вопроса поставки запчастей в "Рособоронэкспорте" уходит до полугода. У западных поставщиков этот вопрос занимает сутки...

Весьма безнадежной выглядит картина и с обзорными радиолокаторами на основе фазированных антенных решеток. Подобная техника уже установлена, например, на немецких фрегатах 124-го проекта. По своим возможностям эти антенны могут быть очень эффективными при создании систем ПРО. В России эта техника пока еще не достигла западного уровня.

Дискриминацию Китая объясняют в российском Генштабе (а именно он утверждает списки разрешенного к экспорту вооружения) боязнью быстро развивающегося в экономическом плане соседа. Не хотят повышать боеспособность его армии, которая не ровен час, завтра окажется в Сибири и на Дальнем Востоке, где у нас не то что хорошего оружия, но и достаточного количества людей нет.

- С чисто военной точки зрения позиция Генштаба понятна. Однако если посмотреть на проблему шире, ограничения надо снять, - считает Константин Макиенко. - Китайцы, оснащенные российским вооружением, представляют гораздо меньшую опасность, чем те же китайцы с французским оружием: им просто будет труднее действовать против нас нашим же оружием. А по большому счету хорошо, что этот вызов возник. Конкуренция должна пойти на пользу нашим Вооруженным силам.

Сдвиги уже наметились. Министр обороны Китая Цао Ганчуань, уезжая из Москвы, дал понять, что готовится решение на уровне первых лиц двух государств, открывающее новые перспективы ВТС между Россией и КНР. Как удалось узнать "Известиям", касается оно снятия эмбарго на продажу Китаю ряда высокоточных систем оружия, проведения совместных НИОКР по их разработке.

- Мы не боимся конкуренции со стороны западных поставщиков, - рассказал "Известиям" советник гендиректора Морского научно-исследовательского института радиоэлектроники "Альтаир" Николай Щербаков, - мы поставляем в Китай технику нового поколения. Например, планируем предложить зенитно-ракетный комплекс морского базирования "Штиль-1" с пусковой установкой вертикального типа. Нам разрешили поставить сверхзвуковую противокорабельную крылатую ракету 3М-80Э "Москит" (SS-N-22 "Sunburn" в натовской классификации) с вдвое увеличенной дальностью полета - 240 против имевшихся 120 км.

Именно из-за этого Пекин согласился заказать в России еще 2 эсминца 956-го проекта, которые сейчас строятся в Санкт-Петербурге на предприятии "Северная верфь". У российской стороны есть планы продажи морского варианта сухопутного комплекса С-300 - ЗРК дальней зоны "Риф-М". В российском флоте эти комплексы устанавливаются на кораблях классом не ниже крейсера. Возможно, что в дальнейшем речь пойдет и о них. Ну и конечно же, идет активное изучение возможностей проведения совместных с китайцами научно-исследовательских работ в области создания перспективных систем вооружения и техники.

- Мы и раньше с ними работали, - говорит Щербаков, - помогали им в создании современного морского ЗРК. - Теперь, правда, на уровне этого комплекса начали поставку еще и нашего оборудования.

Чтобы уверенней чувствовать себя на китайском рынке, Москве срочно надо менять стиль работы. Пора забыть "о младших братьях" и предлагать партнеру по ВТС военные разработки на уровне тех, что Россия предлагает другим странам. А "баланс вооружений" сохранять не за счет поставок партнерам заведомо устаревшей техники, не представляющей угрозы Российской армии, а путем оснащения отечественных Вооруженных сил самым современным оружием. Выгода будет обоюдная: ведь именно от успехов в военном экспорте, по словам министра обороны России Сергея Иванова, зависит перевооружение нашей армии.
 
 
• Дмитрий ЛИТОВКИН
 
 
   
1 2 3 4 5 6 7 13

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru