Еще одно отступление. Чехословакия со своими L-29 и L-39 обеспечивала учебно боевыми самолетами СССР и Варшавский договор. Боле того, машины поставлялись и в другие страны, и много. Значительная часть тех пилотов, что сейчас летают на современных боевых машинах начинала с этих "летающих парт". На них, можно твердо сказать, выросло несколько поколений пилотов боевой авиации очень многих стран. L-29 уже не так много, но они еще летают. У нас в Омске есть один живой. По миру тоже еще есть. L-39 же все еще живее всех живых, у него довольно много модификаций. В военных летных училищах L-39 ВВС России L-39 только в последние пару лет начал замещаться отечественным Як-130. Заменится ли полностью - еще вопрос, час полета на Як-130 стоит дороже, чем на L-39.
Во многих странах распавшегося Варшавского договора на этих машинах учили пилотов. Во многих странах Ближнего Востока - тоже.
Эта машина воевала. Последние примеры - 4 или 5 машин ВВС Абхазии работали НУРСами по армии Грузии в 2008-м. А сирийские L-39 и L-39ZA из пушек и НУРСами били по исламистским шизикам в Сирии в прошлом году. Есть фото грузинских L-39 с вооружением, но неясно, использовались ли они в войне 2008-го.
На L-39 летают несколько пилотажных групп:
- "Русь" - сейчас 6 машин, было 9, РОСТО России
- "Белая Русь" ВВС Белорусии, видел и 4, и 6 машин, 4 чаще.
- частная пилотажная группа Patriots Jet team, США, 4 машины.
- частная пилотажная группа "Breitling", Франция, 7 машин.
В частном владении несколько сотен L-39 в США.
Это только то, что могу вспомнить навскидку. Явно география и насыщенная жизнь L-39 куда как больше и шире.
Т.е. просто так от этой машины отказаться трудно. Да, подпирают конкуренты. Наш Як-130, итальянский Aermacchi M-346, китайский Hongdu L-15 (эти вообще готовы на что угодно, лишь бы рынок завоевать), а еще есть европейски Dassault/Dornier Alpha Jet, британский Hawker Siddeley Hawk... Но кто знает, может и L-39 еще рано списывать?
На последнем авиасалоне в Великобритании был представлен L-39NG. Сможет ли он пробиться на рынок - вопрос. Но лично я от всей души желаю компании Aero Vodochody Aerospace заказов и работы. Они многое сделали для развития авиации в мире.
Вот информация по L-39NG:
Чешская авиационная компания Aero Vodochody Aerospace, не осуществляющая выпуск самолетов уже целое десятилетие, не оставляет попыток возобновить авиационное…
// bmpd.livejournal.com
GOGI вон из координаторов!!! Не первый и не последний полетит.