RocKI> Ну так обычную неустойчивость и кривизну рук никто не отменял. И это главные причины спирали.
Возможные колебания давления на днище могут давать в итоге такую дестабилизирующую силу, которая может закручивать корпус ракеты относительно ЦМ только в вертикальных плоскостях. Т.е. если связать ось Y системы координат с осью ракеты, и направить ось Y к носу ракеты, то возможны развороты корпуса только в плоскостях XOY (вокруг оси Z) и ZOY (вокруг оси X). Этого совершенно не достаточно для создания спиральной траектории полёта. Ракета при этом будет просто хаотично менять курс полёта, а не крутиться монотонно по спирали.
Для спиральной закрутки нужно, чтобы дестабилизирующая сила могла ещё дополнительно закручивать корпус ракеты вокруг оси Y, тогда появится нутация корпуса ракеты, которая и даст спиральную траекторию полёта.
Для своей последней ракеты МАВ-47-13 "Бирюза" - источником такой силы было неравномерно разгоревшееся сопло уже после 1с работы двигателя. Доказательства лежат у меня на столе в виде двух отработанных сопловых блоков от двигателей МА-60-13 под номерами 11 и 12, в которых технология сборки сопла была такая же, как у этой ракеты. В них разгар имеет ярко выраженное смещение в одну сторону от оси Y в поперечном сечении, что приводит в к образованию вращающего момента закрутки корпуса ракеты вокруг оси Y, при условии, что вектор тяги будет отклонён от оси Y на некоторый угол (это почти 100% при кривом разгаре, см. испытание двигателя МА-60-13 №12) и линия действия силы не будет проходить при этом через ЦМ, что очень маловероятно. Соответственно очень легко при таких условиях получить нутацию корпуса и спиральную траекторию полёта ракеты, которая поддерживалась долгое время в полёте периодически догораемыми остатками топлива, которые давали тягу сопоставимую с весом ракеты в течении где-то 30с (всё это доказано на стенде при испытании двигателя МА-60-13 №11).
Интенсивный разгар сопла, в таком случае, идёт только в самом начале работы двигателя, пока давление в камере сгорания высокое, потом разгар резко уменьшается и форма сопла далее меняется слабо. Это позволяет сохранить полученное сразу отклонение вектора тяги и разгар на всё дальнейшее время полёта ракеты, и, соответственно, сохраняет монотонность процесса закрутки по спирали.