Хочу представить на обсуждение приём по Ленд-лизу американских кораблей для Тихоокеанского флота в бухте Колд-бей на Аляске.
После полной и безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии СCCP, верный своему союзническому долгу и обещанию, данному во время ялтинской конференции начать войну на Тихом океане через 3 месяца после принятия капитуляции от Германии, начал подготовку к войне с Японией. При этом Советский Союз преследовал справедливые политические цели. Только в 1944 году японские войска 144 раза нарушали неприкосновенность наших границ, 39 раз обстреливали советскую территорию, с 1 декабря 1941 года по 10 апреля 1945 года японские моряки около 200 раз останавливали и осматривали наши рыболовные и торговые суда, 18 судов потопили. Поэтому наша страна стремилась ликвидировать последний очаг агрессии и ускорить окон¬чание Второй мировой войны, изгнать японских захватчиков из Манчжурии и Кореи, вернуть нашей стране исконно русские земли – Южный Сахалин и Курильские острова.
Учитывая, что театром боевых действий станут остров Сахалин, Курильские острова и Корейский полуостров, командование Вооруженных Сил СССР решило заблаго¬временно соз-дать в Военно-Морском флоте специальное соединение десантных судов для переброски и вы-садки десантов на необорудованное побережье. Решено было получить в счет поставок по ленд-лизу десантные суда американской постройки, местом передачи судов США определило базу в заливе Колд-Бей на полуострове Аляска.
База Колд-Бей была создана американцами в 1942 году, после того как японцы захватили два западных острова Алеутского архипелага – Атту и Кыска. В окруженной сопками долине были спешно построены аэродром и городок для размещения частей морской пехоты – они го-товились к высадке на оккупированные японцами острова. С освобождением в 1943 году островов Атту и Кыски база в заливе Колд-Бей оказалась не нужной. И только после того как морское министерство избрало ее пунктом передачи кораблей советскому Тихоокеанскому флоту, сооружения приказали расконсервировать и подготовить к приему «русских».
Помимо десантных судов в Колд-Бее принимались для ТОФ корабли других классов: сто-рожевые корабли, тральщики, большие охотники за подводными лодками.
С весны 1944 г. до сентября 1945 г. советскими командами на военно-морской базе Колд-Бей было принято 215 кораблей общей стоимостью 228 млн. долларов (в ценах 1946 г.). Здесь для оказания помощи спецкомандам в испытаниях и приемке кораблей находилась группа со-ветских офицеров — Б.В. Никитин, П.А. Фаворов, Т.Н. Банин, К.П. Сергеев, В.Т. Арутюнян, И.А. Николаев. Все принимаемые и уже принятые корабли сводили в особый отряд, которым командовал контр-адмирал Б.Д. Попов. Начальником штаба был капитан 1-го ранга Е.М. Симонов. Принятые корабли несколькими группами переходили в Петропавловск-Камчатский, а оттуда – к местам постоянного базирования.