Adamkus> вот у меня вопрос, почему завод нельзя было построить в Николаевске-на-Амуре? Почему надо было завод строить так далеко от моря?
Глубины основных фарватеров у Николаевска и близость к Японии, Южная часть Сахалина тогда принадлежала Японии. А если война? Поэтому нельзя было строить и в Хабаровске. В Манчжурии японские войска. А Япония тогда рассматривалась как основной противник.
А впрочем, нашёл свой давний пост на одном из форумов:
"В 1930 году ВЦИК и Правительство РСФСР приняли постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальневосточного края, а в августе 1931 года было принято решение о сооружении судостроительного завода.
12 июня 1933 года был заложен первый камень сегодняшнего Амурского судостроительного завода. Этот день и стали считать днем рождения города– Комсомольска-на-Амуре.
В то время это было наиболее оптимальное место для строительства завода. В других местах строить нельзя было- граница рядом, и не строить нельзя было. Флот нуждался в кораблях.
Хотя все понимали, что дело швах. Слишком много проблем пришлось решать при проводке кораблей и судов с Амура к месту назначения.
1. Мелководье фарватеров Амура (в далёкие времена не смогли завести Палладу, а Аврору завели еле- еле и с трудом вывели).
Глубины на основных фарватерах амурского лимана колеблются от 3 до 20 м, они подвержены частым изменениям.
2. Мелководье пролива Невельского.
3. Ледоход начинается в середине мая, а ледостав — в середине ноября.
Навигация в устьевом участке реки Амур начинается в конце мая и длится до конца октября. Продолжительность навигации зависит от ледовых условий и составляет в среднем 172 дня.
В 1939г. по СМП перегнали землесос "Зея" и землечерпательные снаряды "Лена", "Печора" и "Мста" в Николаев на Амуре.
В годы войны перед перегоном крейсеров пр.26 бис. с завода проводились дноуглубительные работы на Южном фарватере, а корабли перегоняли летом, когда в результате муссонных дождей (75% стока!) уровень воды в Амуре повышался. В 42г. для проводки ЭОН-2 вырыли канала с гарантированными глубинами в Сахалинском заливе .
Однако крупнотоннажные суда, следовавшие по этому каналу в 1942 и 1943 год, вынуждены были оставлять часть импортных грузов в портах Москальво, Николаевск-на-Амуре и Александровск-Сахалинский для того, чтобы не оказаться на мели посреди этого канала или на его бровке.
Не буду в этой теме касаться особеностей проводки судов с грузами полученными по Ленд- лизу в Николаев на Амуре. Скажу только, что гемор был страшный.
Далее, не надо забывать, что корабли и ПЛ строили в 2 цикла.
С 199- го завода ещё полностью не достроенные и оснащённые корпуса перегоняли на 202- й Дальзавод, и там окончательно достраивали.
Уже позднее АПЛ при постройке находились в т.н. судояме, и потом переводились в Тихий океан в доке, причем во время паводка. Понятно, что это накладывает дополнительные ограничения и на лодку и на производственный процесс, а это ведет к росту стоимости и удлинению времени постройки. Согласно статистике, приведенной на сайте предприятия, за всю историю существования завода на нем были построены 56 атомных подводных лодок, 41 дизельная подводная лодка и 137 гражданских судов различного класса и назначения. Надводных боевых кораблей на АСЗ было построено всего 36 единиц.
"Порочность концепции завода, удаленного от моря, откуда корабли приходится таскать на достроечные базы то в Совгавань, то во Владивосток, стала понятна уже к моменту окончания строительства его первых очередей в конце 30-х годов. Поэтому вся история АСЗ и судостроения на ДВ - это история его перетаскивания на морское побережье, с созданием новой крупной судостроительной базы в Совгавани (которую так и не создали)."
Повторюсь, особенности гидрологии р. Амур ( подъем уровня воды был только два раза в год) позволяли выводить корабли в транспортных доках из затона завода в залив Чихачева Японского моря 2 раза в год.
Ничего крупнее пр.26 бис. из надводных кораблей там построить невозможно.
И вроде, как бы “В перспективе завод будет заниматься в основном строительством гражданских судов, а также корветов проектов 20380 и 20385 типа”.
Проблема очень старая корнями уходит в 1849г., как и РЯВ. Но здесь речь не об этом."
Это сообщение редактировалось 25.01.2015 в 01:30