В текущей программе модернизации вооруженных сил в целом и военной авиации в частности большое внимание уделяется разного рода средствам управления войсками. Среди прочего, предполагается осуществлять планомерную модернизацию существующих воздушных командных типов и иных самолетов специального
// topwar.ru
ВКС заказало модернизацию 5 воздушных командных пунктов типа Ил-22М-11.
Стоимость контракта 1,6 миллиарда рублей.
Первым на ремонт отправится самолет с регистрационным номером RF-9441.
Модернизация Ил-22М-11 предусматривает проведение ремонта машин с пролением ресурса. Переделке подвергнут обитаемые отсеки самолета. В салоне появится рабочее место и отдельное помещение для отдыха командующего. Также предлагается оборудовать командный пункт со всей необходимой аппаратурой. Для вывода информации о текущей обстановке будет использоваться крупногабаритный монитор. Там же расположатся рабочие места операторов оборудования, задачей которых станет прием и обработка оперативной информации, а также выдача данных и команд различным структурам. На самолете будут сохранены места для отдыха и бытовые удобства, необходимые для длительного дежурства. При этом планируется улучшить условия работы личного состава в сравнении с существующими модификациями командных пунктов.
на Ил-22М-11 появится современный узел ретрансляции «Сокол», предназначенный для поддержания связи с различными соединениями и структурами. Также, вероятно, будет использована современная цифровая аппаратура обработки данных с возможностью приема и передачи информации по защищенным каналам. Существенному обновлению должны подвергнуться автоматизированные рабочие места операторов.
В настоящее время в разных структурах армии внедряются новые автоматизированные системы управления, и предложенная модернизация позволяет самолету полноценно взаимодействовать с ними.
Утверждается, что обновленный Ил-22М-11 сможет контролировать боевую работу целого фронта или военного округа.
На работы уйдет около трех лет.
Запланированная модернизация предусматривает не только обновление материальной части, но и изменение методик ее эксплуатации. В прошлом воздушные командные пункты закреплялись за командующими высшего звена: их распределяли между командующими родами войск, руководством военных округов и т.д. Теперь предполагается создать общий парк из нескольких самолетов, которые при необходимости будут придаваться тем или иным структурам, управляющим войсками в конкретной операции.
В семействе Ил-22 присутствует четыре типа самолетов, имеющие заметные отличия.
В ходе перестройки Ил-18Д в рамках самого первого проекта Ил-22 «Бизон» была выполнена серьезная перестройка салона и ряда других отсеков. На борту появились разнообразные приборы закрытой кодовой связи и другое оснащение. Также проект предусматривал наличие ряда операторских мест. В связи со спецификой работы самолета и его экипажа, приводящей к необходимости совершения длительных полетов, были организованы места для отдыха, принятия пищи и т.д.
Серийное строительство самолетов Ил-22 «Бизон» стартовало в конце семидесятых годов. В общей сложности построили и передали армии 14 таких самолетов.
Вскоре была проведена предусматривавшая использование иной бортовой аппаратуры связи и управления. Ее итогом стало появление воздушного командного пункта Ил-22М-11 «Зебра». В ходе серийного производства отечественная промышленность выпустила 21 такую машину.
Позже был разработан самолет Ил-22М-15, однако он был построен в единственном экземпляре и сейчас служит в одной из зарубежных армий.
Согласно открытым данным, в вооруженных силах России продолжает службу 5 самолетов Ил-22 и 12 более новых Ил-22М-11.
Ранее российская промышленность реализовала интересное предложение, предусматривавшее перестройку более старых машин в постановщики помех. Так, в 2016 году в строй вошли первые три машины типа Ил-22ПП, ранее являвшиеся командными пунктами.