KAV> ... Возможно наш Павел PPV сможет более точно восстановить сроки окончания эксплуатации в строевых частях чисто истребителя Су-7..
Собственно, про эксплуатацию Су-7 в строю я уже писал в этой ветке, можно посмотреть здесь, на стр. 6:
Су-7 кто помнит 2 [PPV#16.06.10 01:03]
Если кратко, то в 523 иап/оапиб (Воздвиженка) Су-7 эксплуатировались как минимум, с 06.1959 по 08.1966. Позднее, скорее всего, были сняты с эксплуатации…
Про катастрофу, в которой погиб Суровикин, у меня следующие данные: (выписка из Акта расследования):
«25.04.1966 г. к-р АП, п-к В.И. Суровикин, в 9-46 взлетел в паре с нач. ПДС полка, к-ном Мягеньким для выполнения задания по упр. 59 КБП ИБА-63 «Полет по маршруту на предельную дальность с посадкой на другом АЭ». Взлет на форсаже, в правом пеленге, с дистанцией 50-70 м между самолетами. После отрыва – уборка шасси, по докладу РП через 12 сек. вошли в облачность с нормальным углом набора. Ведомый, выйдя на Н=500-550 м за облака, ведущего не обнаружил, на Н=1000 м выключил форсаж, не наблюдая ведущего, правым разворотом с набором высоты начал выходить на привод.
РП, не получив от Суровикина доклад о выключении форсажа, и от ведомого о том, что он видит ведущего, через 1-45 начал запрашивать ведомого и ведущего. Ведомый доложил, что не видит ведущего, а Суровикин не отвечал.
Самолет упал от аэ на расстоянии 10 км, с отклонением от курса взлета вправо на 1,5 км. По показаниям очевидцев, самолет вышел из облаков на расстоянии ~ 2 км от места падения и как бы шел на посадку. Но впереди по курсу взлета находился н.п. (западная окраина г. Уссурийск) и летчик с небольшим креном отвернул от него. Пытаясь перетянуть через ЛЭП, летчик уменьшил угол планирования, самолет, пройдя выше ЛЭП, повернулся через правое крыло и в перевернутом положении, с креном на левое крыло, углом планирования ~ 50 град., упал на землю и взорвался. Горения в воздухе не было.
Летчик в аварийной ситуации через 1-30 после доклада о включении форсажа, доложил: «105, движок…», но РП из-за быстро произнесенной фразы не воспринял данного доклада… П-к Суровикин, зная, что по курсу находится н.п., принял решение отвернуть, ПТБ не сбрасывать, т.к. это привело бы к падению в н.п. и возможной гибели людей.
Л-к Суровикин В.И., 1921 г.р., окончил Сталинградскую ВАШП в 1944 г.. В период с 01.04.1951 по 01.03.1952 находился в спец.командировке. В данную часть прибыл с 09.1945 г. Налет на Су-7 = 142 часа, на Су-7БМ = 19 час.. На Су-7 летает с 10.08.1959 г. Последний раз летал на Су-7БМ 22.04.1966 г.
С 1945 г. по день гибели служил в полку, пройдя путь от летчика до командира полка. Летал на По-2, УТ-2, УТИ-4, И-16, Як-1,3,7,9. В 1947 г. освоил Як-15,17,… МиГ-15,17,17ПФ, УТИ МиГ-15. В 08.1959 г. вылетел на Су-7, а в 06.1964 – на Су-7БМ.
Причина ЛП = КПД. По результатам исследования 13 ГОСНИИ ЭРАТ ВВС, причиной падения тяги двигателя является нарушение электрического контакта … провода в ШР РУК-3, что привело к отказу в работе автоматики компрессора двигателя…
Самолет Су-7 … выпуска 30.09.1959 г., налет СНЭ=373-38… имел 3 ремонта, последний – 07.01.1966 г., после чего был установлен технический ресурс 600 часов…
Двигатель АЛ-7Ф-1-200У … выпуска 07.10.1964, с ресурсом 200 часов…»
Причем конкретно это летное происшествие было не последним на Су-7, 12 августа того же 1966 года, в 523 оапиб была еще одна катастрофа на этом типе самолета, в которой погиб к-р звена, слушатель 3 курса ВВКА, к-н В.М. Карякин. Обстоятельства были в целом схожими – отказ двигателя на взлете, летчик не катапультировался. Только после этого, в материалах расследования появилась формулировка: «…Несмотря на то, что самолеты Су-7 имеют общую низкую эксплуатационную надежность, система покидания самолета до сих пор до сих пор несовершенна, низкое качество КС-1 не гарантирует покидания самолета в аварийных случаях на малых высотах (менее 300 м), что особенно небезопасно на взлете. Поэтому, при невозможности замены КС-1 на другие образцы, целесообразно самолеты Су-7 с эксплуатации снять и законсервировать. К тому же необходимо иметь в виду, что эти самолеты не соответствуют предназначению полка и на них летает только 11 летчиков…»
НЯП, именно после этой катастрофы, Су-7 полностью вывели из эксплуатации…