Ещё раз поясню для всех, как картинкой пользоваться.
На картинке семейство кривых, каждая из которых соответствует определённому отношению давлений внутри двигателя и снаружи.
2.0, 2.5, 3.3, 5.0, 10.0 и так далее.
Если ракета высотная, то надо учитывать, что атмосферное давление (наружное) зависит от высоты.
Но для маленьких ракет внешнее давление можно принимать просто всегда = 1 атм.
А тогда кривые можно считать просто кривыми давления внутри двигателя в атмосферах.
И так, берём в ум давление в двигателе и находим подходящую кривую.
Или пару соседних кривых, наиболее близких к задуманному.
У всех кривых есть максимумы. И линия "Line of optimum" проходит через эти максимумы.
Надо найти пересечение выбранной кривой давления с этой линией, и от точки пересечения опустить взгляд вниз графика.
Туда, где написано "Area ratio".
И цифирьки там как раз и будут оптимальным отношением площади сопла к площади критики.
Если взять из цифирек корень, то получится отношение диаметров.
Так как давление в двигателе не постоянное, то имеет смысл найти оптимумы для нескольких разных давлений и потом чесать репу, выбирая оптимальное из оптимальных.
Кроме поиска оптимума, график имеет ещё одну полезную функцию — позволяет теоретически определить тягу двигателя по задуманному давлению и расширению.
Когда заданы давление и расширение, ищем точку пересечения вертикальной прямой расширения с кривой давления.
От точки пересечения смотрим глазами влево, где написано "CF". И смотрим, какая величина получилась. Скорее всего получится в диапазоне 1.2 ... 1.6.
И вот чему тяга равна:
Тяга = CF * площадь_критики * давление.
Возможно и обратное действие: имея график тяги получить давление в двигателе.
Но тут придется немного подбирать: брать примерное CF, смотреть по графику давление, корректировать CF, опять смотреть давление...