Поскольку тема называется «СССР vs Запад - системы подготовки пилотов», буду придерживаться поближе к сути темы. Не шибко отвлекаясь.
>> yacc, 3/5-15 : И высшее появилось уже при Хрущеве - до этого системы у нас были схожие.
Да, при Хрущёве. И спасибо ему за это. И за многое другое…
>> yacc, 3/5-15 : Я бы в первую очередь бы судил по количеству летных происшествий. Если брать ГА времен СССР то там АП было больше чем на западе - факт.
Нет, не факт. У меня был скан из самого западного-прозападного журнала о статистике лётных происшествий по типам советских авиалайнеров в сравнении с западными. Они такого вывода не сделали. Найду – сброшу.
В советское время обучение и карьера пилотов ГА проводилась по единому стандарту. Я, как и ED, не имею гражданского лётного образования, но поскольку с 1975 по 1994 год пролетал именно в ГА, точно знаю каким оно было, если считать, что Актюбинское Высшее было открыто где-то в конце 70-х. А до этого так : 3 года и два типа (Як-18 и Ан-2) – и ты техник-пилот. Потом пошло-поехало. Если без лапы – года 4-5 на «химии», или на транспорте на Ан-2, с вводом в командиры, или нет. Очень многие командиры Ан-2 остаются на нём до конца карьеры (трудовой деятельности). Потом через ШВЛП Кировоград лет пять на Ан-24 или Як-40 с вводом в командиры (90%), но иногда нет. Очень многие командиры и праваки оставались на этих типах до конца карьеры. Но те, кто уходил через ШВЛП Ульяновск на «большие» (от Ту-134, Ил-18, Ан-12 и выше), уже имели по 5-6 тыс. налёта. Тогда в ГА ходил стишок :
«Когда летал я на Ан-2
Я мог жену и раз, и два
Когда перескочил на Ил
Жену я раз (едва-едва)
Кто, говорят, на Ту летает
Тот в снег поссыт и снег не тает»
Да, примерно так. И это нормально. Но было и много, что в ГА СССР было уже не совсем нормально. А может уже и совсем ненормально. И такого было дохрена.