[image]

ПОЛЯРНАЯ АВИАЦИЯ

Теги:авиация
 
1 2 3
+
-
edit
 

parkman

втянувшийся
Хотелось бы затронуть следущее:
что летало ранее, какие машины, модификации?
что летает ныне, много ли чего у нас осталось?
особенности эксплуатации, навигации в высоких широтах?
ну и все что еще связано с этой темой.
думаю многие владеют такого рода информацией...
   
RU Alexei Koval #23.04.2003 19:36
+
-
edit
 

Alexei Koval

новичок
О! Интересная тема.

Я сам 16 лет прожил на Севере (в Красноярском крае, в Эвенкии), есть даже мысль когда-нибудь раскрыть тему на сайте (который я давно забросил :( ) детально.

Летали (в послевоенные годы) "Каталина", Ли-2, Ил-14, Ил-18, Ан-2 (в т.ч. на поплавках), Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ан-74, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8. Вообще в освоении северных краев поучаствовали еще и Як-40, Ил-76, Ан-22, Ми-10к, Ми-26. Некоторые машины в 50-60-е годы были в подчинении Главсевморпути и получали регистрацию на -04 независимо от типа. Многие Ил-14 с такой регистрацией и летали "всю жизнь", до 80-х годов.

Самому мне приходилось летать по маршруту Тура-Красноярск-Тура почти на всех этих типах (пассажиром), кроме Ан-12, Ми-2, Ил-76, Ан-22, Ан-74, Ми-10 и Ми-26. Правда, Ли-2 помню очень-очень смутно, было мне лет 5, не более. Запомнил только, что в отличие от Ан-2 в нем не тошнило. Вроде бы Ли-2 был зеленый (?), но с гражданской регистрацией. Очень, кстати, хочется найти ветеранов КрУГА (Красноярского), и может быть, получить инфу по бортам Ли-2, Ил-14, Ан-12. Мой отец летал еще мальчишкой (в конце 50-х) пассажиром на "Каталине". Дядька-авиатехник обслуживал Ан-24, Ми-4 и обслуживает Ми-8 всех модификаций.

Интересно, что в зимнее время примерно до 1982 года действовал ледовый аэродром на реке Нижняя Тунгуска. Длина ВПП - около 2000 м. Принимал, в том числе, Ил-18 и Ан-12. Глиссада проходила прямо над домом, где живут и сейчас мои родители. Полеты проходили до марта включительно, пока позволяля толщина льда на реке. Был случай, что после отправки очередного Ан-26 (уже в апреле) обнаружили трещины на стоянке. Ан-26 летали, в т.ч. борты 26506, 26515. Ил-18 - 75815. Есть несколько фотографий этого аэродрома, датированы 1978-1979 годом.

В середине 80-х был технический рейс Л-410 с посадкой на грунтовую ВПП длиной 700 м. Из-за больших нагрузок на шасси затею отменили.

Специальные варианты самолетов в Эвенкии почти не использовались. Под Ми-4 подвешивали геодезический контейнер, да прилетал еще Ан-2 из Красноярска с фотооборудованием и каким-то контейнером на киле. Большинство работ велось с целью геологоразведки.

Из известных мне вариантов специальных ЛА Полярной авиации можно вспомнить Ан-26РЛ и БРЛ (как минимум один такой борт 26104 летает сейчас в "Архангельских авиалиниях"), аналогичного назначения Ил-14 и Ми-2. Затем Ил-18ДОРР и аналогичные машины на базе Ил-14, Ил-24Н.

Еще интересна история игарского борта 26003. Лет 8-9 назад я летел на нем, а через пару месяцев самолет "разложили" по причине абстиненции у экипажа. Сошли с ВПП на взлете, снесли шасси, погнули винты и остановились в 100 м от здания аэровокзала. Вроде бы машинку починили, во всяком случае из Туры она исчезла, и инфы про ее WFU не было. И вот я вижу в Инете снимок борта UК-26003. Повторная регистрация? Продали?

Еще инфа по бортам. Сейчас в Туринском ОАО летает Ан-32 борт 69354 бывший из Питера, чей-то ведомственный (его брата 69355 купил, кажется, Сибавиатранс). До этого был (экс-украинский?) борт 48104, его разложили в 94-м году в Байките по дурости экипажа. На 354-й машине довелось полетать. Угол тангажа и вертикальная скорость при взлете впечатляют - не то слово. Я такое ощущение, пожалуй, только на B-737-400 АФЛовском испытывал, когда мы из Пулково до высоты в тысячи две с половиной с почти неизменным тангажом, да с креном... Торопились в столицу (уходили в Пулково на запасной).

Пока все. Надеюсь, что ветка дополнится.

С уважением - Алексей.
   

Aaz

модератор
★★☆
Alexei Koval>Летали (в послевоенные годы) "Каталина"...
Вы еще Ша-2 забыли - они после войны ходили по северу Зап. Сибири - у меня отец на них летал (а "Каталина" так и осталась его любимой машиной).
   
+
-
edit
 

israel

модератор
★★★

еще Пе-8 на север передали. вроде даже читал не так давно где то корпус нашли.
   
+
-
edit
 

parkman

втянувшийся
Я уже как то писал что встречал на постаменте в ап Алыкель(Норильск) Ли-2 полярки.
там же в свое время, но с ап "Надежда" летали Ил-12 и Ил-14, причем насколько я знаю у 12-х окраска была красно белая полярная, а у 14-х серебристо-голубая., бортовых увы, не помню...
Еще там сейчас вовсю летают Ан-12 и Ан-26, так же в красно-белой окраске, частенько можно видеть Ан-74, ну и конечно Ан-2, которые эксплуатируются в основном на лыжах зимой и с поплавками летом. Антей тоже как то залетал в наши края. из вертушек - Ми-8, Ми-6, Ми-26.
   
+
-
edit
 
В новостях показали новую ледовую станцию,раньше они постоянно были км в 700 от Сев.полюса, вроде как и теперь в тех районах. На заднем плане был виден Ан-3.
 

avro

втянувшийся
Еще в ГУСМП точно летали "Кондоры" FW-200. Вот про это бы инфу раскопать! Кто знает, где они базировались?

Ан-3 эксплуатируется несколько лет в Эвенкии.

В Полярном раньше садился "Руслан". Возил из VVO амеровские "белазы".

В Мирном у Алросы есть Ан-38. Кстати, какой-то географический принцип есть приданию авиации Полярного статуса?
   
RU Alexei Koval #24.04.2003 18:00
+
-
edit
 

Alexei Koval

новичок
Думается, статус "полярности" определяется
а) местонахождением аэродрома базирования за полярными кругами;
б) расположением постоянной зоны эксплуатации там же.

Насчет нескольких лет про Ан-3 в Эвенкии - сорри, неверно. Не более полутора лет. Только в прошлом году Туринский ОАО получил несколько (две, что ли) переоборудованных машин из Омска. Технические рейсы были в 2001 г.

У меня ассоциация детства - гул АШ-62ИР в небе. А теперь, был у родителей в гостях, летит "Кукурузник" и свистит. Еще и винт на малом шаге. Сюр, да и только...

Поспрашиваю при случае знакомых про эксплуатацию...
Алексей.
   

avro

втянувшийся
У меня есть фото Ан-3 с надписью "Эвенкия" июня 2000 года, на авиасалоне небольшом в Новосибирске.

Кстати, когда стали красить полярные самолеты в красный цвет? На Сахалине базировались красные Ил-14. Летали до конца 80-х.
   
+
-
edit
 

GrayCat

координатор

Кстати, сегодня, 24.04, на ОРТ в 0:10 передача "Крылья", обещают как раз про полярную авиацию показать.
   
+
-
edit
 
Полярная, по моему просуществовала до 1972года, а потом вошла в состав АЭРОФЛОТА. В Норильске на Вольке были гидро АН-2 и вертолеты Ми-8, Ми-2, МИ-6, Ми-4 и Ми-1. Работники данного аэропорта обеспечивали и работали на дрейфующих ледовых станциях СП. :rolleyes:
 
+
-
edit
 

parkman

втянувшийся
ASDERT>В Норильске на Вольке были гидро АН-2 и вертолеты Ми-8, Ми-2, МИ-6, Ми-4 и Ми-1.

На ВАльке.
ап "Валёк"
:-)
   
+
-
edit
 

parkman

втянувшийся
Вот кстати норильский Ан-3. фото с МАКСа 2001
Норильский Ан-3
   
Это сообщение редактировалось 05.05.2003 в 14:59
Доброе время суток!

Организационно Полярной авиации давно нет.
В свое время для стратегической ледовой разведки использовались Ту-4.
Кому интересно:
http://www.aari.nw.ru/info/aviation_01_1.html
очень красивая фотография (только здесь из-за размеров смотрится не во всю стать) - http://www.aari.nw.ru/info/pics/unload_01.jpg
http://www.airforce.ru/history/li-2_arctic/index.htm


Вопрос к Alexei Koval
Вы писали: Из известных мне вариантов специальных ЛА Полярной авиации можно вспомнить Ан-26РЛ и БРЛ (как минимум один такой борт 26104 летает сейчас в "Архангельских авиалиниях"), аналогичного назначения Ил-14 и Ми-2. Затем Ил-18ДОРР и аналогичные машины на базе Ил-14, Ил-24Н.


Не могли бы Вы поподробнее рассказать о использовании этих машин и что имели в виду когда говорили о создании аналогичные машины на базе Ил-14, Ил-24Н? Борт 26104 - это Ан-26РЛ? Каковы отличия Ан-26БРЛ?


С уважением,
VZ
 
+
-
edit
 
RU Alexei Koval #06.05.2003 18:43
+
-
edit
 

Alexei Koval

новичок


2 VZ:


Ан-26РЛ - ледовый разведчик. Точных данных по составу оборудования таких машин у меня нет, но могу предположить, что это несколько АФА, возможно, приборы для электромагнитного и (или) акустического измерения толщины льда. Ан-26БРЛ - то же самое на базе гражданского Ан-26Б, отличавшегося составом базового обрудования от квазигражданского "чистого" 26-го.


Я совсем забыл про Ан-24 "Торос" и "Нить". Первых мне известно 2: 46211 и 46801, "Нить" - одна (кажется, 47185, и вроде бы она на базе Ан-24РТ). Вот в этой компании уместно повторить про Ил-24Н.


Насчет "модификаций на базе" я имел в виду только Ил-14. Разведчики ледовой обстановки, разведчики рыбных ресурсов. Ил-14 вообще интересная машина. Жаль, что по ней почти нет литературы. Недавно по случаю на толкучке возле бывшей "Военной книги" приобрел раритет - издание "Авико-Пресс" про этот самолет. В свое время я книжку упустил. Вот бы еще добыть скан чертежей из старого "М-К"... Кстати, интересно, кто-нибудь соберется модель выпустить? У меня в глубоком детстве был "пластикартовский" Ил-14, для своего времени прекрасная модель! К сожалению, он погиб, а его останки я подарил приятелю - коллекционеру-маньяку. Он обещал восстановить "до летного (полочного) состояния". У него есть почти весь "Пластикарт", процентов 90 из выпускавшихся наборов.


Большое спасибо за интересную ссылку. Уникальные фотографии. А нет ли выходов на институт, чтобы еще материалы про Полярную авиацию поспрошать?


Кстати, у военных сейчас тоже есть как минимум один борт с их собственной эмблемой "Полярной авиации". Где-то в Инете есть снимок Ан-26 в Пушкине, в "синей" окраске и с такой эмблемой.


До связи. Алексей.
   
Доброе время суток!

Доступ в ААНИИ есть. Вынашиваю и понемногу реализую идею сбора материалов. Хотя слово "поспрошать" не слишком подходит - информацию приходится практически выгрызать. Есть еще музей Арктики и Антарктики, но до него пока не добрался. Интересует что-то конкректное?

Насколько знаю, Ан-24 с "Нитью" - 47195.
Помимо Ан-24 с РЛС БО "Торос" и "Нить", Ил-24Н летали также Ил-18 с макетом РЛС БО "Игла" (первые полеты в августе 1965 г.), Ту-134СХ с "Нитью" (созданы по заказу Министерства сельского хозяйства, но использовались и для ледовой разведки). В 1992 г. в Арктике проходил испытания Ил-18Д с четырехчастотной радиолокационной системой БО разработки ХИРЭ АН СССР.

А украинцы садились на Северном полюсе на Ан-28 (http://www.vokrugsveta.com.ua/S4/nebesa/an28.htm).

В Пушкине в 2002 г. действительно был показан Ан-26 с эмблемой "Полярная авиация". В сети он есть здесь - http://www.foxbat.ru/maks/push02/index.php...ярной%20авиации
Это борт с Килп-Явра. Эмблема самостийная, появилась в 2000 г. Аналогичная есть на тамошнем Ми-8Т. Ранее в части эксплуатировались два Ан-26, пришедшие с эмблемой (три пингвина и медведь) непосредственно с завода.

Судя по информации с сайта "М-К" материал по Ил-14М публиковался в № 10 за 1973 г.

С уважением,
VZ
 
RU Barbarossa #02.07.2015 23:33
+
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★

"Люди, Сделавшие Землю Круглой" (тизер)

Рисованный тизер к документальному фильму "Люди, Сделавшие Землю Круглой" (2015). Рисованные вставки использовались и в самом фильме. Тизер во флеш-видео Кадры… // dieselpunk.livejournal.com
 

Красиво
   

Грач

аксакал
★★☆
avro> Еще в ГУСМП точно летали "Кондоры" FW-200. Вот про это бы инфу раскопать! Кто знает, где они базировались?
Однако имеется кое что туточки

ФОТО и КАРТИНКИ - часть 2 [Evgen#22.06.13 22:16]

Для меня было большой новостью ! Трофейный немецкий "Кондор" FW-200 использовался у нас в полярной авиации ! говорят их там 3шт было !!!// Авиационный
 

бортовой СССР-Н-500, летал с двигателями АШ-62
вот фотка покрупнее ..
Прикреплённые файлы:
 
   1515
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
israel> еще Пе-8 на север передали. вроде даже читал не так давно где то корпус нашли.
Пе-8 с надписью "Полярная авиация" под кабиной - один из нескольких самолетов, до 1950-х годов использовавшихся в Арктике. С самолетов снималось все военное оборудование, двигатели устанавливались АШ-82ФН или АШ-73.
Прикреплённые файлы:
 
   1515

xo

аксакал

israel>> еще Пе-8 на север передали. вроде даже читал не так давно где то корпус нашли.
Грач> Пе-8 с надписью "Полярная авиация" под кабиной - один из нескольких самолетов, до 1950-х годов использовавшихся в Арктике. С самолетов снималось все военное оборудование, двигатели устанавливались АШ-82ФН или АШ-73.

Ну с АШ-73 кажется перебор,не? Он же ж туда не влезет. По итогу списали после катастрофы - из-за усталостной трещины в лонжероне сложилась плоскость.
   43.0.2357.9343.0.2357.93

Грач

аксакал
★★☆
xo> Ну с АШ-73 кажется перебор,не? Он же ж туда не влезет. По итогу списали после катастрофы - из-за усталостной трещины в лонжероне сложилась плоскость.
может и перебор, но судя по всему такой вариант был. бортовой СССР-Н562, который эксплуатировался в полярной авиации с 1950 по 1954 год. ВМГ с 4-х лопастными винтами существенно отличается от других вариантов.
Прикреплённые файлы:
Пе-8.jpg (скачать) [1262x645, 143 кБ]
 
 
   1515
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
еще фото того же борта, который иногда именовался как "самолет снабжения полярных станций"
Прикреплённые файлы:
n562_1.jpg (скачать) [640x480, 74 кБ]
 
n562_2.jpg (скачать) [966x606, 106 кБ]
 
 
   1515

xo

аксакал

Грач> еще фото того же борта, который иногда именовался как "самолет снабжения полярных станций"

Аш-82 с 4-хлопастными винтами аля Ту-2 крайних серий выпуска. Вот и всего делов, Аш-73 в диаметре кагбэ поболе будет. Смотрите Ту-4...
   

Грач

аксакал
★★☆
xo> Аш-82 с 4-хлопастными винтами аля Ту-2 крайних серий выпуска. Вот и всего делов, Аш-73 в диаметре кагбэ поболе будет. Смотрите Ту-4...
все может быть, у меня по ссылкам случались упоминания именно о АШ-73, да и размах винтов наводит на мысль .... есть ссылка на то что упомянутй борт летал именно с АШ-82 в конце своей карьеры?
   43.0.2357.13043.0.2357.130
1 2 3

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru