Силы Латвийской Республики
по обеспечению национальной безопасности на море
Сергей Гончаров
Ведя речь о латвийских силах обеспечения национальной безопасности на море, нельзя не сказать о том, что первый самостоятельный опыт в этой области был приобретен Латвией еще в 1919-1940 гг. (10 августа 1919 г. при министерстве обороны Латвии было учреждено морское управление, которое, однако - в силу слабого экономического развития страны - в 1920-м было упразднено, а при начальнике Главного штаба ЛНВС была введена должность офицера по особо важным морским делам). В 1924 г. была образована Эскадра морской береговой охраны, переименованная в 1938-м в Латвийский Военный Флот (ЛВФ). Основные задачи ЛВФ сводились к охране и обороне побережья страны и прилегающей морской акватории, обеспечению свободы и безопасности мореплавания в национальных территориальных водах, а также к поиску и обезвреживанию мин, оставшихся после Первой Мировой войны.
Для выполнения указанных задач в тот период на вооружении ЛВФ состояли две дизель-электрические подводные лодки - «Ронис» (Ronis) и «Спидола» (Spidola), четыре минных тральщика - «Вирсаитис» (Virsaitis), «Пирмунас» (Pirmunas), «Виестурс» (Viesturs) и «Иманта» (Imanta), три патрульных корабля - «Эрглис» (Erglis), «Самс» (Sams) и «Булта» (Bulta) и пять вспомогательных судов - «Варонис» (Varonis), «Артиллеристс» (Artillerists), «Лидака» (Lidaka), «Граната» (Granata), «Бринумс» (Brinums). Кроме того, в боевом составе ЛВМФ Латвии находились полк береговой артиллерии и дивизион морской авиации.
Развитие ЛВФ было прервано инкорпорацией Латвии Союзом ССР, вследствие чего в августе 1940 г. все латвийские военные корабли и суда, морские самолеты и береговая артиллерия были переданы в состав Краснознаменного Балтийского флота Рабоче-Крестьянского ВМФ СССР.
С обретением Латвией в 1991 г. независимости закономерно возникла и необходимость создания сил обеспечения национальной безопасности на море.
После провозглашения независимости началось восстановление и Морских Сил Латвийской Республики. В Латвию вернулись многие офицеры, проходившие службу в ВМФ СССР, они и составили кадровую основу национальных Морских Сил (Латвийские Морские Силы – ЛМС).
Организационно, до 1 июля 1999 г. в составе ЛМС были Южный район (штаб в Лиепае), Центральный район (штаб в Риге), Батальон береговой охраны (бн БОХР; штаб в Вентспилсе) и Учебный Центр (в Лиепае).
1 октября 1991 года в Лиепайском Морском Колледже был образован Учебный Центр ЛМС, в котором начали учиться морские пограничники. Это был первый шаг к образованию ЛМС, и это было первое их подразделение. Весной 1992 г. в Лиепае был образован дивизион ЛМС, в состав которого был включен и Учебный Центр.
Статус юридически самостоятельной структуры Учебный Центр получил 1 сентября 1994 г. Его главная задача - обеспечение Морских Сил подготовленными специалистами, поэтому в Учебном Центре осуществляется повышение квалификации офицеров и инструкторов (мичманов) ЛМС, а также обучение персонала иностранным языкам. Офицеры ЛМС на курсах повышения квалификации изучают морское законодательство, морскую тактику, вопросы защиты от оружия массового поражения, устройство судов и корабельные энергетические системы, системы связи, вопросы жизнеобеспечения судов, организацию судовой службы и планирование и управление работой штаба. Активно проходит обучение и практика офицеров ЛМС в странах НАТО. Матросы в течение месяца получают необходимые основы знаний по разным специальностям – рулевые, комендоры, судовые механики, мотористы, электрики, связисты, операторы радиолокационных станций и коки.
Южный район ЛМС был образован 4 февраля 1992 г. как Лиепайский дивизион ЛМС. В своей зоне ответственности Южный район охранял территориальные воды, а также контролировал исключительную экономическую зону Латвии. С 1 июля 1999 г. эта организационная единица реорганизована и на ее базе создана Флотилия Морских Сил (ФМС) и Мастерские (база поддержки). После образования Лиепайского дивизиона ЛМС, ему были предоставлены три катера Инспекции рыболовного надзора бывшей Латвийской ССР, которые стали использоваться для нужд береговой охраны. 11 апреля 1991 г. был поднятие флаг на первом судне восстановленного флота «Самс» (Sams). В дальнейшем этот день стал считаться днем возрождения ЛМС. К 1994-му ЛМС были организационно сведены в Южный и Центральный районы, бн БОХР и Учебный Центр. В 1999 г., с признанием «районирования» нецелесообразным, на базе Южного района была созданы, как уже говорилось, ФМС и база снабжения, а на базе Центрального района – флотилия кораблей БОХР. Батальон БОХР, реорганизованный в радиотехнический, обеспечивал функционирование системы наблюдения за морем и управление ЛМС.
С 20 мая 1992 г. начал осуществляться регулярный контроль морской границы. С течением времени Латвийские Морские Силы получили ряд судов из Германии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Финляндии и Швеции. 11 апреля 1995 года в торжественной обстановке Латвийским Морским Силам был передан утраченный в 1940 году, но сохранившийся, флаг ЛВФ.
В сотрудничестве со Шведской береговой охраной, в феврале 1993 г. Центральный район получил первый катер БОХР типа Kbv 236 - КА-01, который назвали «Кристап» (Kristaps). Позже были получены катера такого же типа КА-06 «Гаусма» (Gaisma), KA-07 «Аусма» (Ausma), KA-08 «Сауле» (Saule) и KA-09 «Клинт» (Klints). После частичной реконструкции в строй вступил также морской бронекатер Р-301 или КА-05 и катер КА-10. Из Германии пришли три минных тральщика – два восточногерманского проекта 89.200 (по коду НАТО – «Kondor II») и одни западногерманского «типа 331В» (Lindau), а таже два разоруженных ракетных катера (РКА) советского проекта 205 («Оса») для использования в качестве патрульных катеров (ПКА). Из Норвегии были получены четыре ПКА (фактически – артиллерийских катера; переклассифицированы из РКА после снятия противокорабельного ракетного вооружения)) катера типа Storm – Р-01 «Зибенс» (Zibens), Р-02 «Лоде» (Lode) Р-03 «Линга» (Linga) и Р-04 «Булта» (Bulta). Норвегия также передала Латвии минный заградитель Vale (на 300 мин, типа Vidar). Корабль пришел в Ригу 24 января 2003 г. В тот же день на нем был поднят латвийский военно-морской флаг и корабль переименовали в «Вирсайтис» (Virsaitis).
В феврале 1992 года в Вентспилском районе (поселок Микельторнис) создали первую реальную часть ЛНВС, а уже 18 апреля того же года на мачте взвился первый флаг пограничной охраны Латвийской Республики. В августе и сентябре были образованы посты в Рое, Колке, Яунциемсе, Овиши, Сталдзене, Озолини, Ужаве, Силмале и Лабраге, которые образовали 7-й Вентспилский Пограничный батальон. Этот батальон был включен в состав ЛМС в 1993 г. В конце года его переформировали и преобразовали в бн БОХР. 1 июля 1999 г. эта организационная единица преобразована в Радиотехнический батальон, который обеспечивает функционирование Службы морского наблюдения и оповещения, а также системы управления ЛМС.
С июля 2004 г. в результате очередной реорганизации ЛМС включали в себя: штаб, ФМС (Эскадра минных кораблей (тральщиков), Эскадра патрульных кораблей, Служба морского наблюдения и оповещения и Мастерские) и службу БОХР.
Принимая во внимание, что несмотря на вступление Латвии в НАТО, увеличение военного бюджета Республики пока не произошло и мала вероятность его значительного роста также в ближней и среднесрочной перспективе в силу внутриполитических и экономических причин, латвийское воено-полтическое и военное руководство (как страны и вооруженных сил в целом, так и морских сил в частности), было поставлено перед фактом необходимости оптимизации не оправдывавшей себя принятой в 2004 г. организационной структуры ЛМС.
В этой связи в 2009-2010 гг. в целях создания адекватной системы противодействия имеющимся угрозам, а также эффективного использования возможностей сил и средств, приближения к соответственно некоторым стандартам НАТО было проведено реформирование ЛМС, отличительной чертой которого стало прежде всего сокращение управленческих структур.
Сегодня ЛМС, являясь одним из четырех видов ЛНВС, организационно состоят из Флотилии боевых кораблей (два дивизиона – минных кораблей (куда входит и подразделение по обезвреживанию боеприпасов, включающее водолазов-минеров и глубоководных водолазов) – базируется в ВМБ Лиепая - и патрульных кораблей (включает также подразделение сбора нефти и группу поиска и спасения на море) – базируется в ВМБ Болдерая), Службы БОХР (включает морской спасательно-координационный центр), Службы морского наблюдения и оповещения (объединяющей Рижский, Вентспилский и Лиепайский районы) и Мастерских. Общее управление осуществляет командующий через штаб ЛМС.
Новая структура, по мнению командования ЛМС, наиболее адекватна сложившимся условиям и способствует наиболее удачной организации подготовки кадров, а также более эффективному выполнению поставленных задач и разделению ответственности между командирами.
Деятельность ЛМС общей численностью 485 чел. (на конец декабря 2011 г.) регламентирована следующими законами: «О национальной безопасности Латвийской Республики», «О национальных вооруженных силах Латвийской Республики», «О государственной границе Латвийской Республики», «Об управлении морскими делами и морской безопасности Латвийской Республики».
Помимо участия в решении главных задач ЛНВС Латвийские Морские Силы выполняют и ряд специфических функций:
- обеспечивают охрану территориальных и внутренних вод государства (за исключением рек и озер);
- осуществляют береговую охрану, контролируют территориальные и внутренние воды государства (за исключением рек и озер), а также исключительную экономическую зону;
- обеспечивают боевую и мобилизационную готовность подразделений;
- координируют и проводят работы по поиску и спасению людей на море, ликвидируют последствия аварий и загрязнения нефтепродуктами на море, а также принимают участие в экологическом надзоре;
- ведут поиск взрывоопасных предметов в море и их уничтожение;
- в установленном Кабинетом Министров порядке обеспечивают Государственную пограничную охрану техническими и плавсредствами для решения ею задач на море;
- осуществляют подготовку личного состава к участию в международных операциях;
- задействуются в противопожарных, аварийно-спасательных работах и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на суше и во внутренних водах.
В интересах выполнения указанных задач ЛМС в настоящее время располагают следующими корабельно-катерным составом:
- штабной корабль минно-тральных сил/минный заградитель А-53 «Вирсаитис» типа Vidar;
- базовые тральщики – искатели мин (БТЩИМ) М-04 «Иманта» (Imanta), М-05 «Виестурс» (Viesturs), М-06 «Таливалдис» (Talivaldis), М-07 «Висвалдис» (Visvaldis) типа «Алкмаар»/«Трипатрит» (Alkmaar/Tripartite). Пятый БТЩИМ - М-08 «Русинс» было решено (в 2009 г.) у Нидерландов не закупать в связи с ограниченными финансовыми возможностями Латвийской Республики (контракт на закупку пяти тральщиков оценивался в 57 млн. EUR);
- ПКА Р-01 «Зибенс», Р-02 «Лоде», Р-03 «Линга» и Р-04 «Булта» типа Storm, а также Р-05 «Скрунда» (Skrunda), Р-06 «Цесис» (Cesis), P-07 «Виесите» (Viesite) и P-08 «Елгава» (Jelgava) типа SWATH (пятый ПКА типа SWATH – Р-09 «Резекне» (Rezekne) должен был войти в строй в 2014 г.). Дивизион ПКА включает также судно снабжения и гидрографическое А-90 «Варонис» (Varonis) типа Bayskes, использующееся также для проведения поисково-спасательных работ на море, экологического надзора и обучения курсантов;
- катера БОХР КА-01 «Кристапс», КА-06 «Гаисма», КА-07 «Аусма», КА-08 «Сауле», КА-09 «Клинтс» и КА-14 «Астра» (последний передан Финляндией);
Корме того, в составе ЛМС имеется водолазное судно А-51 «Лидака» (Lidaka) типа «Нерять» и вспомогательное судно А-18 «Перконс» (Perkons) типа Goliat.
Всего на вооружении ЛМС состоят 22 корабля и катера: боевые корабли (только минно-тральные) – 5, ПКА и катера БОХР - 14, вспомогательные суда - 3.
В соответствии с планом реформирования ЛМС предполагается, помимо строительства в 2011-2014 гг. на германских и национальных судоверфях серии ПКА, приобрести три новые радиолокационные станции для оснащения Службы морского наблюдения и оповещения; по контракту с агентством НАТО NAMSA завершить (в 2013 г.) модернизацию береговой радиолокационной системы наблюдения за морем (всего 11 РЛС); поставить ЛМС современные гидрометеорологические станции.
В контексте проблемы обеспечения национальной безопасности на море нельзя не коснуться также вопросов, связанных с охра6ной морских пограничных пространств.
Несмотря на то, что контроль латвийской морской границы ведется с мая 1992 г. и в 1997-м было проведено реформирование пограничных структур страны (в ходе проведенного реформирования в составе образованного Рижского территориального управления (ТУ) Государственной пограничной охраны (ГПО) Латвийской Республики была создана служба плавающих средств пограничной охраны), задачи по охране морской границы для них тогда так и не вошли в число основных. Практически не имея своего корабельно-катерного состава, долгое время указанные задачи латвийские пограничники осуществляли в тесном взаимодействии и при координирующей роли военно-морских сил, ограничиваясь в решении своих задач территориями портов.
Указанное положение дел объясняется тем, что только в 1997 г. в силу проводившихся реорганизационных мероприятий ГПО Латвийской Республики в качестве «шефской помощи» от финских пограничников получила первые пограничные суда – маломерные быстроходные катера «Финн файтер» (Finn Fighter). Они (места базирования столица – г. Рига - и г.Вентспилс) использовались главным образом при проведении спасательных операций, осмотре судов и выполнении ряда иных пограничных функций в указанных портах Латвии.
Учитывая тот факт, что охрана государственной границы, морских пограничных пространств и защита страны от военной опасности – принципиально разные задачи (контрольно-надзорные функции в морском пограничном пространстве имеют специфический правоохранительный характер, свое, отличное от военно-морской деятельности, содержание, формы и способы поддержания правовых режимов), латвийское руководство в рамках принятой 13 марта 2001 г. «Концепции развития Государственной пограничной охраны Латвийской Республики на 2001-2005 гг.» основной спектр задач и координирующую роль по охране морского пограничного пространства все же решило передать пограничным формированиям.
Ответственность за охрану морской границы Латвии протяженностью 498 км кв. была возложена на Вентспилское ТУ ГПО. В этой связи при дальнейшем корректировании нормативной правовой базы были расширены права и определены границы межведомственного сотрудничества пограничников (Вентспилского ТУ) в интересах охраны границы.
Так, с 2002 г. в интересах ГПО на ЛМС возложены следующие обязанности:
- обеспечение постоянного функционирования технических средств, обобщение полученных данных и передача информации пограничной охране;
- в соответствии со своей компетенцией обеспечение выполнения задач по охране границы;
- обеспечение готовности вспомогательных средств к выполнению установленных задач в порядке, определенном месячным планом охраны границы (ТУ ГПО, осуществляющее охрану границы на морском направлении, согласно плану охраны границы составляет месячный план охраны соответствующего района морской границы, который согласовывается со структурными подразделениями морских сил);
- по требованию начальника ГПО (ТУ пограничной охраны) обеспечение дополнительного привлечения дежурных плавсредств к выполнению неотложных задач пограничной охраны в море;
- в установленном руководством ЛНВС порядке и после согласования плана учений с ГПО обучение привлекаемого к выполнению задач по охране границы личного состава ЛМС;
- снабжение пограничников соответствующей экипировкой для спасения жизни человека в море;
- обеспечение пограничникам на плавсредстве бытовых условий, равноценных бытовым условиям членов экипажа;
- в установленном правовыми актами порядке принятие на хранение на плавсредстве служебного оружия, боеприпасов и специальных средств пограничников.
Тем же документом пограничникам, при предъявлении приказа о задании по охране границы и служебного удостоверения, разрешено находиться на плавучих средствах и в информационных центрах ЛМС. А при наличии разрешения командира (начальника штаба) ЛМС им дано право находиться и на дежурных судах (плавучих средствах) во время выполнения задач, не связанных с выполнением задач по охране границы.
При нахождении на судне ЛМС пограничникам определены следующие задачи по охране границы на море:
- наблюдение за другими плавучими средствами, их опознавание, опрос и проверка документов у лиц, находящихся на них;
- осмотр, задержание, сопровождение и конвоирование плавучих средств, а также их выдворение из территориального моря государства, если эти действия не противоречат нормативным актам Латвийской Республики и международным нормативным актам, а также согласованы с командиром соответствующего плавучего средства.
Кроме того, пограничникам предоставлено право требовать от командира судна (плавучего средства) ЛМС проведения дополнительных мероприятий по обеспечению охраны государственной границы, если это не противоречит правилам безопасности судоходства.
Произошедшее перераспределение сил и средств охраны морской границы наряду с новыми задачами и возможностями повлекло за собой изменение организационно-штатной структуры как ЛМС (соответствующее организационно-штатное реформирование было проведено в 2003-2004 гг.), так и Вентспилского ТУ ГПО (наряду с реорганизацией уже имевшихся подразделений Вентспилского ТУ в его составе были образованы морской координационный центр и отделы морской пограничной охраны).
Задачами морского координационного центра, образованного в составе Вентспилского ТУ ГПО, являются:
- сбор, обобщение и анализ информации о результатах охраны морской границы;
- координация деятельности при проведении аварийно-спасательных работ в море;
- осуществление взаимообмена информацией с Главным управлением ГПО, ее территориальными управлениями, колледжем ГПО, структурными подразделениями управления и иными взаимодействующими органами в области охраны границы на море;
- оказание консультативной помощи физическим и юридическим лицам по вопросам компетенции ГПО Латвии в области охраны границы на море;
- выполнение функций Национального координационного центра стран Балтии;
- осуществление проверки информации в информационных системах.
Созданным отделам морской пограничной охраны определены следующие задачи:
- обеспечение охраны морской границы Латвийской Республики в зоне ответственности;
- обеспечение использование подчиненных плавательных средств для охраны морской границы;
- организация обслуживания подчиненных плавательных средств, ремонта и контроля их использования;
- разработка программ специальной подготовки и повышения квалификации, а также подготовка кадров и проверка их знаний;
- участие в разработке плана развития в области охраны морской границы;
- сотрудничество и оказание помощи иным структурным подразделениям ГПО в выполнении задач по охране границы и другим взаимодействующим органам в решении их задач.
После завершения передачи по охране морского участка границы пограничникам и ее правового закрепления внесенными изменениями в законы «О государственной границе Латвийской Республики» и «О пограничной охране Латвийской Республики», в 2001-2007 гг. была реализована специальная финансовая программа Shengen Faciliti – условия решения множества технических, организационных, кадровых и иных вопросов, необходимых для обеспечения усиления охраны внешних границ Европейского Союза и вступления Латвии в Шенгенскую зону. На реализацию программы ЕС выделил Латвии более 70 млн. EUR. И наряду с решением вопросов обеспечения охраны восточной границы (с Россией и Беларусью) особое внимание в рамках программы все же уделяется охране морской границы, для чего, в частности:
- приобретен патрульный корабль, девять ПКА и один катер-перехватчик на воздушной подушке. Всего же ГПО Латвийской Республики в настоящее время имеет: патрульный корабль (корвет) «Силмий», три ПКА («Тиира» (Tiira), «Валпас» (Valpas) и «Ранда» (Randa)), 13 малых ПКА (один из них на воздушной подушке) и четыре моторные лодки класса RНIB/RIB;
- создана система видеонаблюдения за морским пространством Балтийского побережья и реконструирован морской координационный центр в г. Вентспилс;
- закуплены экипировка и вооружение для специалистов плавсредств;
- проведено профессиональное обучение специалистов плавсредств (51 человек).
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать некоторые выводы о том, что наиболее приоритетными в развитии латвийских сил обеспечения национальной безопасности на море на сегодня являются:
- во-первых, своевременное формирование основополагающих принципов и положений государственной политики в интересах развития ЛМС и морского компонента ГПО, а также их применении для защиты интересов Латвийской Республики, включая охрану морских границ.
- во-вторых, поиск оптимальной модели организационной структуры сил обеспечения национальной безопасности на море, отвечающей росту объема и сложности решаемых задач.
- в-третьих, развитие и унификация военно-морской инфраструктуры как в интересах ЛМС, так и пограничной охраны, а также совершенствование системы морского наблюдения и оповещения в целях обеспечения защиты национальных интересов Латвии на море.