Женщины и небо … подумалось что стоит завести отдельную тему о женщинах поднявшихся в небо в России первыи …
Галанчикова Любовь Александровна (1889–1961).
Родилась в небогатой петербургской семье. По настоянию отца поступила на бухгалтерские курсы. Однако конторская служба не привлекала девушку со строптивым характером и незаурядной внешностью. Ее куда больше влекло в Народный дом (культросвет времен царской России), где она пела, танцевала, участвовала в любительских спектаклях. Однажды в Народном доме ее увидел антрепренер эстрадной группы «Фолли Бержер», гастролировавшей в находившемся вблизи Коломяжского ипподрома ресторане «Вилла Роде» Он пригласил ее в труппу. Недолго думая, девушка согласилась. По действующим и на сейчас порядкам продюсер придумал ей сценическое имя Молли Море.
27 апреля 1910 года в Петербурге на Коломяжском ипподроме состоялось торжественное открытие «Первой русской авиационной недели» с участием «королей воздуха»—иностранцев Латама, Христианса, Эдмондса. Морана, Винцерса, баронессы де ла Рош и русских авиаторов, тогда еще мало кому известных
С самого утра улицы, ведущие к ипподрому, были запружены народом. Здесь же была и Молли Море с подружками. Авиашой прошло с большим успехом и в конце лета было устроено еще одно авиашоу «Всероссийский праздник воздухоплавания».
Он открылся на новом, Комендантском аэродроме, по соседству с Коломягами. Теперь здесь задавали тон русские авиаторы. Ефимов, Уточкин. Лебедев, военные летчики Руднев, Горшков. Ульянин.
Авиационный праздник взбудоражил Петербург. Кругом только и было разговоров о полетах и об авиаторах. «Заболела» авиацией и Молли Море. Она запоём читала все что имело отношение к авиации. Ей удалось познакомиться со многими авиаторами. Эти «люди-птицы», как их назвал Куприн, были молоды, как и она сама. Их смелость и отвага вызывали восхищение. Больше всех пришелся ей по душе Михаил Ефимов, бывший одесский электромонтер и велогонщик.
Она упросипа Ефимова покатать ее на самолете и в сентябре, в ясный осенний день Любовь Галанчикова впервые поднялась в воздух.
Полет произвел на Галанчикову настолько сильное впечатление что она решила сама стать пилотом. Накопив за зиму деньги (весьма немалые - порядка 1000 рублей), Молли Море весной 1911 года поступила в летную школу «Первого российского товарищества воздухоплавания» (ПРТВ) «Гамаюн», созданного в 1909 оду. С.С. Щетининым. в группу инструктора И. В. Евсюкова.
Ей теперь живется трудно. На рассвете она мчится на поезде в Гатчину, на аэродром. К обеду надо поспеть в город на репетицию, а вечером — концерт, кончающийся далеко за полночь.
Инструктор Евсюков быстро обнаружил у девушки исключительные способности к летному делу: точная координация движений в полете, чуткое понимание машины, поэтому ей легко даются маневры в воздухе. Самолет она сажает так. будто это не многопудовая, несущаяся на большой скорости к земле машина, а легчайшее перышко.
По завершении обучения Любовь Александровна Голанчикова успешно сдала экзамены и 22 октября 1911 года ВАК вручил ей диплом пилота – авиатора за № 56. Галанчикова стала третьей после Л. Зверевой и Е. Анатры женщиной дипломированным пилотом в России.
Вот что писали об этом в прессе:
Петербургская газета «Новое Время» 23 (10) октября 1911 года
«На Гатчинском аэродроме вследствие благоприятной погоды вчера было совершено очень много полетов. Между прочим женщина-авиатор г-жа Галанчикова-Море в присутствии представителя от Всероссийского аэро-клуба, инженера И.С.Асватцатурова сдавала пилотский экзамен. Г-жа Море выполнила все требуемые инструкцией условия и была признана достойной звания пилота-авиатора»
«Петербургская Газета» от 25 (12) октября 1911 года
НОВАЯ ЖЕНЩИНА-АВИАТОРША
«Артистка Любовь Александровна Галанчикова (по сцене Мили Море), сдавшая 9 октября пилотский экзамен на Гатчинском аэродроме. Г-жа Море окончательно бросает сцену, решившись заняться исключительно авиацией.»