Только черноморские державы могут проводить через проливы подводные лодки в следующих случаях:
1) в целях возвращения подводных лодок, сооруженных или купленных вне Черного моря, к своим базам в Черное море при условии, что Турция заблаговременно будет уведомлена о закладке или о покупке;
2) если необходим ремонт подводных лодок на верфях вне Черного моря при условии, что точные данные по этому вопросу будут сообщены Турции.
И в том и в другом случае подводные лодки должны проходить проливы в одиночку, только днем и в надводном положении.
Здесь следует обратить внимание на то обстоятельство, что начиная с октября по март месяц, когда дневное время суток наиболее короткое, подводные лодки практически не могут пройти через проливы в течение светлого времени одних суток. В первую очередь этому мешает необходимость поддерживать в проливе Босфор и в ряде районов пролива Дарданеллы скорость до 10 уз.
Даже при максимальной скорости прохода через Мраморное море для прохода всей проливной зоны требуется более 14 ч. Таким образом, в случае выхода ИЗ Черного моря или прохода в это море в указанное выше время года подводные лодки вынуждены (чтобы не нарушать требований Конвенции) проходить один из проливов в светлое время суток, затем в течение ночи стоять на якоре в Мраморном море и с наступлением рассвета следующих суток пройти через второй пролив.
Такой порядок прохода подводных лодок через проливы наиболее соответствовал бы требованиям Конвенции. Однако этот вопрос остается нерешенным. Подводные лодки вынуждены или проходить в темное время суток Мраморное море, как это делают многие корабли и вспомогательные суда, или же проходить второй пролив (его часть) в темное время суток.
Нечерноморским державам разрешается проводить через проливы только легкие надводные корабли. Они не имеют права проводить корабли, приравненные к классу линейных кораблей, подводные лодки и вообще любые корабли водоизмещением свыше 10000 т или имеющие артиллерию калибром свыше 8 дюймов.
Общий тоннаж военных кораблей, которые могут послать в Черное море в мирное время неприбрежные государства, установлен в 30 000 т, а кораблей одной из держав — в две трети этого тоннажа. Если в какое-либо время тоннаж наиболее сильного флота в Черном море превысит по крайней мере на 10000 т тот тоннаж, который этот флот имел на день подписания Конвенции, то установленный для неприбрежных государств тоннаж в 30 000 т может быть увеличен на столько же, на сколько возрос тоннаж наиболее сильного флота, вплоть до максимального в 45 000 т.
Военные корабли нечерноморских держав независимо от цели прихода могут находиться в Черном море не более 21 дня.
В соответствии с Конвенцией о каждом проходе военных кораблей через проливы турецкому правительству должно направляться дипломатическим путем предуведомление не менее чем за 8 суток до предполагаемого прохода. Неприбрежным державам Конвенция рекомендует посылать предуведомление за 15 суток.
В предуведомлении указываются место назначения, наименование, тип и число кораблей, дата прохода в первоначальном направлении, а если необходимо, то и при возвращении. При любом изменении даты следует направлять новое предуведомление за три дня до входа в проливы.
Корабли должны войти в проливы для прохода в первоначальном направлении в пятидневный срок со дня, указанного в предуведомлении. По истечении этого срока делается новое предуведомление.
При проходе через проливы начальник морского отряда, не останавливая корабли, должен сообщить сигнальной станции, расположенной при входе в Дарданеллы или Босфор, состав отряда, названия кораблей и их число.
С 1952 г. Турция предложила включать в предуведомление позывные кораблей, проходящих через проливы. В перечне тех сведений, которые должны указываться в предуведомлении, отсутствуют сведения о тоннаже кораблей. В этом случае возникает некоторое противоречие со ст. 24, в которой предусматривается, что, как только турецкое правительство будет уведомлено о предстоящем проходе иностранного морского отряда через проливы, оно сообщает участникам Конвенции состав этого отряда, его тоннаж, дату входа в проливы и, если предполагается обратный проход, вероятную дату возвращения.
Необходимость сообщения о тоннаже вытекает и из ст. 14 и 18 для случаев, если через проливы следует отряд из нескольких кораблей или в Черное море проходят корабли неприбрежных держав.
В мирное время легкие надводные корабли и вспомогательные суда прибрежных и неприбрежных государств пользуются свободой прохода через проливы без уплаты каких-либо сборов. Однако предусматривается, что общий максимальный тоннаж иностранных морских сил, находящихся в проливах в одно и то же время, не должен превышать 15 000 т, за исключением случаев, когда проходят линейные корабли черноморских государств.
Отступление от этого правила допускается также для вспомогательных кораблей военно-морского флота, приспособленных исключительно для перевозки жидкого или иного топлива, при условии прохода проливов в одиночку. Их вооружение должно состоять не более чем из двух орудий максимального калибра 105 мм и двух зенитных орудий максимального калибра 75 мм. В этом случае Турции не требуется посылать предуведомление.
Транзитным военным кораблям, проходящим через проливы, запрещается использовать воздушные суда, которые могут находиться на этих кораблях. Военные корабли, проходящие проливы транзитом, не должны, за исключением аварийных или несчастных случаев на море, находиться там дольше времени, необходимого для прохода.
Если рассматривать Конвенцию в целом, исходя из исторического опыта и 30-летней практики ее применения, можно отметить несоответствие ряда ее статей современным требованиям. Так, ст. 17 используется для превращения зоны проливов в военно-морскую базу для кораблей стран НАТО, систематически заходящих туда под видом «визитов вежливости». Текст данной статьи гласит: «Постановления предыдущих статей не могут ни в каком случае воспрепятствовать морскому отряду любого тоннажа и состава нанести по приглашению турецкого правительства краткосрочный визит вежливости в порт- проливов. Этот отряд должен покинуть проливы тем же путем, что и для входа, если только он не удовлетворяет условиям, требуемым для прохода в проливах транзитом, согласно постановлениям статей 10, 14 и 18». Однако эту статью нельзя рассматривать изолированно от тех решений и деклараций, которые были официально предложены турецкой делегацией на конференции в Монтре и зафиксированы в протоколах конференции. В этом отношении большое значение имеют решения конференции в отношении захода подводных лодок в проливную зону с визитами вежливости. Как известно, глава делегации СССР на одном из пленарных заседаний внес поправку к ст. 17, состоящую в том, чтобы после слов «любого тоннажа и состава» ввести слова «за исключением подводных лодок». Против этой поправки не возражала ни одна делегация, в том числе и турецкая, и поправка единогласно была принята. Но затем представитель Франции обратился с просьбой к конференции вернуться еще раз к рассмотрению этой поправки и предложил не включать ее в статью, поскольку, по его мнению, было бы лучше, если бы Турция отказалась приглашать подводные лодки.
Представитель Турции согласился с этим предложением и попросил внести в протокол официальную Декларацию о том, что турецкое правительство не будет приглашать в зону проливов подводные лодки.
Данное предложение было единодушно одобрено конференцией, и по указанию председателя Декларация как официальный документ была включена в протокол. В дальнейшем турецкий представитель подтвердил, что эту Декларацию следует рассматривать как документ, обязательный на срок действия Конвенции.
Таким образом, согласно этой Декларации ни одна подводная лодка неприбрежных держав ни под каким предлогом не должна входить в проливную зону.