“МЕТЕЛЬ” ИДЕТ НА ПОМОЩЬ
Сигнал “SOS” прозвучал как всегда неожиданно, и тем не менее уже через несколько минут к месту, где терпело бедствие судно, мчался небольшой скоростной всепогодный спасательный катер (ВСК) с надписью на борту “СПАСАТЕЛЬ”. Напряженный переход на форсированном ходу — и катер в районе катастрофы. На аварийном судне одно из самых страшных бедствий — пожар. И пока буксиры-спасатели высаживают на горящее судно аварийные партии и занимаются ликвидацией очага пожара, неказистый ВСК спешит принять на борт пострадавших людей. Включена система орошения, и катер почти вплотную подходит к горящему судну. Натянуты гасительные сетки для приема прыгающих людей. Для подъема находящихся в воде за борт выставлены траловые выстрелы и опущена кормовая площадка, спущены в воду веревочные трапы, а для обследования района катастрофы и подбора людей — надувная лодка с подвесным мотором. Приведен в действие весь арсенал спасательных средств.
Помощь пришла вовремя, люди спасены.
Оказание помощи терпящим бедствие в море судам и самолетам всегда было сложной технической задачей. Ее обязаны оказывать все корабли, находящиеся поблизости. Но только специальные суда-спасатели имеют для этой цели все необходимое оборудование.
Спроектированный специалистами санкт-петербургского ЦПКБ и строившийся серийно Астраханским судоремонтным заводом всепогодный спасательный катер проекта 1458 представляет собой однопалубное трехзальное судно с дизельной установкой и одноярусной рубкой.
Катер предназначен для оказания помощи экипажам и пассажирам судов и самолетов, терпящих бедствие в море, в любых метеорологических условиях. Район плавания — во всех водах, омывающих берега Российской федерации, в открытых морях с удалением от места убежища до 200 миль и допустимым расстоянием между двумя местами убежища до 400 миль, а также в закрытых морях.
Запасы топлива и масла на борту позволяют катеру идти к месту катастрофы на форсированном режиме в течение десяти часов, восемь часов вести поиск пострадавших и вернуться на базу на экономическом ходу, а автономность по запасам пресной воды и провизии составляет не менее двух суток.
Корпус судна изготовлен из углеродистой судостроительной стали марки Вст.3, он водонепроницаем и конструктивно разделен переборками на отсеки. Рубка и фальшборт из алюминиево-магниевого сплава марки АМгб.1. В средней части корпус судна имеет двойное днище и двойные борта.
Энергетическая установка дает судну способность быстро достигать района бедствия и питает энергией все судовые устройства и системы. Главная силовая установка состоит из одного двигателя ЗД12А мощностью 300 л.с. при частоте вращения 1350 об/мин, работающего на средний гребной винт через реверс-редуктор, и двух форсажных двигателей М401-В мощностью по 1000 л.с. при частоте вращения 1550 об/мин, работающих на бортовые винты также через реверс-редукторы. Управление двигателями осуществляется из рулевой рубки или с ходового мостика с помощью системы дистанционного автоматического управления. Удержание катера на курсе осуществляется балансирным обтекаемым рулем, приводимым в действие электрогидравлической рулевой машиной Р01.
Электрооборудование катера получает питание от двух вспомогательных дизель-генераторов марки ДГА-25-9М мощностью 25 кВт, обеспечивающих следующие параметры: трехфазный переменный ток напряжением 380 В и 220 В, постоянный ток напряжением 24 В и 26 В, однофазный переменный ток напряжением 12В. Для приема электропитания с берега на катере имеется специальный щит, рассчитанный на переменный ток напряжением 380 В.
Для связи с берегом и другими судами катер оснащен приемопередающими радиостанциями “Ласточка” и “Рейд”. А безопасность плавания обеспечивается современным навигационным оборудованием, состоящим из радиолокационной станции “Лоция”, радиопеленгатора “Рыбка”, электромеханического лага “ЛЗМ”, дистанционного магнитного компаса “Сектор”.
Трудно выделить, какое из устройств на катере самое важное. Но есть комплекс, который и делает из простого судна спасательное. Он состоит из двух надувных плотов ПСН-10М, снабженных гидростатическим разобщающим механизмом, и специальных спасательных средств и приспособлений. В их числе — траловое устройство, включающее в себя два выстрела (по одному с каждого борта), направляющий блок, капроновый канат длиной 300 м с поплавками через 5 м и надувной спасательный плот ПСНЧ-3 (выбирание и траление каната осуществляется швартовным барабаном шпиля).
Для приема людей с гибнущего судна предназначена гасительная сетка (крепление сетки производится к стационарным бортовым стойкам, а натяжение — ручными талями). Ну а для подбора людей с поверхности воды — откидная площадка с самоустанавливающимся леером, которая убирается “по-походному” в кормовую нишу. Опускание и подъем площадки осуществляется поворотной шлюпбалкой, в рабочем положении (за кормой на уровне воды) она удерживается двумя оттяжками.
Всего на катере возможно размещение до 40 спасенных.
Якорно-швартовное оборудование судна включает один якорь Матросова массой 150 кг, стоп-анкер якорь Матросова массой 50 кг, якорно-швартовный шпиль ШЭ-17 для подъема и отдачи станового якоря, три швартовных кнехта, три швартовные тумбы (битенги), шесть киповых планок и один швартовный трос длиной 100 м.
Кроме того, катер оборудован такими общесудовыми системами, как осушительная, обслуживаемая электроприводным насосом НЦВС-40/65 (пожарным) и двумя ручными насосами HP-40 и HP-20; противопожарная водяная с насосом НЦВС-40/65; жидкостного тушения, предназначенная для тушения пожара в моторном отделении и кладовой спасательных средств (огнегасительная смесь хранится в двух резервуарах по 25 л — основном и резервном, а сжатый воздух — в двух баллонах по 6 л); углекислотного тушения — для тушения пожара в глушителях-искрогасителях главного и форсажных двигателей, а также в глушителях дизель-генераторов, состоящая из огнетушителей ОУ-5 и трубопроводов; водяных завес, обеспечивающих защиту катера от теплового излучения горящего аварийного объекта. На судне имеются и другие общесудовые системы — водоснабжения, воздушных и измерительных труб, вентиляции естественной и искусственной, гидравлики рулевой машины и фаново-сточной.
Участившиеся экологические катастрофы на море, особенно связанные с авариями нефтеналивных кораблей, вынудили разработчиков спасательных судов оборудовать их специальными средствами для локализации разлившихся нефтепродуктов в районе бедствия. С этой целью на катере вместо контейнера с надувной спасательной лодкой могут размещаться контейнеры со специальным боновым устройством.
Развитие средств спасения на море и связи, объединенных в глобальную информационную сеть, выдвигает все новые требования к судам-спасателям.
Изображенный на чертежах всепогодный спасательный катер “Метель” прошел модернизацию, и его внешний вид по состоянию на 26.08.1991 г. несколько отличается от проектного. На нем установлена система спутниковой связи с аварийными судами Saturn-38, характерный радиопрозрачный обтекатель которой является отличительной особенностью катера. Вместо контейнера с надувной спасательной лодкой на корме закреплена дюралевая мотолодка “Казанка-5М”.
6