Т-26 артиллерийский

САУ РККА
 
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Су-76П
Летом 1941 года на ремонтные заводы поступало большое количество поврежденных Т-26. Несостоятельность легких Т-26 в боях с Т-III и Т-IV уже стала очевидной, экранирование ситуацию кардинально не улучшало, так что конвертация Т-26 в САУ была вполне логична. Малыми сериями и единичными образцами такие САУ изготавливались несколькими заводами и поступали в войска в 1941 – 1942 годах.
Производились такие работы и на ленинградском заводе подъемно-транспортного оборудования имени Кирова. Инициатором работ стал Военный Совет Ленинградского фронта, который подал заявку в НКТП о возможности перевооружения танков БТ и Т-26 орудием КТ калибра 76,2-мм.
Уже в октябре 1941 года на заводе №174 была изготовлена и испытана легкая САУ на базе танка Т-26. Испытания прошли удовлетворительно и по их результатам Военный Совет Ленфронта обязал завод №174 наладить выпуск этих САУ.
Именовались модернизированные машины по разному, встречаются обозначения СУ-26, СУ-76П, Т-26-СУ. Устанавливались 37 мм противотанковые пушки 1-К образца 1930 года и 76-мм полковые пушки образца 1927 года. Создание «истребителя танков» с 37 мм орудием трудно считать удачным решением, а вот вариант с орудием 76 мм был несомненно востребованным.
Исходная база не подвергалась кардинальным переделкам. С танка Т-26 демонтировали башню, монтировали на погон настил, на котором устанавливалась 76-мм полковая пушка обр. 1927 года. Орудие имело круговой обстрел и бронированный щит, прикрывавший расчет.
Су-76П анфас и профиль


подготовка шасии Т-26 в заводском цеху

монтаж 76,2 мм пушки
 31.0.1650.5731.0.1650.57
Это сообщение редактировалось 16.11.2013 в 22:29
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Согласно данным отчета оборонной промышленности ГК ВКП (б) о производстве техники и боеприпасов в Ленинграде было изготовлено 14 САУ. По всей видимости две САУ были оснащены 37-мм орудиями. Эти САУ передали 124-й танковой бригаде. Эта бригада была сформирована в Ленинграде, в сентябре 1941 года. Имеется такая запись, датированная 15 октября: "В бригаде имеется 37-мм пушек - 5, из них две на шасси Т-26". 20 февраля 1942 года, во время атаки 124-й танковой бригадой немецких позиций в районе Виняголово было "подбито и сгорело 2 самоходных установки на шасси Т-26 с 76 и 37-мм пушками".
12 остальных самоходок были оснащены 76,2-мм пушками. САУ получала уже упомянутая 124 танковая бригада, которая 12-го января 1942 г. получила в своё распоряжение "3 76-мм орудия на самоходных установках Т-26".
на позиции

в бою


подбитая САУ

Кроме 124-й бригады, 76-мм установки на Т-26 были и в составе 220-й танковой бригады: по состоянию на 17 мая 1942 года в ней имелось 4 таких установки, которые эксплуатировались вплоть до 1944 года. Начиная с 1943 года эта САУ была переименованы в СУ-76П ("полковая"), чтобы не возникало путаницы с новой серийной машиной под тем же индексом.
проекции
Прикреплённые файлы:
Схема.jpg (скачать) [800x1651, 273 кБ]
 
 
 31.0.1650.5731.0.1650.57
RU Артем 80 #17.11.2013 21:18  @Грач#16.11.2013 22:21
+
-
edit
 

Артем 80

опытный

Грач> Летом 1941 года на ремонтные заводы поступало большое количество поврежденных Т-26. Несостоятельность легких Т-26 в боях с Т-III и Т-IV уже стала очевидной, экранирование ситуацию кардинально не улучшало, так что конвертация Т-26 в САУ была вполне логична.
Ну дак... Я ж сразу сказал - аналог "Мардера". То что и было нужно. А ты все "это эрзац" да "это эрзац" :p
 10.010.0
RU Грач #18.11.2013 18:46  @Артем 80#17.11.2013 21:18
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
А.8.> Ну дак... Я ж сразу сказал - аналог "Мардера". То что и было нужно. А ты все "это эрзац" да "это эрзац" :p
нужна была полноценная САУ, такие и появились, но попозжа ... а 1941 - 1942 и эрзац был востребован ...
жаль что не получила развития серия СУ-5, да и АТ-1 был интересной машиной, надо было только довести до ума, хотя в целом и шасси Т-26 и шасси БТ-7 были не лучшим вариантом, как по мне ширина не позволяла скомпоновать рубку на 3-х человек .....
 31.0.1650.5731.0.1650.57
Это сообщение редактировалось 18.11.2013 в 18:52
RU Артем 80 #21.11.2013 17:32  @Грач#18.11.2013 18:46
+
-
edit
 

Артем 80

опытный

Грач> нужна была полноценная САУ, такие и появились, но попозжа ... а 1941 - 1942 и эрзац был востребован ...
Точно. Но не было даже эрзаца.
Грач> жаль что не получила развития серия СУ-5, да и АТ-1 был интересной машиной, надо было только довести до ума, хотя в целом и шасси Т-26 и шасси БТ-7 были не лучшим вариантом, как по мне ширина не позволяла скомпоновать рубку на 3-х человек .....
Знаешь, не хочу быть назойливым, :) но основы Мардера 1 и Мардера 2 - Ллорейн и ПЦ-38, вроде по размерам как раз как т-26 и БТ соответственно.
 10.010.0
RU Грач #21.11.2013 20:01  @Артем 80#21.11.2013 17:32
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
А.8.> Знаешь, не хочу быть назойливым, :) но основы Мардера 1 и Мардера 2 - Ллорейн и ПЦ-38, вроде по размерам как раз как т-26 и БТ соответственно.
да я согласен :) лучше иметь неидальную САУ чем не иметь мобильную огневую поддержку калибра 76,2 и выше вовсе ... жаль что так рано начав работы по САУ в СССР так и не смогли к началу ВОВ насытить ими войска :(
 31.0.1650.5731.0.1650.57
RU Артем 80 #21.11.2013 20:24  @Грач#21.11.2013 20:01
+
-
edit
 

Артем 80

опытный

Грач> да я согласен :) лучше иметь неидальную САУ чем не иметь мобильную огневую поддержку калибра 76,2 и выше вовсе ... жаль что так рано начав работы по САУ в СССР так и не смогли к началу ВОВ насытить ими войска :(
Очень жаль(
Но, ИМХО, причина как и с проблемами семейства БТ - генеральские мозги набекрень. Не было нормальной доктрины, не было нормальной теории, не было нормальной практики. И далее...
Это ж не только с БТ и т-26 - можно посмотреть, что в авиации делалось. Причем не в смысле что что-то не смогли, тут понятно. Но ведь и случаев, когда могли сделать, но не делали - полным-полно.
 10.010.0
RU Грач #21.11.2013 20:41  @Артем 80#21.11.2013 20:24
+
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
А.8.> Но, ИМХО, причина как и с проблемами семейства БТ - генеральские мозги набекрень. Не было нормальной доктрины, не было нормальной теории, не было нормальной практики. И далее...
А.8.> Это ж не только с БТ и т-26 - можно посмотреть, что в авиации делалось. Причем не в смысле что что-то не смогли, тут понятно. Но ведь и случаев, когда могли сделать, но не делали - полным-полно.
К середине 30-х РККА обладала передовой и многочисленной техникой, неплохим кадровым костяком командного состава, в том числе и младшего. передовой военной мыслью, которой пользовались и наши главные противники в том числе … но к 1941 не успели создать новую генерацию …. Причин для этого много и их взаимовлияние сложно и противоречиво … но результат налицо … в узкой теме САУ можно хоть как то разобраться …. :)
Да имелась техническая возможность как наладить процесс конвертации устаревших легких танков в средства огневой поддержки, так и создать полноценные САУ и отсутствие на это воли высшего руководства РККА и неспособность вовремя и быстро пересмотреть стремительно стареющие в 30-х доктрины одна из причин этого ….
 31.0.1650.5731.0.1650.57
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
СУ-6, зенитный самоход на базе Т-26

В 30-х годах в связи с началом формирования механизированных соединений в РККА встал вопрос о создании самоходных мобильных средств ПВО. Ранее на вооружении РККА имелось небольшое количество самоходных ЗСУ на базе грузовиков, но они не отвечали возросшим требованиям, к тому же в связи с исчерпанием ресурса списывались.. В 1933 году было принято решение о создании ЗСУ на гусеничном шасси. В качестве базы выбрали легкий танк Т-26. Работы велись КБ завода №185 под общим руководством С.А. Гинзбурга. Компоновкой зенитной САУ занимался Л. Троянов орудийной частью анимался П.Н. Сячинтов. В качестве орудия была принята 76,2-мм пушка 3К образца 1931 года. Первые же проработки показали необходимость увеличения размеров базового корпуса. Эскизный проект и макет с увеличенной длиной и шириной корпуса была представленная в ГАУ и УММ в начале 1934 года. Встречена новая разработка была весьма прохладно. Танк был принят в производство относительно недавно и ломать только устоявшееся под производство под выпуск ограниченной серии специализированного шасси никто особенно не желал. Конструктором однако удалось настоять на своем и в мае 1934 года проект САУ был утвержден и получил индекс СУ-6, при этом в ТЗ было внесено требование о том, что действуя в боевых порядках установка могла быть использована и в качестве противотанковой САУ.
Подготовка к производству была начата в июне 1934 года и совмещалась с рабочим проектированием, чертежи что называется выдавали «с колес».
Корпус машины представлял собой коробчатую клепаную конструкцию собранную на заклепках из 6-8-мм листов катанной броневой стали, усиленную для жесткости тремя поперечными перегородками, между которыми находились складные сиденья расчета. На крыше корпуса, дополнительно укрепленной угольниками, на болтах крепилась тумба 76-мм зенитной пушки 3К.
Основные узлы - двигатель, главный фрикцион, сочленения карданного вала, коробка перемены передач, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые передачи были взяты от Т-26 без изменений.
По периметру корпуса на шарнирах закреплялись откидные броневые щиты, прикрывавшие расчет от ружейно-пулеметного огня во время движения. В боевом положении эти щиты откидывались, удерживаясь в горизонтальном положении специальными упорами, имевшими опорные точки на корпусе. Таким образом увеличивалась площадка, где действовал расчет орудия при стрельбе. В переднем и заднем откидных щитах имелись шаровые установки пулеметов ДТ. К внутренним стенкам корпуса крепились складывавшиеся сиденья расчета. Расчет боевой машины состоял из 6 человек. 76,2-мм зенитная пушка 3К образца 1931 года с длиной ствола 56 калибров, установленная на тумбе в средней части корпуса имела горизонтальный угол обстрела 360°, вертикальный — от -5° до +82°. Высота линии огня составляла 2445 мм. Боекомплект состоял из 48 выстрелов.
В связи с увеличением длины корпуса ходовая часть была удлинена за счет установки в средней части корпуса с каждой стороны дополнительно установлено по одному опорному катку, подрессоренному спиральной пружиной. Для выключения подрессоривания при стрельбе использовалось специальное гидравлическое устройство.
СУ-6 в походном положении, щитки подняты.

СУ-6 в боевом положении, щитки опущены.
Прикреплённые файлы:
3.jpg (скачать) [723x819, 104 кБ]
 
4.jpg (скачать) [700x592, 131 кБ]
 
 
 33.0.1750.15433.0.1750.154
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
К осени 1935 года постройка опытной машины была завершена и ее передали на заводские испытания.. В ходе заводских испытаний СУ-6, прошедших с 12 сентября по 11 октября 1935 г., машина прошла 180 км и сделала 50 выстрелов. В выводах комиссии отмечалось следующее: «На основании проведенных испытаний можно считать, что образец вполне подготовлен к полигонным испытаниям. Дефектов и разрушений не обнаружено, кроме разрушения одного опорного катка». При массе 11000 кг самоходка показала максимальную скорость 28 км\ч и имела запас хода порядка 130 км.
Спустя несколько дней, 13 октября 1935 года, СУ-6 поступила с завода № 185 на НИАП, где почти год проходили ее полигонные испытания. Столь долгий испытательный период объяснялся тем, что в отличии от заводских полигонные испытания шли совсем не гладко. САУ часто и надолго попадала в ремонт. Кроме того определенные задержки были связаны с тем, что кроме 76,2 мм орудия на САУ проводились эксперименты по установке 37мм зенитного орудия. Речь очевидно идет о пушке создаваемой в КБ Б.Г. Шпитального в соответствием с постановлением СТО от 1935 года. В 1936 году была изготовлена опытная серия из 20 орудий, именно из этой партии и было орудие которое монтировалось на опытной Су-6. Результаты испытаний показали ряд недостатков системы, в связи с чем на вооружение она не была принята.
СУ-6 на полигоне
Прикреплённые файлы:
5.jpg (скачать) [650x708, 229 кБ]
 
6.jpg (скачать) [600x376, 92 кБ]
 
 
 33.0.1750.15433.0.1750.154
+
+1
-
edit
 

Грач

аксакал
★★
Еще летом 1936 года С.А. Гинзбург предложил два проекта 37-мм зенитных автоматов на шасси СУ-5 и СУ-6 (в некоторых источниках они именуются соответственно СУ-5-4 и СУ-6-Г). Именно вариант 37 мм ЗСУ и пытались отработать на испытаниях СУ-6 с орудием 3К. Надо сказать что И.А. Халепский, ни Н.В. Кириллов-Губецкий, поднимавшие вопрос о продолжении работ по варианту СУ-6Г осенью 1935 года, не получили понимания об их нужности у замнаркома по вооружению М.Н. Тухачевского.
Ходовые испытания продолжались с 25 июня по 14 сентября 1936 года с промежутками для ремонта двигателя и ходовой части, сильно перегруженных из-за возросшей массы боевой машины. За время испытания машина прошла 750 км.
В ходе испытаний бвло отмечена недостаточная подвижность САУ и сниженная, по сравнению с Т-26, проходимость. Кроме того после марша в 15-25 км со скоростью 25 км/ч требовалась остановка, так как температура масла приближалась к 105 °С. Была отмечена недостаточная надежность катков ходовой части и рессор подвески, которые не выдерживали нагрузок от потяжелевшей машины.
Огневые испытания, в процессе которых было сделано 416 выстрелов, тоже не были идеальны. При стрельбе с ходу в движении по лугу со скоростью 7-10 км\ч было выполнено 8 выстрелов с дистанции 400-500 метров по щиту и при этом ни один снаряд в цель не попал. Кучность стрельбы на начальном этапе признали удовлетворительной, но под конец оценка сменилась на неудовлетворительную , причем как с включенным, так и с выключенным подрессориванием.
Система также обладала низкой устойчивостью на грунте. При выстреле СУ-6 подпрыгивала на высоту до 170 мм при стрельбе с углом возвышения 0° откатывалась назад на 210 мм. При каждом выстреле отмечалась сбиваемость наводки до 15' при угле возвышения +85°. Кроме того расчет СУ-6 в походном положении полностью на САУ не помещался и установщики дистанционных трубок должны были ехать на машине сопровождения. Все эти факторы привели к тому, что СУ-6 признали непригодной для сопровождения мотомеханизированных колонн.
СУ-6 разрез

Тем не менее, в марте 1936 года на заводе №185 успели заложить установочную партию из 14 машин. Понимая что реанимировать вариант ЗСУ с орудием 76,2 мм вспомнили о варианте СУ-6Г с орудием 37мм, к тому же как раз весной 1936 года было принято решение об освоении на заводе № 8 37-мм автомата конструкции Б.С. Шпитального. Как следствие 13 марта 1936 года вышло постановление правительства № 0К-58сс, согласно которому четыре уже заложенные СУ-6 должны были быть достроены с 76-мм зенитной пушкой обр. 1931 года, которые предназначались для использования в качестве учебных, а оставшиеся десять установок должны были получить 37-мм зенитный автомат. Речь идет о системе получившей индекс 100-К. Пушка была создана группой конструкторов под руководством Е. В. Чарко, И. А. Комарицкого и Л. В. Люльева. Автоматика орудия работала по схеме с отводом газов из канала ствола, орудие имело барабанный магазин и мощный дульный тормоз, благодаря которому удалось отказаться от тормоза отката. В 1938 году орудие прошло полигонные испытания и было признано удовлетворяющим предъявленным требованиям, но требующим доработки, которая так и не была проведена.
Предполагалось что 10 зенитных орудий с завода №8 будут поставлены на завод №185 к 1 октября. Но завод № 8 до конца года так и не не поставил ни одного орудия. Кроме того, в этот период был арестован П.Н. Сячинтов, и все работы по СУ-6, равно как и по иным зенитным САУ на танковых шасси, были прекращены в январе 1937 года.
К этому времени четыре шасси СУ-6 были полностью собраны, а остальные находились в разных стадиях готовности в цеху завода № 185. Шасси простояли в заводе до 1938 года, когда на имя начальника 2-го отдела АУ РККА поступило донесение “по вопросу хранения и использования СУ-6”, где, в частности, говорилось следующее:
“Прошу вашего распоряжения вонепреду Ленинградского завода подъёмных сооружений о передаче на длительное хранение в склад АУ задела (неоконченной продукции) по всем машинам СУ-6, изготовленного Ленинградским заводом подъёмных сооружений им.т.Кирова, согласно с договором с АУ РККА от 28.8.1936 г. по чертежам завода на длительное хранение. Иначе придется платить заводу за длительное хранение упомянутого.
опрос дальнейшего использования четырех переданных готовых машин СУ-6, предназначенных под 76-мм зенитную пушку обр.1931 г., выясняется, о чем будет Вам сообщено дополнительно.
Председатель Арткома АУ РККА
Комдив Грендаль”.
Вполне очевидно что РККА не имело планов использования этих шасси и отправило готовые машины на склады, где они и закончили свою жизнь, а к началу войны у РККА основу мобильных средств ПВО составляли счетверенные пулеметные установки М4 на базе шасси автомобилей ГАЗ.
СУ-6 проекции

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
Боевая масса 11000 кг
Экипаж, чел. 5-6
Вооружение. 76-мм зенитная пушка 3К и два 7,62-мм пулемета ДТ
Длина мм. 5700
Ширина мм. 2700
Высота мм. 2746
Клиренс мм. 380
Бронирование мм. 6-8
Двигатель Т-26, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 90 л.с. при 2100 об\мин., ёмкость бака 192 литра
Скорость 30 км\ч по шоссе, 16 км\ч среднетехническая
 33.0.1750.15433.0.1750.154

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru