Альтернативная История
Даже часы истории имеют своих часовщиков. (Богуслав Войнар)
Еще одна статья из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
В 1940 году профессор монреальского университета Edmund Godfrey Burr предложил National Research Council (NRC) (правительственное агентство Канады, осуществляющее сопровождение научных разработок) свою замечательную идею - Diffused lighting camouflage (D/L camouflage). На "камуфляж рассеянного освещения" профессора натолкнули различные морские твари использующие для маскировки эффект "контросвещения" (рыбы Leognathus Equulus, некоторые виды кальмаров).
// Дальше — alternathistory.org.ua
Альтернативная История
Даже часы истории имеют своих часовщиков. (Богуслав Войнар)
Еще одна статья из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
Часть I
Программа Yehudi lights (YL) началась в США в 1943 году, это был американский, творчески переработанный, вариант канадского изобретения Diffused lighting camouflage. Насчет выбора наименования программы есть две взаимонеисключающие друг друга версии: первая - чтобы никто не догадался, вторая - в честь мема вышедшего из популярного комического радиошоу. Иегуди в меме фигурировал как некая фигура отсутствующая по загадочным причинам.
// Дальше — alternathistory.org.ua
Программа Yehudi lights (YL) началась в США в 1943 году, это был американский, творчески переработанный, вариант канадского изобретения Diffused lighting camouflage. Насчет выбора…
// p-d-m.livejournal.com
В 1940 году профессор монреальского университета Edmund Godfrey Burr предложил National Research Council (NRC) (правительственное агентство Канады, осуществляющее сопровождение научных разработок) свою замечательную идею - Diffused lighting camouflage (D/L camouflage). На "камуфляж рассеянного освещения" профессора натолкнули различные морские твари использующие для маскировки эффект "контросвещения" (рыбы Leognathus Equulus, некоторые виды кальмаров). Эффект заключается в том, что обладающие биолюминесценцией виды излучают свет, равный по освещенности фону - дну или водной поверхности, затрудняя таким образом свое обнаружение.
Как то в начале декабря 40го наблюдая самолеты лунной ночью в бинокль Барр получил подтверждение своей идеи. Идущий на посадку аэроплан внезапно исчез из поля зрения профессора который нашел объяснение пропажи в том, что отражение лунного света от свежевыпавшего снега осветило нижние плоскости самолета, его контраст на фоне неба сильно уменьшился, и самолет стал невидимым для Барра.
В NRC оценили замысел и передали его Royal Canadian Navy, порекомендовав испробовать "камуфляж" на кораблях. Логика в этом была следующей: немецкие подводные лодки, терроризирующие британские коммуникации, низко сидят в воде и находят вражеские корабли на фоне неба. Определив освещенность неба британские надводные суда могли схоже подсветить свой силуэт и слиться с фоном, затруднив свое обнаружение подводным врагом.
Программа Yehudi lights (YL) началась в США в 1943 году, это был американский, творчески переработанный, вариант канадского изобретения Diffused lighting camouflage. Насчет выбора наименования программы есть две взаимонеисключающие друг друга версии: первая - чтобы никто не догадался, вторая - в честь мема вышедшего из популярного комического радиошоу. Иегуди в меме фигурировал как некая фигура отсутствующая по загадочным причинам.
В отличие от британцев в США решили использовать для авиакамуфляжа не отраженный свет т.е. не подсвечивать плоскости самолета источниками света, а прямой - светить "в лицо врагу" прожекторами, расположенными равномерно по элементам конструкции, образующим переднюю проекцию самолета. Таким образом контрастность силуэта самолета снижалась, самолет становился невидимым. До определенного предела конечно. Возможно "Иегудилов свет" был менее универсальным решением чем первоначальный канадско-британский замысел - ведь самолет маскировался только для наблюдателя находящегося по фронту, а лампы прямого света с приближением к цели делали силуэт неравномерно освещенным. Но, как показала практика зато он был несложно реализуем и показывал неплохие результаты.
Программу YL запустили из Секции камуфляжа NDRC (National Defense Research Committee - государственный орган координирующий научно-военные разработки) сделав заказ директору Технической службы Army Air Force. Требовалось разработать такой камуфляж, который позволял экипажу субмарины обнаруживать атакующий самолет ПЛО только лишь за 30 секунд до атаки. Обнаруживать причем визуально, без использования оптики, ибо считалось что вероятность увидеть самолет через бинокль невелика - на немецких субмаринах (находящихся естественно в надводном положении) за воздушным пространством наблюдали трое человек, каждому давался сектор в 120градусов и бинокль. Угол обзора бинокля мал и, отсюда, вероятность обнаружения самолета тоже мала.
Американцы довольно основательно подошли к решению задачи: была разработана методика по оценке видимости самолетов в различных условиях, построены испытательные стенды, определено оптимальное расположение световых источников, их мощность, спектр излучения и т.д. По результатам исследований системой YL оснастили B-24 Liberator и TBF Avenger. Оба самолета модифицировали на базе авиации ВМС в Quonset Point, Род-Айленд в 1943 году.
Первым видимо стал B-24, работы над ним проходили как Project AC-45.
Крыло "Либерейтора" украшалось 15ю лампами каждое плюс 10 ламп освещали фюзеляж, итого 40. По теоретическим расчетом для того чтобы силуэт B-24 в ясную погоду слился с небом требовалось затратить довольно скромные 500Вт электроэнергии. Мощность ламп не была постоянной, она регулировалась автоматически с помощью фотоэлемента, определявшего фоновую освещенность. При этом возникала проблема - лампы накаливания при неполной мощности меняют цвет на более красный. С этим научились бороться еще канадцы установкой сине-зеленых фильтров на прожекторы, американцы применили то же решение.
1. Схема размещения источников света на B-24.
Работы над YL закончились в 1945 году, посчитали что развитие радиолокации сводит все усилия по оптической маскировки на нет. Итоги программы не совсем ясны. Камуфляж видимо работал, но насколько хорошо, т.е. как изменялась видимость самолета в зависимости от погодных условий, времени суток и т.д. - неясно. Фраза о том что неподсвеченный TBF был виден с расстояния в 12 миль (видимо миль обычных, т.е. с 19,3 км), а с включенными огнями - с 3000 ярдов (2,7 км) из отчета [1] звучит замечательно, но совсем не подробно. Другой конкретики из официальных источников по итогам программы к сожалению нет. Косвенно о ее эффективности может служить то, что официальные документы по ней были рассекречены только лишь в 80х, а также последующие случаи использования принципов, примененных в ней.
Во время Вьетнамской войны был запущен проект повторявший Yehudi lights - девятью источниками света подсвечивался F-4 дополнительно окрашенный по специальной бело-голубой схеме. Причиной возврата к старой идее послужила обеспокоенность большими габаритами "Фантома" по сравнению с вьетнамскими МиГ-21. Якобы удалось снизить заметность самолета на 30%. По итогам испытаний F-4 была создана цветовая схема Compass Ghost.
1. Visibility Studies and Some Applications in the field of Camouflage, 1946
2. Popular Science - May 1997
3. Early Stealth Aircraft
TBM Yehudi Lights
Напоминает и рассказы об испытаниях советского "самолёта-невидимки" в 30-е.