продолжим плаванье
Выйдя 19 марта 1891 года из Сайгона крейсер «Память Азова» и возглавляемый им отряд прибыли в Гонконг 23 марта. На пути имели слабый попутный ветер и жаркую ясную погоду. Лишь на подходе к Гонконгу ощутили наконец переход от изнуряющей всех тропической жары к умеренному климату. Скорость держали порядка 12 узлов. При этом в очередной раз отметили безотказную работу машин.
Гонконг в то время был не столько торгово\финансовым центром, сколько главной базой английского флота на Тихом океане. Дабы показать кто хозяин в этих местах англичане согнали в базу все что могли. Прием был оглушительным – грохотали салюты, команды посланные по реям дополняли буйное расцвечивание флагами.
На крейсер «Память Азова» потянулись многочисленные гости. Визиты продолжались до вечера, после чего цесаревич со свитою сошел с «Память Азова» на берег, а крейсера стали на два якоря «фертоинг», чтобы при обилии судов на рейде свободно вращаться на месте при меняющихся приливных течениях.
На следующий день Наследник поднялся на борт зафрахтованного «добровольца» и отправился в Кантон, где он провел несколько дней для ознакомления с жизнью и характером Китая в самом его центре. Экипаж крейсера занялся наполнением бункеров углем, офицеры сошли на берег — Гонконг был известен тем, что здесь по дешевой цене можно приобретать манильские сигары, китайские и японские шелка, изделия из слоновой кости и черного дерева, фарфоровые и бронзовые вазы, сервизы, японский лак и прочее.
После возвращения наследника из Кантона отряд 29 марта продолжил плавание до Шанхая, на подходе к которому наследник пересел на пароход “Владивосток” для продолжения путешествия по Китаю. Две канонерские лодки провожали пароход в Ханкоу, а “Память Азова” с двумя другими крейсерами, которые вследствие большой осадки не могли следовать за наследником, направились в Нагасаки.