Из книги ВСЗ
Суда проекта 1590П хорошо зарекомендовали себя и на их базе строились единичные суда специального назначения.
Проект 1948 «Имандра». Применение атомной техники в отечественном судостроении вызвало необходимость выполнения специфических, ответственных и сложных операций по обслуживанию атомных установок,особенно, при перезарядке реакторов. В связи с этим, появился новый тип вспомогательных судов — плавучие технические базы (ПТБ) для перезарядки реакторов и технического обслуживания атомных судовых установок. После вступления в строй атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь» возникла необходимость создания новой, более совершенной техники, отвечающей возросшим требованиям безопасности. В соответствии с совместным решением министерств судостроительной промышленности и Морского флота № СП-21/360 от 28 июля 1975 года, ЦКБ «Айсберг» разработало технический проект новой ПТБ обслуживания ледоколов — проект 1948, утвержденный совместным решением министерств судостроительной промышленности и Морского флота от 27 декабря 1976 года № С-1 3/03237. 1 1 января 1977 года вышел приказ министра судостроительной промышленности № 030 об утверждении технического проекта и начале строительства судна.
Материалами технического проекта предусматривалось создание ПТБ в корпусе пакетовоза проекта 1590П, серийная постройка которого осуществлялась Выборгским судостроительным заводом. В связи с этим постройка ПТБ осуществлять в два этапа:
первый — строительство одного из серийных судов проекта 1590П в Выборге с учетом изменений по проекту 1948;
второй — перевод судна на Балтийский завод, достройка и оборудование его по проекту 1948 и сдача Министерству Морского флота.
Для уменьшения объема переделок на Балтийском заводе, в существующий корпус проекта 1590П вносились большие изменения, выполнявшиеся в Выборге непосредственно при постройке. Завод строил корпус без надстройки, но с корпусными конструкциями по палубу бака и юта включительно. Устанавливался главный двигатель, механизмы, его обслуживающие; дизель-генераторы не устанавливались в связи с заменой электростанции. Монтировался валопровод с гребным винтом, рулевое и якорное устройство. Трубопроводы прокладывались только во втором дне, никаких изолировочных и электромонтажных работ не производилось. Однако во втором строительном районе корпус подвергся значительным изменениям. ЦКБ «Айсберг» в 1977 году поставило Выборгскому заводу 461 чертеж новых и измененных конструкций. В районе грузовых трюмов проекта 1590П изменялась конструкция и расположение палуб и переборок, полубак перепланировался. Вводилось много новых помещений: так, вместо четырех трюмов пакетовоза появилось восемь основных помещений, где располагались вспомогательные и специальные системы, отсек дезактивации, хранилища отработанных и новых топливных каналов, новое котельное отделение, помещения для сорбентов и другие помещения. В новых корпусных конструкциях нашли применение специальные стали большой толщины.
Обработка металла началась в январе 1978 года, 8 сентября корпус спустили на воду и 1 9 сентября подписали приемный акт. Масса корпуса в поставке составила 2540 т, после балластировки судна его водоизмещение составило 2940 т.
В октябре 1978 года корпус отбуксировали на Балтийский завод. В течении 1978— 1980 годов Балтийский завод закончил достройку судна и монтаж специального технологического оборудования, приемный акт был подписан 30 декабря 1980 года.
Несмотря на то, что зав. № 101 проекта 1948 «Имандра» строился Выборгским заводом только как корпус, специалисты предприятия получили большой опыт, который пригодился затем при строительстве специальных танкеров проекта 1 151. На заводе освоили технологию сварки спецсталей большой толщины, получили представление об изготовлении биологической защиты из толстолистовых сталей (до 150 мм), о требованиях к монтажу защиты, трубопроводов и оборудования.
При полном водоизмещении в 10 700 т масса судна порожнем для проекта 1590П составляла 3929 т, а готовое судно «Имандра» при полном водоизмещении 10 000 т имело массу порожнем около 7800 т, то есть значительное количество конструкций, устанавливаемых на плаву, увеличивало срок его достройки и трудоемкость, что и подтвердилось позднее при строительстве в Выборге судна проекта 1151.
С сайта БЗ
Плавтехбаза «Имандра» проекта 1948 была спроектирована в ЦКБ «Айсберг» и построена на Балтийском заводе.
Наибольшая длина судна составила 130,5 м, ширина – 17,3 м, высота борта – 8,5 м, полное водоизмещение – 10000 т.
Швартовые испытания «Имандры» проходили в два этапа: первоначально – у достроечной набережной завода, затем – по месту приписки на базе обслуживания атомных ледоколов, где хранилось необходимое для испытаний специальное перегрузочное оборудование.
На всех стадиях испытаний и, особенно, при первой перезарядке были подтверждены основные характеристики ПТБ, радиационная и ядерная безопасность при эксплуатации и хранении ядерного топлива.
«Имандра» соответствовала требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря и других нормативных документов.
Что касается внутреннего устройства судна – экипаж размещается в одно-, двух- и, частично, четырехместных каютах, а комсостав – в блок-каютах. Были оборудованы салоны для отдыха, столовая с киноустановкой, сауна. Система кондиционирования воздуха обеспечивала необходимый микроклимат в помещениях, что особенно важно при эксплуатации ПТБ в северных широтах. На время перезарядки в четырехместных каютах судна размещали персонал (39 человек) с береговой базы.
Плавтехбаза «Имандра» позволила снизить простои атомных ледоколов, обеспечила бесперебойную эксплуатацию и тем самым помогла продлить строки навигации по Северному морскому пути.
Значительным фактом является участие ПТБ в выгрузке ядерного топлива из атомной подводной лодки «Курск». Чтобы завести плавтехбазу в эллинг, где уже находился реакторный отсек АПЛ «Курск», пришлось спилить ее самые высокие мачты и леса в эллинге. Неделя ушла на обустройство технологических площадок и временной системы энергоснабжения. После этого на реакторах были подорваны крышки, и началась выемка тепловыделяющих сборок. Они были перегружены на "Имандру" и транспортированы в береговое временное хранилище. Выгрузка топлива из реактора аварийной подводной лодки производилась не на плаву, а в эллинге впервые в мировой практике. В последний день февраля «Имандра» была выведена из эллинга. Мачты были восстановлены, и судно ушло на свое привычное место стоянки — базу «Атомфлота», для перезарядки атомного ледокола.