[image]

Плавтехбаза проекта 1948 Имандра

Теги:флот
 
+
+2
-
edit
 

sam7

администратор
★★★★★
Из книги ВСЗ

Суда проекта 1590П хорошо зарекомендовали себя и на их базе строились единичные суда специального назначения.

Проект 1948 «Имандра». Применение атомной техники в отечественном судостроении вызвало необходимость выполнения специфических, ответственных и сложных операций по обслуживанию атомных установок,особенно, при перезарядке реакторов. В связи с этим, появился новый тип вспомогательных судов — плавучие технические базы (ПТБ) для перезарядки реакторов и технического обслуживания атомных судовых установок. После вступления в строй атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь» возникла необходимость создания новой, более совершенной техники, отвечающей возросшим требованиям безопасности. В соответствии с совместным решением министерств судостроительной промышленности и Морского флота № СП-21/360 от 28 июля 1975 года, ЦКБ «Айсберг» разработало технический проект новой ПТБ обслуживания ледоколов — проект 1948, утвержденный совместным решением министерств судостроительной промышленности и Морского флота от 27 декабря 1976 года № С-1 3/03237. 1 1 января 1977 года вышел приказ министра судостроительной промышленности № 030 об утверждении технического проекта и начале строительства судна.

Материалами технического проекта предусматривалось создание ПТБ в корпусе пакетовоза проекта 1590П, серийная постройка которого осуществлялась Выборгским судостроительным заводом. В связи с этим постройка ПТБ осуществлять в два этапа:

первый — строительство одного из серийных судов проекта 1590П в Выборге с учетом изменений по проекту 1948;

второй — перевод судна на Балтийский завод, достройка и оборудование его по проекту 1948 и сдача Министерству Морского флота.

Для уменьшения объема переделок на Балтийском заводе, в существующий корпус проекта 1590П вносились большие изменения, выполнявшиеся в Выборге непосредственно при постройке. Завод строил корпус без надстройки, но с корпусными конструкциями по палубу бака и юта включительно. Устанавливался главный двигатель, механизмы, его обслуживающие; дизель-генераторы не устанавливались в связи с заменой электростанции. Монтировался валопровод с гребным винтом, рулевое и якорное устройство. Трубопроводы прокладывались только во втором дне, никаких изолировочных и электромонтажных работ не производилось. Однако во втором строительном районе корпус подвергся значительным изменениям. ЦКБ «Айсберг» в 1977 году поставило Выборгскому заводу 461 чертеж новых и измененных конструкций. В районе грузовых трюмов проекта 1590П изменялась конструкция и расположение палуб и переборок, полубак перепланировался. Вводилось много новых помещений: так, вместо четырех трюмов пакетовоза появилось восемь основных помещений, где располагались вспомогательные и специальные системы, отсек дезактивации, хранилища отработанных и новых топливных каналов, новое котельное отделение, помещения для сорбентов и другие помещения. В новых корпусных конструкциях нашли применение специальные стали большой толщины.

Обработка металла началась в январе 1978 года, 8 сентября корпус спустили на воду и 1 9 сентября подписали приемный акт. Масса корпуса в поставке составила 2540 т, после балластировки судна его водоизмещение составило 2940 т.
В октябре 1978 года корпус отбуксировали на Балтийский завод. В течении 1978— 1980 годов Балтийский завод закончил достройку судна и монтаж специального технологического оборудования, приемный акт был подписан 30 декабря 1980 года.

Несмотря на то, что зав. № 101 проекта 1948 «Имандра» строился Выборгским заводом только как корпус, специалисты предприятия получили большой опыт, который пригодился затем при строительстве специальных танкеров проекта 1 151. На заводе освоили технологию сварки спецсталей большой толщины, получили представление об изготовлении биологической защиты из толстолистовых сталей (до 150 мм), о требованиях к монтажу защиты, трубопроводов и оборудования.

При полном водоизмещении в 10 700 т масса судна порожнем для проекта 1590П составляла 3929 т, а готовое судно «Имандра» при полном водоизмещении 10 000 т имело массу порожнем около 7800 т, то есть значительное количество конструкций, устанавливаемых на плаву, увеличивало срок его достройки и трудоемкость, что и подтвердилось позднее при строительстве в Выборге судна проекта 1151.

С сайта БЗ

Плавтехбаза «Имандра» проекта 1948 была спроектирована в ЦКБ «Айсберг» и построена на Балтийском заводе.

Наибольшая длина судна составила 130,5 м, ширина – 17,3 м, высота борта – 8,5 м, полное водоизмещение – 10000 т.

Швартовые испытания «Имандры» проходили в два этапа: первоначально – у достроечной набережной завода, затем – по месту приписки на базе обслуживания атомных ледоколов, где хранилось необходимое для испытаний специальное перегрузочное оборудование.

На всех стадиях испытаний и, особенно, при первой перезарядке были подтверждены основные характеристики ПТБ, радиационная и ядерная безопасность при эксплуатации и хранении ядерного топлива.

«Имандра» соответствовала требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря и других нормативных документов.

Что касается внутреннего устройства судна – экипаж размещается в одно-, двух- и, частично, четырехместных каютах, а комсостав – в блок-каютах. Были оборудованы салоны для отдыха, столовая с киноустановкой, сауна. Система кондиционирования воздуха обеспечивала необходимый микроклимат в помещениях, что особенно важно при эксплуатации ПТБ в северных широтах. На время перезарядки в четырехместных каютах судна размещали персонал (39 человек) с береговой базы.

Плавтехбаза «Имандра» позволила снизить простои атомных ледоколов, обеспечила бесперебойную эксплуатацию и тем самым помогла продлить строки навигации по Северному морскому пути.

Значительным фактом является участие ПТБ в выгрузке ядерного топлива из атомной подводной лодки «Курск». Чтобы завести плавтехбазу в эллинг, где уже находился реакторный отсек АПЛ «Курск», пришлось спилить ее самые высокие мачты и леса в эллинге. Неделя ушла на обустройство технологических площадок и временной системы энергоснабжения. После этого на реакторах были подорваны крышки, и началась выемка тепловыделяющих сборок. Они были перегружены на "Имандру" и транспортированы в береговое временное хранилище. Выгрузка топлива из реактора аварийной подводной лодки производилась не на плаву, а в эллинге впервые в мировой практике. В последний день февраля «Имандра» была выведена из эллинга. Мачты были восстановлены, и судно ушло на свое привычное место стоянки — базу «Атомфлота», для перезарядки атомного ледокола.
Прикреплённые файлы:
Имандра-1.jpg (скачать) [300x214, 18,6 кБ]
 
Имандра-2.jpg (скачать) [300x232, 63 кБ]
 
 
   11.011.0
03.11.2015 19:49, x-Merlin: +1: неожиданно и интересно

sam7

администратор
★★★★★
Из книги БЗ

В связи с применением атомной энергии в отечественном судостроении потребовалось выполнить специфичные, ответственные и сложные операции по обслуживанию атомных энергетических установок, особенно при перезарядке реакторов. Появился новый тип вспомогательных судов -плавучие технические базы (ПТБ) для перезарядки реакторов и технического обслуживания атомных судовых энергетических установок.

ПТБ предназначались для транспортировки отработанного топлива, жидких и твердых радиоактивных отходов и передачи их на переработку или захоронение. Кроме того, эти суда обеспечивали выдачу на ледоколы чистых и прием радиоактивных жидких, газообразных и твердых сред непосредственно на трассе Севморпути.

Плавтехбаза «Имандра» проекта 1948 была спроектирована в ЦКБ «Айсберг» (главный конструктор - И. Л. Гербих) в корпусе серийно строившихся сухогрузных судов типа «Пионер Москвы». В ее создании участвовал Выборгский судостроительный завод, где соорудили корпус судна до определенной степени технической готовности. В октябре 1978 года эту плавтехбазу отбуксировали на Балтийский завод. Достройку судна и монтаж специального технологического оборудования специалисты предприятия завершили в 1980 году.

Основные характеристики судна: наибольшая длина - 130,5 м, ширина - 17,3 м, высота борта - 8,5 м, полное водоизмещение - около 10 000 т.

Швартовные испытания проходили в два этапа: первый - по обычной программе у достроечной набережной завода, второй - по месту приписки судна на базе обслуживания атомных ледоколов, где хранится необходимое для испытаний специальное перегрузочное оборудование. Приемный акт был подписан 30 декабря 1980 года. 19 февраля 1981 года на плавтех-базе подняли флаг, и она совершила переход в порт приписки Мурманск, показав хорошие мореходные качества.

В апреле-июне того же года на Севере прошли испытания второго этапа с участием представителей ЦКБ «Айсберг» и Балтийского завода. Плавтехбазу проверили в эксплуатационных условиях. С использованием ее оборудования провели первую перезарядку атомного реактора ледокола «Арктика» - успешно и в расчетные сроки. В этом отметили немалую заслугу слаженно работавших экипажа базы и персонала Мурманского морского пароходства, имевшего большой опыт проведения подобных операций на атомном ледоколе «Ленин».

На всех стадиях испытаний и особенно при первой перезарядке были подтверждены основные характеристики ПТБ, радиационная и ядерная безопасность при эксплуатации и хранении ядерного топлива.

Плавтехбаза соответствовала требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря и других нормативных документов.

Экипаж судна размещался в одно-, двух- и, частично, четырехместных каютах, а комсостав - в блок-каютах. Были оборудованы салоны для отдыха, столовая с киноустановкой, сауна. Система кондиционирования воздуха обеспечивала необходимый микроклимат в помещениях, что особенно важно при эксплуатации ПТБ в северных широтах. На время перезарядки в четырехместных каютах судна размещали персонал (39 человек) с береговой базы.

В качестве главного двигателя, который обеспечивал скорость хода более 15 узлов, на судне был использован дизель мощностью 4,5 МВт, источники электроэнергии - три дизель-генератора по 500 кВт. Два котла производительностью по 12 т/ч обеспечивали паром базу, обслуживаемые ледоколы и две опреснительные установки производительностью по 60 т/ч. Пресная вода шла не только на общесудовые нужды, ее применяли и как дистиллят в технологическом цикле перезарядки реакторов. Для получения воды высокой чистоты на ПТБ установили ионообменные фильтры, очищающие дистиллят от солей до норм, которым должна отвечать вода 1-го контура атомного реактора. Главный двигатель и котлы работали на едином тяжелом топливе.

Плавтехбаза «Имандра» позволила снизить простои атомных ледоколов, обеспечила бесперебойную эксплуатацию и тем самым помогла продлить сроки навигации по Северному морскому пути.
   11.011.0
03.11.2015 19:50, duke58: +1: За очень подробный ответ на мой вопрос

duke58

опытный

sam7> Из книги БЗ
А на Балтийском заводе не могли присвоить собственный строительный номер? Как это иногда бывало.
   41.041.0

sam7

администратор
★★★★★
duke58> А на Балтийском заводе не могли присвоить собственный строительный номер? Как это иногда бывало.

Не могли, а обязаны были :)

Но, к сожалению, не знаю его.
   11.011.0

duke58

опытный

sam7> Но, к сожалению, не знаю.
И за это огромное спасибо!!!
   41.041.0

sam7

администратор
★★★★★
Модель
Прикреплённые файлы:
 
   11.011.0

sam7

администратор
★★★★★
Имандра
Прикреплённые файлы:
308747.jpg (скачать) [1504x1000, 497 кБ]
 
1183763.jpg (скачать) [1408x774, 219 кБ]
 
2077964.jpg (скачать) [2264x1481, 1,49 МБ]
 
 
   11.011.0

sam7

администратор
★★★★★
sam7> Имандра
Прикреплённые файлы:
2237965.jpg (скачать) [1139x778, 342 кБ]
 
2240662.jpg (скачать) [1152x864, 483 кБ]
 
2242536.jpg (скачать) [1056x860, 470 кБ]
 
 
   11.011.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

sam7

администратор
★★★★★
sam7>> Имандра
Прикреплённые файлы:
Имандра1.jpg (скачать) [2226x1560, 860 кБ]
 
Имандра2.jpg (скачать) [4250x2635, 2,6 МБ]
 
 
   117.0117.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru