В.1.>Я где-то лет эдак 7-8 назад тоже думал, что причина обзывания корабля ТАВКРом - именно из-за режима проливов. Кое с кем пообщавшись и почитав кое-какие докумЭнты, выяснилось, что напрямую нигде запрета на прохождение проливов нет. Так что хоть ТАВКРом назови, хоть стратегической авиаматкой - суть дела от этого не поменяется.
Конвенция Монтрё о статусе проливов
"При условии предварительного уведомления властей Турции
черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей
нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу."
Так что можем водить любые корабли без ограничений.
Что касается
ТАВКР, так на этих кораблях основным вооружением были отнюдь не самолёты, поэтому корабли были названы крейсерами, а не авианосцами.
Конвенция Монтрё 1936 года — конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня — 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При этом Турция обязалась соблюдать принципы международного морского права.
Конференция о режиме Черноморских проливов проходила 22 июня — 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария) с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии.
// Дальше — ru.wikipedia.org