Memelender> Дальнейшая судьба неизвестна...
это почему же неизвестна?
Грузовой пароход
Северного государственного морского пароходства
«ОРЕАНДА»
«GOTLAND» – стальной одновинтовой сухогрузный пароход построен в в апреле 1913 года на верфи «Antwerp Engineering Co., Ltd» в Хобокене (Бельгия) для германской компании «L. Possehl & Co», Lübeck (строительный № 64). Судно вместимостью 994,31 брт, дедвейтом 1475 т имело длину 64,2 м, ширину 10,14 м и осадку 4,13 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 650 л.с. обеспечивала скорость хода в 8,3 узла.
В 1919 году судно без смены названия перешло в собственность другой германской компании «Nordisches Erzkontor G.m.b.H», Lübeck, а в 1927 году компании «Speditionskontor "Teutonia" G.m.b.H», Lübeck. С 1929 года владельцем парохода стала германская компания «Reederei Carl Wiese & Co. G.m.b.H», которая передала «GOTLAND» в управление компании «A. H. Schwedersky Nachf», Lübeck. Порт приписки Мемель.
В 1933 году пароход с тем же названием вошел в состав торгового флота Литвы. Портом приписки судна стала Клайпеда. В 1939 году «GOTLAND» с той же судоходной компанией снова принадлежал Германии. Портом приписки снова стал Мемель. После капитуляции фашистской Германии «GOTLAND» в 1946 году был передан в счет военных репараций Советскому Союзу.
На основании приказа Министра Морского Флота от 16 февраля 1946 года о передаче репарационных судов транспортного флота на баланс Северного Государственного Морского Пароходства (СГМП) пароход «GOTLAND», получивший название «ОРЕАНДА», приказом СГМП от 17 июня 1946 года за № 17 с 1 января 1946 года был принят на баланс Пароходства. В списках пароходства судно числилось с 5 мая 1946 года после прихода в порт приписки Архангельск. В первый рейс пароход отправили 15 мая 1946 года.
Приказом СГМП от 10 июля 1946 года за № 223 пароход «ОРЕАНДА» был выведен из эксплуатации со 2 июля текущего года на котлоочистку и смену стоячего такелажа.
На сновании Акта Инспекции Морского Регистра СССР о техническом состоянии судна, свидетельства на годность к плаванию, приказом СГМП от 7 августа 1946 года за № 277 как паровую несамоходную шаланду «ОРЕАНДУ» со 2 августа ввели в эксплуатацию. Предполагалось использовать ее как портовую плавмастерскую. Однако в следующем приказе СГМП от 7 августа 1946 года за № 278 предлагалось: «В целях упорядочения учета состава флота СГМП, для выявления технического состояния и целесообразности восстановления, бездействующих и изношенных судов, приказываю создать комиссию, которой выявить состав бездействующих судов пароходства и провести тщательный осмотр их, а также дать свое заключение по сильно изношенным, находящимся в эксплуатации пароходам «М. ГРОМОВ» и «ОРЕАНДА» и установить целесообразность их восстановления. По окончании осмотра составить подробные акты о техническом состоянии данных судов по форме, присланной Министерством и сделать свои выводы о дальнейшем их использовании для служебно-вспомогательных целей, или списании с баланса. Акты Комиссии представить мне на утверждение к 20 августа сего года». Учитывая большой дефицит плавсредств, комиссия предложила отремонтировать «ОРЕАНДУ».
В 1947 году пароход работал с 19 июня по 1 декабря, перевезя 9988 т груза и пройдя 3183 миль. Он совершил 10 рейсов, проводил буксировку барж, перевез 153 пассажира на несрочной Мезенской линии, работал на местных перевозках в Архангельском порту. По окончании навигации стал на текущий ремонт до 15 мая 1948 года.
В 1948 году работал с 26 мая по 21 декабря, перевезя 21129 т груза и пройдя 11637 миль, Пароход совершил 22 рейса, из них два рейса на несрочной Онежской линии, пять рейсов на несрочной линии Архангельск – Молотовск – Архангельск, три рейса на несрочной Мурманской линии, четыре рейса на местных перевозках в Архангельском порту и восемь рейсов на смешанных направлениях. Так же интенсивно пароход работал и в 1949 году.
По состоянию на 13 мая 1949 года чистая грузоподъемность «ОРЕАНДЫ» составляла 1180 т, мощность построечная 650 л.с., мощность эксплуатационная 500 л.с., скорость в грузу 7,5 узла, скорость в балласте 7,9 узлов.
В 1950 году пароход работал также интенсивно, совершив десять рейсов. Приказом СГМП за № 615 от 26 октября 1950 года ввиду запрещения Инспекцией Регистра дальнейшей эксплуатации судна ввиду плохого состояния его корпуса, пароход «ОРЕАНДА» был с 22 октября 1950 года выведен на отстой.
Во исполнение приказа ММФ от 10 августа 1953 года за № 316, приказом СГМП за № 22 от 7 января 1954 года находящийся на отстое пароход «ОРЕАНДА» был списан с баланса. Рулевая машина и парогенератор мощностью 3 кВт напряжением 100 вольт, демонтированные с «ОРЕАНДЫ», передавались Архангельскому порту для восстановления буксиров «МУРМАН» и «РАБОЧИЙ». Приказом СГМП за № 690 от 19 октября 1953 года директору Лайского дока предписывалось немедленно приступить к разборке корпуса бывшего парохода «GOTLAND».
Ю.Н.Трифонов