Как отмечают многие исследования, одним из основных источников распространения легкого и стрелкового оружия (ЛСО) в момент развала Советского Союза и сразу после этого была бывшая Советская армия.
Изначально политика Москвы была направлена на сохранение как можно большего количества ЛСО под своим контролем, но значительное количество оружия было похищено из советских/российских воинских частей и складов.В 1992 году большое количество оружия было передано легально в соответствии с соглашениями между Москвой и новыми независимыми государствами о разделе советского военного имущества. По разным оценкам, всего странам Закавказья досталось более 260 000 единиц ЛСО.
Сейчас у российского руководства нет определенной политики в отношении распространения ЛСО в Закавказье. Россия сохраняет военные базы в Армении и Грузии в соответствии с двусторонними соглашениями с этими государствами, подписанными в 1995 году.На саммите ОБСЕ 1999 года в Стамбуле было достигнуто соглашение о том, что Россия закроет свои четыре базы в Грузии, но, несмотря на это, ее базы в Батуми и Ахалкалаки все еще функционируют.
Россия переместила большую часть своего военного потенциала в Армению, где возможность утечек ЛСО значительно уменьшилась. Она сознательно уменьшает свою вовлеченность в конфликты в данном регионе и не продает оружие государствам Закавказья.
Вступление:
Рассматривая роль и действия России в отношении распространения ЛСО в Закавказье, необходимо рассмотреть, в какой степени российская сторона послужила источником попадания ЛСО в данный регион,принимались ли Москвой какие-либо меры по ограничению бесконтрольных передач вооружений, а также какие российские ведомства были задействованы в этих процессах.Естественно, что имевшие место передачи ЛСО происходили в рамках общих передач обычных вооружений закавказским государствам (1).
Общая политика России в отношении Закавказья может быть разделена на два этапа:
1. с момента распада СССР и до начала второй половины 1990-х годов;
2. с конца 90-х годов и до настоящего времени.
Во время первого периода Москва пыталась сохранить свое военное и политическое влияние на постсоветском пространстве при достаточной децентрализации и ослаблении внутренней системы государственного управления. Но с конца 1990-х годов наблюдается определенная прагматизация российской внешней политики как в отношении СНГ в целом, так и в Закавказье в частности.Приоритетом становится обеспечение национальной безопасности путем противодействия угрозам распространения религиозного экстремизма и терроризма, которые могут дестабилизировать ситуацию в самой России.
Источники Распространения:
Основным источником распространения как легального, так и нелегального легкого и стрелкового оружия в закавказских государствах являлся раздел военного имущества Закавказского военного округа (ЗакВО), который происходил в начале 1990-х годов. На момент распада СССР в конце 1991 года в состав ЗакВО входили следующие воинские части и соединения:
1. 4-я общевойсковая армия (дислоцировалась на территории Азербайджана);
2. 7-я общевойсковая армия (дислоцировалась на территории Армении);
3. 31-й армейский корпус (дислоцировался на территории Грузии) (2) .
Кроме того, в Закавказье также находились части и соединения центрального подчинения: 19-я отдельная армия ПВО, 34-я воздушная армия, части Каспийской флотилии, бригады кораблей Черноморского флота, различные базы и арсеналы (3) .
Вопрос о разделе этого военного имущества встал сразу же после распада Советского Союза. В 1990–1991 годах властями трех закавказских государств были приняты законодательные акты, которые объявляли национальной собственностью имущество и вооружение всех воинских частей СССР, дислоцированных на их территориях.Это во многом обусловило начало «стихийного» процесса захвата вооружений и военной техники советских/российских воинских частей военизированными национальными формированиями.Так, например, в 1991 году в Грузии зафиксировано около 30 случаев вооруженных нападений на советские военные части и арсеналы с целью захвата оружия, в 1992 году эта цифра возросла в 2 раза (4) .С 1992 года такие случаи приобрели массовый характер как в Грузии, так и в Азербайджане. После неудачной попытки сформировать на переходный период Объединенные вооруженные силы Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия, в свою очередь,объявила, что все воинские части и соединения бывшего СССР, находящиеся вне пределов Российской Федерации, переходят под ее юрисдикцию (5) .Одновременно в 1992 году начались переговоры о правовом механизме раздела советского военного имущества между Россией и закавказскими государствами. С этими странами были подписаны межправительственные или межведомственные документы, определяющие состав и порядок передачи воинских частей и объектов ЗакВО под национальный контроль. К ним относились:
1. Соглашение между Россией и Арменией об условиях и сроках передачи Армении вооружения и техники расформировываемых соединений и частей российских Вооруженных сил, дислоцированных в Армении, от 6 июля 1992 года;
2. Соглашение между Россией и Арменией о порядке и условиях передачи Армении части вооружения, военной техники и военного имущества России,дислоцирующихся на территории Армении, от 10 июля 1992 года;
3. Протокол о понимании относительно перечней воинских формирований и объектов от 1992 года (подписан министрами обороны России и Армении);
4. Протокол о понимании относительно перечней воинских формирований и объектов от 29 апреля 1992 года (подписан министрами обороны России и Азербайджана);
5. Протокол о передаче воинских частей и объектов Закавказского военного округа, дислоцирующихся на территории Грузии, от 30 апреля 1992 года (подписан министрами обороны России и Грузии) (6) .
Следует отметить, что также подписанные в 1992 году Соглашение о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Протокол о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и военной техники Азербайджана,Армении, Беларуси,Казахстана, Молдовы,России,Украины и Грузии в связи с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (известные как Ташкентские соглашения) не являлись механизмом раздела советского военного имущества, а лишь определяли максимальные уровни наличия обычных вооружений для стран СНГ в соответствии с ДОВСЕ.
Армения:
В Армении раздел военного имущества бывшего ЗакВО прошел наиболее цивилизованно. Из всех закавказских государств при разделе военного имущества Армения оказалась в самом невыгодном положении, так как на ее территории находилось наименьшее количество войск Закавказского военного округа. В 1992 году под контроль Еревана были переведены вооружения и военное имущество двух из трех дивизий (15-й и 164-й) 7-й армии бывшего СССР.Если говорить о боеприпасах, то их Армении отошло около 500 вагонов (7)
– в 20 раз меньше, чем Азербайджану (8) .
По имевшимся договоренностям между Россией и Арменией крайний срок передачи вооружений армянской стороне был определен до 1995 года,но реально передачи были завершены в 1996 году.В 1993–1996 годах ГРВЗ передала армянской стороне большое количество вооружений – тяжелой бронетехники, артиллерии и средств ПВО, а также значительное количество легкого и стрелкового оружия.Общая сумма этих поставок оценивалась,по мнению азербайджанской стороны, в 1 млрд долл. (9) .
Передачи ЛСО Армении в рамках поставок 1993–1996 годов,по обнародованным позже данным (10) , включали:
1. 40 переносных зенитных ракетных комплексов «Игла» и 200 зенитных ракет к ним;
2. 26 минометов;
3. 7910 автоматов;
4. 306 пулеметов;
5. 1847 пистолетов;
6. 20 станковых гранатометов;
7. 227 253 000 патронов к стрелковому оружию,в том числе к крупнокалиберным пулеметам;
8. 345 800 ручных гранат.
Данные вооружения передавались как с российских баз в Армении, так и с территории России (11) .
Азербайджан:
Больше всего войск бывшей Советской армии в Закавказье дислоцировалось на территории Азербайджана. В результате раздела советского военного имущества под контроль Баку перешли 4-я общевойсковая армия (четыре мотострелковые дивизии), три бригады ПВО, бригада специального назначения, четыре базы ВВС и часть Каспийской морской флотилии (12) .Кроме этого Азербайджану достались все склады боеприпасов (стратегический в Килязи, окружные в Агдаме и Насосном, дивизионные в Гюздеке, Гяндже, Ленкорани,Нахичевани).Общее количество боеприпасов на этих складах оценивается в 11 000 вагонов (13) .Из 160 000 единиц стрелкового оружия, находившихся в бывших советских частях и базах, размещенных на территории республики, азербайджанской стороне досталось более 100 000 единиц (60–70%) (14) .Передача Баку имущества 4-й армии и 49-го арсенала была завершена в 1992 году (15) .
Вывод остальных частей бывшей Советской армии в Россию сопровождался захватом части их вооружений азербайджанской стороной.Среди наиболее значимых можно назвать разграбление военного имущества выводимой 19-й армии ПВО.
Грузия:
Москва и Тбилиси делили вооружение и военное имущество 31-го армейского корпуса.В 1992 году под грузинский контроль были переданы вооружения и военное имущество 10-й танковой дивизии в Ахалцихе и 6-го и 8-го укрепрайонов (16) .В 1995 году Россия дополнительно передала Грузии танковый батальон (17) .В то же время часть российского военного имущества и вооружений была насильственно захвачена грузинскими властями – склады в Ахалцихе и склады 34-й воздушной армии в Тбилиси (18) .Что касается ЛСО, то в 1991–1992 годах грузинская сторона получила в процессе раздела и путем захвата более 50 000 единиц стрелкового оружия, более 300 000 гранат и десятки миллионов патронов (19) .
В целом России удалось сохранить в Грузии около половины советских вооружений на своих базах.
Вместе с тем в российских СМИ появлялась информация о том, что при разделе военного имущества в Грузии в 1992 году были случаи передачи с российских баз небольших партий легкого и стрелкового оружия в Азербайджан (400 автоматов) (20) , а также попытки передачи вооружений автономным образованиям на территории Грузии – Абхазии и Аджарии .Однако, судя по всему, количество оружия, в том числе и ЛСО, переданного Москвой Абхазии и Аджарии,было незначительным.Так,осенью 1993 года аджарским властям со складов ГРВЗ было передано около 1500 единиц ЛСО (автоматы, пулеметы, гранатометы) и более 1 млн патронов (21) .В августе 1992 года абхазской стороне из зенитно-ракетного полка ПВО в Гудауте было передано около 1000 автоматов и пулеметов (22) .В том же году с территории того же полка в Гудауте абхазскими ополченцами было похищено 9984 автомата, 267 пистолетов, более 5000 гранат
и 500 000 патронов (23) .Кроме того, какое-то количество ЛСО было захвачено абхазами у грузинских воинских частей во время грузино-абхазского конфликта 1992–1993 годов (24) .
В Нагорном Карабахе армянскими вооруженными формированиями в 1992 году была захвачена часть вооружений выводимого 366-го мотострелкового полка 23-й мотострелковой дивизии 4-й армии (25), которая отошла под контроль Азербайджана.
Результаты Раздела Советского Военного Имущества:
Всего в результате раздела и насильственных захватов вооружений и военной техники после распада Советского Союза государства Закавказья, включая автономные образования (Абхазия,Аджария,Нагорный Карабах) получили более 260 000 единиц легкого и стрелкового оружия и более 17 000 вагонов боеприпасов (26) .Исходя из количества воинских частей и вооружений, находившихся в закавказских республиках на момент раздела, а также из характера раздела вооружений (количество переданных под национальный контроль воинских частей и количество случаев насильственных захватов оружия) видно, что Азербайджан получил примерно в 1,5 раза больше единиц ЛСО, чем Грузия и Армения.Также ясно, что подавляющая часть указанного количества ЛСО была передана закавказским государствам в рамках официального раздела советского военного имущества, закрепленного в соответствующих двусторонних документах.Соответственно,можно предположить, что эти вооружения попали под государственный контроль этих стран и пошли на вооружение формирующихся национальных армий.К числу серых, или полулегальных,поставок можно отнести лишь передачи ЛСО властям Абхазии и Аджарии.Как представляется,основным источником попадания легких и стрелковых вооружений в нелегальный оборот являлись захваты вооружений в результате нападений на советские/российские воинские части, в основном на территории Грузии,Азербайджана и Нагорного Карабаха.
Однако цифры похищенного оружия составляют лишь несколько процентов от количества ЛСО,переданного под национальный контроль официальным путем.По данным ГРВЗ, с 1991 года похищенными числятся 64 гранатомета, 1736 пистолетов, 46 винтовок и карабинов, 1768 автоматов и 130 пулеметов (27) .
В целом в начале 1990-х годов позиция руководства Министерства обороны России состояла в том, чтобы вывести или сохранить под своим контролем как можно больше вооружений ЗакВО.Однако в тот период российское Министерство обороны было не в состоянии полностью контролировать процессы раздела военного имущества. В большинстве случаев процесс даже официального раздела военного имущества происходил под сильным давлением со стороны национальных властей новых государств, которым требовалось оружие для ведения боевых действий в локальных конфликтах.По той же причине были затруднены запланированный вывод российских воинских частей и вывоз вооружений и военной техники расформированных частей ЗакВО.
В некоторых случаях насильственные захваты оружия со стороны национальных властей или военизированных формирований происходили с негласной санкции отдельных должностных лиц ЗакВО, которые во время распада централизованного военного руководства не всегда согласовывали свои действия с Москвой. Во многих случаях это может объясняться разделенной лояльностью представителей руководства ЗакВО, которые в условиях распада СССР зачастую пытались найти свое место под солнцем в новых государствах.