[image]

ЭПР простейших объектов

Теги:авиация
 
1 6 7 8 9 10 16

Aaz

модератор
★★☆
paralay> Да, не в этой статье. Попутно с ней, в то же время был и другой документ, где это был сказано.
"А теперь отползай, отползай!.." ©
   47.047.0

yacc

старожил
★★★
Aaz> Ты сам-то эту статью читал - или ориентируешься на перепевы Рабиновича?
Кстати, дядь Леш, вот тебе для подумать о чем мы болтали :) :

Создавать плазму в объеме - проблематично. Но и не нужно - можно создать ее с нужной конфигурацией, скажем трубками.
И тогда варианта два:
- сама антенна - плазменная ( это более геморно )
- сеточка из плазменных трубок по обтекателю, которая его "прикрывает" - вот это более легко.

Физически оба варианта - реализуемы. А вот насколько это будет технологично/надежно/доп. эффекты в сложной системе и т.п. - вопрос.
   50.0.2661.7550.0.2661.75

paralay

опытный

Aaz> "А теперь отползай, отползай!.." ©

Все описанные выше технологические разработки осуществляются как в нашей стране, так и в передовых зарубежных странах. Продемонстрируем мировую тенденцию изменения радиолокационной заметности сверхзвуковых маневренных самолетов (рис. 6). Если в 1980-х годах самолеты типа F-15 имели ЭПР более 10 м2 то у модернизированного авиационного комплекса ЭПР составляет 1-1.5 м2, а у перспективных авиационных комплексов пятого поколения, таких как F-22, JSF, - 0.3 м2. Еще меньшее значение ЭПР у модернизированного отечественного самолета МиГ-21.
 


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИЙ
А.Н. Лагарьков, М.А. Погосян
Лагарьков Андрей Николаевич - чл.-корр. РАН, директор Института теоретической и прикладной электродинамики Объединенного института высоких температур РАН.
Погосян Михаил Асланович - чл.-корр. РАН, директор ГУП авиационно-промышленного комплекса "Сухой".
Прикреплённые файлы:
27M.JPG (скачать) [1189x734, 75 кБ]
 
 
   50.0.2661.10250.0.2661.102
Это сообщение редактировалось 21.07.2016 в 23:10

yacc

старожил
★★★
paralay> ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИЙ
paralay> А.Н. Лагарьков, М.А. Погосян
Вообще-то у Лагарькова есть более подробная статья

А во-2 - нигде в его статье нет, что ЭПР не может быть меньше 0.3 м2
   50.0.2661.7550.0.2661.75
+
+1
-
edit
 

Aaz

модератор
★★☆
paralay> ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИЙ
paralay> А.Н. Лагарьков, М.А. Погосян
1. А теперь читай то, что ты писал выше: "не в этой статье. Попутно с ней, в то же время был и другой документ, где это был сказано".
2. Где здесь сказано, что "не может в принципе иметь ЭПР менее 0.3 м2"?

Ты просто за время моего отсутствия распустился и забыл, что в таких случаях лучше, как я и рекомендовал, отползать. :)
   47.047.0

paralay

опытный

yacc> А во-2 - нигде в его статье нет, что ЭПР не может быть меньше 0.3 м2
Видимо надо искать интервью Лагарькова, ну типа этого:

ОБОЗРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АВИАКОСМИЧЕСКОГО САЛОНА МАКС’ 2003

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ
ЛАГАРЬКОВ Андрей Николаевич
Генеральный директор Объединенного института высоких температур РАН,
член-корреспондент РАН

До недавнего времени все российские работы в области обеспечения малозаметности вооружения и военной техники были строго засекречены. Не сообща-
лось даже, какие исследовательские учреждения решали эти проблемы. Занавес начал приподниматься примерно год назад, когда впервые было заявлено, что малозаметностью занимается Объединенный
институт высоких температур РАН. Информация отличалась крайней скупостью.
Сообщалось, что институт специализируется на создании материалов с новыми
свойствами, в частности ферромагнетиков и так называемых искусственных
магнетиков. Отмечалось, что разработанные технологии использованы при проектировании и изготовлении самолетов Су-27М и С-37 (Су-47).
Более подробно о работах Объединенного института высоких температур «Обозрению МАКС’2003» рассказал его гендиректор Андрей Лагарьков, ранее в открытой печати не выступавший.
– Андрей Николаевич, каковы особенности российского пути обеспечения малозаметности в сравнении с американским?
– Американцы идут двумя путями.
Первый, более ранний, воплотился в
F-117 и B-2. Малый уровень заметности
достигался за счет формы самолетов и
применения радиопоглощающих покрытий. При проектировании принцип
минимального уровня заметности был
поставлен во главу угла, и многими другими характеристиками пришлось по-
жертвовать. Например, оба упомянутых
самолета являются дозвуковыми.
Позже американцы пошли иным путем. Модернизированные с применением
современных радиопоглощающих материалов истребители F-16, F-18 и самолеты пятого поколения F-22 и JSF имеют
традиционную форму. Малый уровень заметности достигается за счет различных
ухищрений, о которых мы с руководителем «ОКБ Сухого» Михаилом Аслановичем Погосяном в скором времени расскажем. В рамках такого пути мы и американцы находимся на близком уровне.
Россия обладает технологией модернизации современных самолетов, и, более того, эта технология востребована за рубежом. По существующим самолетам
вместе с «ОКБ Сухого» мы достигли результатов, которые находятся на мировом уровне, что подтверждается проведенными испытаниями. Мы умеем оптимизировать форму самолета для снижения уровня заметности, но рассказывать о применении наших методик в самолете пятого поколения я бы пока не хотел.
– Когда можно будет рассказать о достигнутых результатах?
– Частично это можно и сейчас. Точных значений достигнутого уровня эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) вам никто не скажет ни у нас, ни
за рубежом. Но вот в свое время говорилось о том, что ЭПР модернизированного нашим институтом истребителя МиГ-21 составляет примерно
0,25 м2. Это соответствует характеристикам крылатой ракеты.
– Можно ли увидеть в экспозиции авиасалона какие-то элементы, внесенные вами в конструкцию
самолетов «ОКБ Сухого»?
– Увидеть можно, но показать их вам могут толь-
ко конструкторы. Этот вопрос следует задавать им.
– Насколько далеко можно продвинуться в снижении заметности самолетов
четвертого поколения, и чего в сравнении с ними можно добиться на пятом?
– Пример МиГ-21 показывает, что ЭПР модернизированных самолетов
можно уменьшить в 12–15 раз. Если речь идет о проектируемых самолетах,
то предпочел бы цифры не называть.
– В печати сообщалось об экзотических технологиях обеспечения малозаметности, например о плазме. Насколько это эффективно?
– Мы используем плазму для решения проблемы уменьшения ЭПР носового обтекателя. Но если речь идет обо всем объекте, то плазменные технологии
очень хороши лишь для высот полета более 25 км. На малых высотах это не-
возможно, поскольку не хватает бортовой энергетики.
– Какова доля расходов на малозаметность в стоимости самолета?
– Если с самого начала закладывать в проект жесткие, но разумные требования по заметности, то доля не будет очень большой. Другое дело, что для
этого понадобилось провести соответствующие фундаментальные исследования. Причем в последние 10–15 лет мы вели их без поддержки государства за
счет внебюджетных источников.
– Известно, что вы очень тесно сотрудничаете с «ОКБ Сухого». А как идет
взаимодействие с остальными КБ?
– В последнее время начали интенсивно работать и с остальными.
– Если сравнивать достижения различных стран в сфере малозаметности,
как будет выглядеть список лидеров? Повидимому, американцы будут первыми?
– Американцы будут первыми из-за большего объема реализации. Но если говорить об общем понимании проблемы, о
возможностях, то я не считаю, что американцы выше нас. Мы можем достичь и
достигли точно таких же, и в чем-то даже чуть-чуть лучших, результатов, чем они.
Другое дело, что у них масштаб внедрения на порядки выше. В частности, они
уже выходят на рынок с самолетами, имеющими малый уровень заметности.
В Европе соответствующие работы ведутся, но их уровень не столь высокий. Понимание проблемы имеется у французов. У них хорошее оборудование, например безэховые камеры. Их Rafale рекламируется как самолет с малым уровнем заметности.

Интервью взял Сергей Сокут
 
   50.0.2661.10250.0.2661.102
RU spam_test #22.07.2016 08:14  @intoxicated#19.07.2016 16:08
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

intoxicated> П.С Паша Мерседес сказал "Стелс это миф как СОИ"
А в чем его мифичность? Нижение ЭПР ведь имеет место быть, и игнорировать сей факт невозможно, или Т-50 тоже миф?
   33
BG intoxicated #22.07.2016 09:42  @spam_test#22.07.2016 08:14
+
+2
-
edit
 

intoxicated

Mr. «Никогда»

intoxicated>> П.С Паша Мерседес сказал "Стелс это миф как СОИ"
s.t.> А в чем его мифичность? Нижение ЭПР ведь имеет место быть, и игнорировать сей факт невозможно, или Т-50 тоже миф?
Мне хотелось найти где то в сети данное интервью, лучше в виде видеофрагмента, хотя возмжно его нигде нету. А вообще была ли такая фраза сказана Грачева? или это получилось искривление информации.
Стелс был мифом и остался. Достаточно набрать в гугл и посмотреть на результат.
Насчет "модернизированного МиГ-21 и его ЭПР в 0,25 квм" - на самом деле МиГ-21 небольшой самолет, с лобовым конусом который экранирует двигателя (основная и принципиальная проблема по снижению заметности любого самолета с воздушнореактивным двигателем - воздухозаборник) и если поверхность МиГа-21 фундаментально перестроить с цель снежения ЭПР, убрать и хорошо спрятать разные отражатели, применить РПМ в разных кромок, метализировать фонарь - то по существу такой переделанный самолет с точную конфигурацию МиГ-21 будет иметь ЭПР на уровне КР. Это и уровень ракетой Скад :) , с передних ракурсах она колебается 0,2-0,4 квм. Другое дело что такая "модернизация" лишь эксперимент в области снижения ЭПР, не особо годится такой самолет для реального применения ибо внешние подвески испортят все.
   47.047.0
RU paralay #22.07.2016 12:15  @intoxicated#22.07.2016 09:42
+
-
edit
 

paralay

опытный

s.t.>>Мне хотелось найти где то в сети данное интервью, лучше в виде видеофрагмента, хотя возмжно его нигде нету. А вообще была ли такая фраза сказана Грачева?
Насколько я помню это было сказано Грачёвым на Нижегородской ярмарке в телеинтервью
   51.0.2704.8151.0.2704.81

yacc

старожил
★★★
paralay> Видимо надо искать интервью Лагарькова, ну типа этого:
"современный истребитель , в силу своих конструктивных особенностей, не может в принципе иметь ЭПР менее 0.3 м2"
Видимо, просто подчеркнутое не надо было заявлять. :)
   51.0.2704.8451.0.2704.84

m-dva

аксакал
★★
paralay> Погосян и Лагарьков в известной статье доказали, что современный истребитель , в силу своих конструктивных особенностей, не может в принципе иметь ЭПР менее 0.3 м2
Ну раз сам Погосян... Да это они просто озвучили ЭПР Т-50.
   

paralay

опытный

ЭПР МиГ-21 сама по себе не высока, без подвесок всего 1.4 м2. Получается, что мероприятия по снижению заметности в его случае уменьшили ЭПР в 5.6 раза.

Расчётные значения для Т-50 - 0.5 м2 (круглые сопла, брюхо с туннелем), F-35 - 0.4 м2 (круглое сопло), F-22 - 0.3 м2 (плоское брюхо и сопла).
Причём это касается машины только что покрытой РПМ, самолёт в активной эксплуатации совсем другая история, хотя в любом случае он будет менее заметен, чем истребитель предыдущего поколения.

В шестом поколении окончательно задушив двигатель щелеобразными заборниками и такими же соплами без управляемого вектора тяги, можно получить 0.2 м2, как у монстрообразного F-117. А вот далее только активные решения, ИМХО конечно.
Прикреплённые файлы:
новый-2.JPG (скачать) [800x493, 85 кБ]
 
ngad-01.jpg (скачать) [400x202, 34 кБ]
 
 
   50.0.2661.10250.0.2661.102

m-dva

аксакал
★★
paralay> Расчётные значения для Т-50 - 0.5 м2 (круглые сопла, брюхо с туннелем), F-35 - 0.4 м2 (круглое сопло), F-22 - 0.3 м2 (плоское брюхо и сопла).
Так Т-50 вроде бы первый малозаметный самолет за всю историю советско-росийского самолетостроения?
Вот когда они начнут делать Легкий Фронтовой Истребитель появится статья о том, что расчетные значения ЭПР ЛФС не могут быть ниже 0.03 кв.м.
А потом, когда возьмутся за ПАК ДА тут же выйдет научный труд с полным обоснованием того что ЭПР тяжелого ударного самолета даже теоретически не может быть меньше 0.003 кв.м.
Опыт великое дело!
   

yacc

старожил
★★★
paralay> ЭПР МиГ-21 сама по себе не высока
Дорогой, можно я напрямую? :)
Ты берешь свои слова назад? :)
P.S. Твой доп флуд в ответе тут не катит... - это я тебе как радиофизик говорю :)

А насчет ЭПР - ты видел вживую Миг-21 и SR-71 чтобы сравнить? По качеству отделки поверхности и неоднородностям Миг сильно проигрывает SR. И у SR все хорошо - ВЗ как у мига - закрывают движки.
   51.0.2704.8451.0.2704.84

paralay

опытный

yacc> Ты берешь свои слова назад? :)
Вопросов нет! В данной статье этого утверждения нет, но я же откуда то его взял? Чту авторское право и точно эту фразу придумал кто-то другой.
   50.0.2661.10250.0.2661.102
Это сообщение редактировалось 23.07.2016 в 11:45

PSS

литератор
★★☆
yacc> А насчет ЭПР - ты видел вживую Миг-21 и SR-71 чтобы сравнить? По качеству отделки поверхности и неоднородностям Миг сильно проигрывает SR. И у SR все хорошо - ВЗ как у мига - закрывают движки.

Так и по габаритам SR-71 заметно больше Мига.

Ради интереса забил в гугл и нашел такие данные

В-52 – 100 кв. м.
F-4, A-10 – 25 кв. м.
В-1В – 1 кв. м.
Tornado – 8 кв. м.
МиГ-21 – 3 кв. м.
МиГ-29 – 5 кв. м.
F-16C, F-18C – 1,2 кв. м.
Gripen – 0,1 кв. м.
Eurofighter – 0,25-0,75 кв.м.
Exocet, Harpoon - 0,1 кв. м.
JSF – 0,005 кв. м. («размер мячика для гольфа»)
F-117, B-2, F-22 – от 0,01 до 0 ,001 кв. м

01.02.10 ПАК ФА. Анализ ЭПР российского истребителя пятого поколения - Военный паритет

01.02.10 ПАК ФА. Анализ ЭПР российского истребителя пятого поколения. Военный паритет - военная страница братьев Николаевых. // www.militaryparitet.com
 
   33

paralay

опытный

yacc>> А насчет ЭПР - ты видел вживую Миг-21 и SR-71 чтобы сравнить?
Под МиГом лёживал во время обеда неоднократно. Щелей там много, три щитка, створки шасси хитрые.
ЭПР SR-71 можно оценить в 6.8 м2.
   50.0.2661.10250.0.2661.102
+
+1
-
edit
 

Aaz

модератор
★★☆
paralay> ...но я же откуда то его взял? Чту авторское право и точно эту фразу придумал кто-то другой.
Как насчёт версии, что авторское право в данном случае принадлежит тараканам у тебя в голове? :)
   47.047.0

Aaz

модератор
★★☆
paralay> ЭПР МиГ-21 сама по себе не высока, без подвесок всего 1.4 м2.
"Откуда дровишки?" ©
   47.047.0
+
+1
-
edit
 

yacc

старожил
★★★
paralay> Под МиГом лёживал во время обеда неоднократно. Щелей там много, три щитка, створки шасси хитрые.
Я просто текстуру покажу в сравнении
( оба снимка - мои )
Прикреплённые файлы:
mig21.jpg (скачать) [1000x750, 255 кБ]
 
sr71.jpg (скачать) [1000x750, 230 кБ]
 
 
   51.0.2704.8451.0.2704.84
+
-
edit
 

intoxicated

Mr. «Никогда»

ЭПР МиГ-21 и SR-71 очень близки, в интервале 2 - 5 кв метров (Блэкберд ближе к 5, МиГ-21 к 2 ). Из рассекреченных источников.
   47.047.0

m-dva

аксакал
★★
PSS> интереса забил в гугл и нашел такие данные
PSS> F-16C, F-18C – 1,2 кв. м.
Так они в самом узком месте, в талии имеют попереченое сечение 2.25 и 3 метра соответственно.
Как при этом у них может быть ЭПР меньше этих величин? Ведь при их создании никаких мер в этом направлении не предпринимали.
   

paralay

опытный

yacc> Я просто текстуру покажу в сравнении
У этого МиГ-21 ПВД по оси самолёта или смещён? Я подозреваю, что это машина завода "Знамя Труда", а там и в лучшие годы к поверхности относились наплевательски.

Всё-таки первоначальный вклад в заметность вносит площадь лба и тут она существенно отличается 13.56 м2 и 2.8 м2
Прикреплённые файлы:
MiG21&SR71.jpg (скачать) [1000x464, 97 кБ]
 
surfaсe.jpg (скачать) [1263x1500, 1 МБ]
 
 
   50.0.2661.10250.0.2661.102
Это сообщение редактировалось 23.07.2016 в 19:49
+
+2
-
edit
 

yacc

старожил
★★★
paralay> У этого МиГ-21 ПВД по оси самолёта или смещён?
Это Миг-21Бис в прошлом ввс Финляндии.

paralay> Всё-таки первоначальный вклад в заметность вносит площадь лба и тут она существенно отличается 13.56 м2 и 2.8 м2
Случаи перехвата SR-71 влоб можно по пальцам сосчитать - это надо лететь на его эшелоне.
Кроме того - одна площадь может дать точность по порядку величины - не более
   51.0.2704.8451.0.2704.84
1 6 7 8 9 10 16

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru