ПАРОЛЬ" ПОЧТИ НЕ СЛЫШЕН

Теги:армия
 

fast

опытный


Daily "Независимая газета" , № 241, Михаил Ходаренок (20.12.00)
Ситуация, складывающаяся с системой государственного радиолокационного опознавания, внушает тревогу
Только два государства в мире имеют системы государственного радиолокационного опознавания: Россия (в единой системе "Пароль" с государствами - участниками СНГ) и США (в единой системе МК-12 со странами НАТО). Наличие системы такого рода и поддержание ее в работоспособном состоянии - задача по меньшей мере государственная. По существу, наличие (наравне с США) уникальной единой системы государственного радиолокационного опознавания воздушных, надводных и наземных объектов говорит о престиже нашего государства.

Вряд ли стоит объяснять важность существования в стране надежной государственной радиолокационной системы опознавания воздушных, надводных и наземных целей. Недоработки и недооценка подобной системы очень дорого обходятся в боевой обстановке. Например, в октябре 1973 г. на Ближнем Востоке потери национальных ВВС от своих средств ПВО достигали: Египет - до 46%; Сирия - до 14%; Ливия и Ирак - до 30%. В 1991 г. во время войны в Заливе причиной 15% всех людских потерь со стороны союзников по антииракской коалиции была стрельба по своим войскам (силам). 14 апреля 1994 г. в зоне, запрещенной для полетов иракских самолетов, два американских вертолета были сбиты собственными истребителями. Пилоты двух F-15 ошибочно идентифицировали пару армейских вертолетов "Блэк Хок" как иракские Ми-24. В результате инцидента погибло 26 английских, французских и турецких военнослужащих.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Первая система государственного радиолокационного опознавания, введенная в эксплуатацию на территории СССР и его союзников, называлась "Кремний-2(2М)". Наряду со многими положительными характеристиками она обладала и двумя принципиальными недостатками. Самый главный из них - неудовлетворительная имитостойкость. Коды опознавания "Кремния" определялись в считанные секунды (в "Кремнии-2" это были кодовые фильтры в количестве 12 штук). Простым перебором переключателей или стаканов (именно так выглядели "коды") можно было найти искомую комбинацию и подделать сигнал опознавания "Я - свой". Кроме того, система функционировала в запрещенном ИКАО дециметровом диапазоне и сдерживала на этих частотах развитие телевидения, предусмотренного международными соглашениями. В 1995 г. было принято решение о прекращении боевого применения системы опознавания "Кремний-2(2М)" на территории Российской Федерации, поскольку оно снижало эффективность использования новой единой системы государственного радиолокационного опознавания "Пароль". Однако наряду с этим было решено сохранить использование наземных и бортовых технических средств этой системы (в пределах установленного для них ресурса эксплуатации) в целях решения задач контроля за соблюдением порядка использования воздушного пространства авиацией.

До этого момента начиная с 70-х годов в СССР функционировало сразу две системы радиолокационного опознавания - "Кремний-2" и "Пароль". В становление и развитие новой системы государственного радиолокационного опознавания "Пароль" большой личный вклад внес маршал авиации Евгений Савицкий. В начале становления "Пароля" трудно было представить ситуацию, что в недалеком будущем наземные радиолокационные ответчики установят на боевых машинах командиров батальонов и они будут отвечать на соответствующий запрос сигналом государственного радиолокационного опознавания, причем - и это основное - в имитостойком режиме.

Однако полное переоборудование всех воздушных, надводных и наземных объектов на новую систему государственного радиолокационного опознавания "Пароль" так и осталось незаконченным. Если военные объекты были переоборудованы практически полностью, то значительной части гражданских воздушных объектов это не коснулось.

"АЭРОФЛОТ" И ДРУГИЕ

В 1997 г. вступило в силу Положение об оснащении гражданских воздушных судов бортовыми ответчиками опознавания системы "Пароль", утвержденное директором Федеральной авиационной службы России, согласованное с начальником департамента авиационно-космической промышленности и судостроения Минэкономики России и председателем Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета.

Гражданские воздушные суда должны быть оборудованы бортовыми ответчиками с целью повышения оперативности принятия решений о госпринадлежности объектов органами контроля за использованием воздушного пространства и исключения ошибочного огневого поражения наших воздушных судов своими огневыми средствами, особенно в приграничных районах и в зонах локальных вооруженных конфликтов.

Кроме того, как полагали специалисты, оснащение гражданских воздушных судов бортовыми ответчиками системы "Пароль" позволило бы в угрожаемый период обеспечить оперативное доведение до нужной степени готовности тех летательных аппаратов, которые будут привлекаться по мобилизационному плану, а также определять воздушные суда, подающие сигнал "Бедствие", и тем самым своевременно оказывать им помощь.

ОАО "Аэрофлот", как и другие эксплуатанты и разработчики гражданских воздушных судов России независимо от форм собственности, должны были обеспечить оснащение эксплуатируемых воздушных судов ответчиками системы "Пароль" для определения государственной принадлежности объектов на территории Российской Федерации. Это установлено "Положением об оснащении гражданских воздушных судов ответчиками опознавания системы "Пароль", разработанным и утвержденным в 1997 г. директором Федеральной авиационной службы России и начальником Генерального штаба ВС РФ.

Положение имеет целью обязать всех разработчиков и эксплуатантов воздушных судов независимо от форм собственности обеспечивать оснащение эксплуатируемых, серийно выпускаемых и разрабатываемых воздушных судов ответчиками системы "Пароль" для определения государственной принадлежности этих объектов на территории Российской Федерации. Оно определяет также требования к воздушным судам в части оборудования их аппаратурой госопознавания. В соответствии с этими требованиями все гражданские воздушные суда, предназначенные для эксплуатации в воздушном пространстве России (в том числе выпускаемые серийно, находящиеся в эксплуатации и привлекаемые по мобилизационному плану, а также вновь разрабатываемые в России или других государствах - участниках "Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства" от 27.12.1991 г. и "Соглашения об обеспечении радиолокационного опознавания воздушных, надводных и наземных объектов, оснащенных ответчиками системы "Пароль" от 26.06.1992 г.), независимо от форм собственности должны оснащаться ответчиками указанной системы.

Для гражданских судов, разработанных в государствах, не являющихся участниками названных соглашений, требования об оборудовании их ответчиками системы "Пароль" должны устанавливаться совместными решениями Министерства обороны, Департамента авиационно-космической промышленности и судостроения Министерства экономики РФ и Федеральной авиационной службы РФ. Согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства РФ полеты воздушных судов без аппаратуры радиолокационного опознавания запрещаются, за исключением воздушных судов, на которых установка этой аппаратуры ранее не предусматривалась.

В гражданской авиации около 7,5 тыс. воздушных судов, в том числе 1800 магистральных, которые согласно постановлению правительства РФ должны быть оборудованы системой "Пароль". Однако только 15% из них имеют эту систему, что существенно затрудняет контроль за порядком использования воздушного пространства. Кроме того, эксплуатируемые на условиях лизинга отечественными авиакомпаниями воздушные суда иностранного производства также не оборудованы аппаратурой опознавания.

ОАО "Аэрофлот" предлагает вообще снять ответчики системы госопознавания с воздушных судов. А это уже является опасным прецедентом и приведет к усложнению решения задачи, стоящей перед Вооруженными силами РФ по контролю за порядком использования воздушного пространства и пересечением госграницы России.

Следует упомянуть о том, что есть постановление правительства, обязывающее эксплуатантов воздушных судов независимо от форм собственности обеспечивать оснащение эксплуатируемых и вновь изготавливаемых летательных аппаратов средствами системы государственного опознавания "Пароль" в сроки, определенные настоящим постановлением.

Наконец, безукоснительное выполнение соответствующими министерствами, ведомствами и организациями требований постановления правительства РФ и других приведенных выше нормативных документов позволит обеспечить решение задачи надежного определения государственной принадлежности гражданских воздушных объектов с использованием современных технических средств. При этом будет снижена возможность огневого поражения наших объектов своими же огневыми средствами, повысится оперативность принятия решений о государственной принадлежности объектов органами контроля воздушного пространства.

"ПАРОЛЬ" И НАШИ СОСЕДИ

Развал Советского Союза мало сказался на функционировании единой системы государственного радиолокационного опознавания. Кроме Молдавии и Азербайджана и отчасти Грузии, остальные государства заключили "Соглашение об обеспечении радиолокационного опознавания воздушных, надводных и наземных объектов, оснащенных ответчиками опознавания системы "Пароль", от 26.06.1992 г. и Протокол к этому Соглашению от 04.06.1999 г. (Минск).

В Соглашении правительств государств-участников (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина), руководствуясь стремлением обеспечить надежное опознавание своих объектов с целью исключения непреднамеренного поражения их своими огневыми средствами, согласились сохранить в качестве единой системы госопознавания радиолокационную систему "Пароль". При этом стороны обязались в пятилетний срок с даты вступления его в силу (т.е. до 2004 г.) оснастить средствами системы "Пароль" воздушные и морские суда министерств, ведомств и организаций, принадлежащих своим государствам.

Таким образом, не только применительно к Российской Федерации, но и на межправительственном уровне для государств - участников СНГ подготовлена необходимая нормативная база по вопросу оснащения гражданских воздушных судов ответчиками системы опознавания "Пароль".

НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ "ПАРОЛЬ"

Никаких штатных органов, осуществляющих какую бы то ни было руководящую и направляющую роль в области государственной системы радиолокационного опознавания, в России нет. Хотя, казалось, "Пароль" - государственная система, однако держится она в основном на порядочности исполнителей, заложенной, к слову говоря, еще в советские времена. Руководство страны, по всей видимости, не до конца отдает себе отчет в том, что "Пароль" продолжает держаться на одном энтузиазме.

Возможностей для этого, как и запчастей к "Паролю", все меньше и меньше. У каждого блока, в частности, засекречивающей аппаратуры опознавания (а на ней практически держится весь "Пароль") имеется свой срок годности, установленный ресурс работы. Без соответствующего технического обслуживания и периодического ремонта, подпитки расходными материалами система попросту начнет рушиться. Если руководствоваться собственными правилами и принципами, то без работоспособной системы государственного опознавания самолет нельзя выпускать в полет, корабль - в море. Таким образом, отсутствие или неисправность системы госопознавания может привести к параличу в воздухе и на море.

Кстати, ни один из самолетов НАТО в недавних событиях в Югославии ни на минуту не выключал ни систему опознавания, ни систему RBS. Потому как в развитых странах Запада жизнь даже отдельно взятого летчика весьма высока. Кроме того, управление такой массой воздушных объектов осуществлялось как с воздуха (самолетов типа "Авакс"), так и с земли (органов управления воздушным движением). Без безупречно функционирующей системы госопознавания "разведение" такого количества летательных аппаратов весьма проблематично.

ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЙ ХАОС

Одним из перспективных направлений решения проблемы оснащения гражданской авиации ответчиками госопознавания является использование в составе бортового оборудования комплексированных радиоэлектронных средств двойного назначения. В частности, в настоящее время разрабатывается ответчик 4280 МСГА для воздушных судов гражданской авиации, который должен обеспечивать работу в системе опознавания "Пароль", отечественной системе вторичной радиолокации УВД и международной системе УВД АТС RBS с режимом S (дискретно-адресный режим опознавания). Ориентировочный срок завершения разработки (начало серийного выпуска) - начало 2004 г.

В таком же направлении идет разработка самолетных ответчиков системы госопознавания в США и странах НАТО (МК-12). В мирное время их гражданские самолеты используют только вторичный ответчик RBS, а в особый период эта бортовая аппаратура работает в имитостойком режиме, обеспечивающем работу системы госопознавания.

В настоящее время разрабатываются предложения по оснащению воздушных судов модернизированной системой "Пароль" ("Страж") для обеспечения надежного контроля воздушного пространства России. Однако значительного оптимизма в проведении этой работы нет.

По существу, при таком финансировании можно расстаться с еще одним признаком великой державы, и складывающаяся ситуация по своим показателям и характеристикам весьма близка к этому. Если отношение к государственной системе радиолокационного опознавания не изменится, то не будет возможности не только перейти на новую систему "Страж", но и даже модернизировать и поддерживать в работоспособном состоянии "Пароль". Вполне вероятна возможность возврата к "Кремнию-2". А "Кремний" в обозримый срок прекратит существование, поскольку основан на старой элементной базе, запчастей к нему промышленность давно уже не выпускает.

Таковы реалии. А без надежной радиолокационной системы опознавания в воздухе наступит, без всякого преувеличения, хаос. Стоит только на секунду представить себе ту неразбериху, которая может возникнуть в любом военном конфликте, когда в воздухе, на море и на земле будут находиться сотни и тысячи объектов и в считанные секунды надо будет разобраться - где свои, где чужие - и принять обоснованное решение на применение огневых средств.






 
RU off-topic-off #13.07.2016 21:07  @fast#24.12.2000 04:27
+
-
edit
 

off-topic-off

опытный
☆★
Чем кончилась история ?
 1616
RU mico_03 #16.07.2016 08:16  @off-topic-off#13.07.2016 21:07
+
-
edit
 

mico_03

опытный

off-topic-off> Чем кончилась история ?

Какая именно? Имхо, здесь их несколько.
 33
RU off-topic-off #16.07.2016 10:39  @mico_03#16.07.2016 08:16
+
-
edit
 

off-topic-off

опытный
☆★
off-topic-off>> Чем кончилась история ?
m.0.> Какая именно? Имхо, здесь их несколько.

Основная - снятие КРемниев, ввод полный паролей али переход на Стрижа ?
 51.0.2704.10351.0.2704.103
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU mico_03 #16.07.2016 12:57  @off-topic-off#16.07.2016 10:39
+
-
edit
 

mico_03

опытный

off-topic-off>>> Чем кончилась история ?
m.0.>> Какая именно? Имхо, здесь их несколько.
off-topic-off> Основная - снятие КРемниев,...

В ВВС (... вашу, ВКС), как утверждалось в одной из статей, аппаратура 2М снята с дежурства более 10 лет назад. Как на судах с пассажирами - х.з.

off-topic-off>...ввод полный паролей...

Хм. Вопрос странный в части ВКС (бо раз сняли средства старой системы, то ясно, что поставили вместо них какие то новые), а вот про гражданские суда проскакивала такая неофициальная инфа, что крупные авиакомпании по сути послали аппаратуру опознавания лесом, т.к. отказались ставить ее на борт за свой счет. Как точно в реале - хрен знает, либо сами компании надо спрашивать.

off-topic-off>... али переход на Стрижа ?

Общие соображения - "пернатая" аппаратура наверняка дороже строевых паролей, поэтому скорее всего, у кого есть денежки, тот ее ставит, а у кого нет - рыдает и ставит более старую. Поскольку лишних денежек у заказчика сейчас нет, наверняка это (как и по другим системам КБО) решается в каждом конкретном случае с ОКБ и заводами по своему.
 33

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru