Lot-2> А насколько этот дюбель-шлюп "Якуцкъ" соответствует реальному прототипу лейтенанта Прончищева?
Выписка из доклада Государственной адмиралтейств-коллегии от 26 сентября 1737 г. объясняет происхождение названия судна и его размеры, режимы движения и функциональное назначение. «Оныя суда, именуемыя дубель-шлюпки, построены в таком разсуждении дабы к транспортированию войск способны...,
в подобие как обычайно при военных кораблях шлюпки бывают, токмо пропорциею против оных корабельных вдвое, и тако оныя единым словом назваться могут такими судами, которыя б на парусах також и на гребле ход имели».
Адмиралтейств-коллегия 8 декабря 1735 г. предложила Архангелогородской конторе над портом построить две дубель-шлюпки взамен кочей «Экспедицион» и «Обь», использовавшихся лейтенантами С.В. Муравьевым и М.С. Павловым для описи берегов от Архангельска до устья Оби: «велеть здесь учинить шлюпочному мастеру Адарлину тем дубель-шлюпкам чертежи: первый по длиной в 60 фут, а другой со уменьшением, для того чтоб мелководнее был, длиною же в 50 фут; но чтоб оныя под парусами способность без препятствия имели». Выполненные Г. Адарлином (Hen: Hadoerlin) чертежи дубель-шлюпок – единственные, относящиеся к постройке судов для экспедиции В.Беринга, приведены в статье А.В. Иванова
http://www.shipmodeling.ru/phpbb/...
Дубель-шлюпки, планируемые к постройке для экспедиции В.И. Беринга, по ведомостям от 1733 г. должны были иметь длину 70 фут (21,34 м), ширину 15 фут (4,57 м), глубину 7 фут (2,13 м), артиллерию из восьми 2-фунтовых фальконетов на вертлюгах. Чертежей построенных в Сибири дубель-шлюпок, не сохранилось.
В.И. Беринг в письме 22 января 1734 г. в Тобольск, какой конструкции лучше строить дубель-шлюпку, указал: «А оснастка хотя и положена на нея галерная, точию в подлинно на том не утвердилось. Чего ради для легости зделать ис того ж такелажу, которой на нея принят, грот косой, как на шняве з гафилями, толко без гику. Фок косой же з гафилем, чтоб как грот, так и фок гитовыми притягивать или фок зделать прямой с райною грот-штаксель или фок и кливер и бри-фок да грот-топсель для способных ветров».
В рапорте от 5.05.1734 г. М.П. Шпанберга В.И. Берингу, приведены пропорции строящейся в Якутске дубель-шлюпки «Якуцк»: «к строению при Якуцком дубель-шлюпок к лутчему способу, мое мнение издавно есть, что оные построит[ь] в ширину осмнатцати фут, в глубину семи фут, а длиною против указу. ...А о парусах и о оснаске тех судов и о протчем ныне да будет по воле Вашего собранного разсуждения. А что в Тоболском подмастерье у дубел-шлюпки ширину умалил, и то зделано, признаваю, от недознания ево, ибо от меня ему было приказано зделать против препорции и чертежа, и о том ему в инструкции от нас написано».
Размеры дубель-шлюпки указаны в рапорте Беринга Адмиралтейств-коллегии: «Дубель шлюпка заложена длиною в 70 фут (21,34 м), шириною в 18 фут (5,49 м), глубиною в 6 ½ фут (1,98 м). А лес в строение употреблен лиственный, а кокоры еловые, да балки сосновые. А строением окончена и спущена на воду 23 мая 1735 году имянована дубельшлюпка Якуцк».