L.2.> Были случаи отслоения топлива, сразу же, после выноса двигателя на морозную погоду из машины. На слух, еле уловимый щелчок...и результат пуска был предсказуем.
Offtopic: Отрабатывали новый вкладной заряд, несколько килограмм. ПлюсЫ прошли относительно удачно - двигатель не разорвало, стенд и аппаратура отработали штатно, записи в норме.
Пошли минусА. Первый же двигатель - отказ, короткое замыкание в цепи зажигания, в самом двигателе. Ну, останавливаем все работы в районе (пушка рядом перестала работать) и засекаем время. Тишина, смотрим на часы. Прошло 10 минут, открыли дверь в бункер - надо снимать двигатель со стенда. И тут - щелчок. Нет, ЩЕЛЧОК! Как из макара вдарило по ушам
Когда разобрали двигатель, вместо целой шашки вышащили два очень аккуратно разрезанных вдоль куска. Ровно по диаметру! Разобрались быстро. Двигатель и вкладной заряд были охлаждены до минус 60, а лоток стенда, в котором лежал двигатель был теплым... ну, градусов под 50 наверное. И получился термоудар, незапланированный. Дюралевая камера - хороший проводник тепла, а шашка контактовала с камерой по образующей. И зона нагрева была узкой. Вглубь пошла тепловая волна, конечно же, расширение, и в шашке появились внутренные напряжения. Они превысили прочность материала, и заряд треснул.
Надо было лечить стенд на коленке, и вылечили. Бумажку подложили между камерой и лотком. Она, конечно, сгорела, но уже после того, как двигатель отработал. Потом уже оклеили лоток и хомуты теплоизоляцией.
А заряд потом очень подробно рассматривали. Оказалось, что такой разрушающий термоудар хорошо визуализирует местные неоднородности. По лому невооруженным взглядом видны линии тока массы в пресс-инструмент, а если посмотреть через стереомикроскоп, то тогда стали понятны и весьма другие вещи. Но это уже иная история