[image]

Сталинские соколы

пилоты-истребители РККА
 
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
В теме про ЛаГГ-3 повстречал фото с Григорьевым Герасим Афанасьевичем, пилотом истребителем времен Великой Отечественной, пока разбирался с его победами на ЛаГГ-3 накопился материал, который и решил выложить …. отличный пилот, прошел войну с первого дня, вечная ему память ….

Григорьев Герасим Афанасьевич
Родился 16 марта 1921 года в деревне Анцифорово, ныне Холм-Жирковского района Смоленской области, в крестьянской семье. Окончил 7 классов сельской школы, затем работал счетоводом в колхозе. В 1936 году уехал в Москву. Получив там специальность штукатура, работал на стройках. В 1938 году перебрался в город Николаев, областной центр Николаевской области Украины, где устроился на завод. Работая на заводе поступил в местный аэроклуб, после завершения курса обучения Григорьев осенью 1939 года по комсомольской путевке был зачислен курсантом в Одесскую военную авиационную школу лётчиков им. Полины Осипенко.
Пройдя годичный курс обучения, в октябре 1940 года он выпустился младшим лейтенантом и получил назначение в 163-й истребительный авиаполк, формирующийся на самолётах И-16 в Белоруссии в составе 43-й истребительной авиадивизии Западного Особого военного округа. Весной 1941 года был назначен командиром звена и начало войны встретил с двумя «кубарями» лейтенанта в петлицах.
На 22 июня 1941 года 163-й истребительный авиационный полк базировался на аэродромах в Могилёве и Лубнице, имея в наличии 59 самолётов И-16 тип 29 (из них 3 неисправных). С 22 июня 1941 года приступил к боевым действиям над Минском, за один день 24 июня 1941 года сбил в воздушных боях 21 самолёт противника, что явилось лучшим результатом действий одного соединения ВВС РККА в первые дни войны. Затем ведёт боевые действия в Белоруссии, в частности вылетает на штурмовку Бобруйска. Всего за первую декаду войны лётчики 163-го истребительного полка совершили 310 боевых вылетов и одержали 31 воздушную победу, потеряв при этом 48 из 52 своих «ишаков», из них только 8 было сбито в воздушных боях (имеются в виду не вернувшиеся на аэродром, кроме того имелись и безвозвратные потери из числа поврежденных, но дотянувших до аэродрома). Потери в лётно-подъёмном составе составили одного погибшего и шесть раненых лётчиков. 2 июля 163-й ИАП сдал в другие части последние оставшиеся самолёты и убыл в тыл на переформирование и получение новой матчасти (Як-1).
И-16 тип 29 из состава 163-го истребительного авиационного полка, Белоруссия, лето 1941 года.
Прикреплённые файлы:
И-16 тип 29.jpg (скачать) [629x240, 75 кБ]
 
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
24 июня 1941 года лейтенант Григорьев перехватил над Минском бомбардировщик He-111 и после длительного боя с преследованием сбил. Вражеский самолет упал северо — западнее Минска.
25 июня 1941 года над Минском в коротком бою сбил бомбардировщик Do-215. В тот же день участвовал в штурмовке колонны противника под Бобруйском, вернулся на поврежденном самолете с 70 пробоинами. В этом вылете Григорьев получил легкте ранения, но остался в строю.
29 июня над Минском участвовал в бою с группой из 8 истребителей Ме-109. Несмотря на значительные повреждения машины смог вернуться на свой аэродром.
После вывода 163-го полка на переформирование Григорьев был направлен в 178-й ИАП, 6 истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО.
Формирование 178 ИАП было начато 25.05.39 года в Костроме. Летом 1940 года на Окскую пойму у села Липицы стала поступать матчасть в виде самолетов И-16. 30.06.41 года в Липицы прибыл батальон аэродромного обслуживания. 06.07.41 года сомалеты полка совершили первый боевой вылет. 08.07.41 года полк в составе 3-х авиаэскадрилий полностью перебазировался на аэродром Липицы.
С сентября 1941 года полк начал получать новые истребители — ЛаГГ-3, взамен И-16. 10.10.41 года после бомбардировк и аэродрома Липицы, полк перебазировался на аэродром близ Каширы. В июне 1943 года, при переформировании 6 иак ПВО, вошел в состав 319 иад ПВО.
За период с 23.07.41 по 24.10.43 года 178 иап произвел 4094 боевых самолетовылетов с налетом 3556 часов. В 78 воздушных боях сбито 40 самолетов врага.
Старший лейтенант Герасим Григорьев на фоне истребителя ЛаГГ-3, лето 1942 года
Прикреплённые файлы:
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Пройдя переучивание на ЛаГГ-3 Григорьев начал боевые вылеты.
15 октября 1941 года вылетел на перехват немецкого бомбардировщика. Наводимый по радио с КП Григорьев перехватил Ju-88 который уже выходил на аэродром Командный пункт начи сбил его с первого захода. После атаки истребителя вражеский бомбардировщик резко пошёл на снижение и упал недалеко от аэродрома. Это была первая победа Григорьева под Москвой.
24 октября в районе станции Пахомово сбил Не-111,
25 октября восточнее Серпухова ещё один Не-111,
9 ноября западнее Серпухова Григорьев сбил Ju-88,
27 ноября в группе сбил в районе села Велегож Hs-126, а восточнее Серпухова Ju-88,
6 декабря в группе сбил в районе села Троицкое Hs-126,
24 декабря в группе сбил в районе села Недельное Ju-88.
Григорьев у своего ЛаГГ-3, вероятно зима 1942 года.
Прикреплённые файлы:
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
1941 год Григорьев завершил имея на своем счету 10 сбитых самолетов противника, 6 лично и 4 в группе. В январе 1942 года его назначили заместителем командира эскадрильи, в феврале присвоили звание «старший лейтенант», а в марте наградили орденом Ленина.
После того как в ходе зимнего контрнаступления враг был отброшен от Москвы, немецкие бомбардировщики и разведчики продолжали вторгаться в зону ответственности ПВО города, но в целом интенсивность боевых действий в воздухе резко сократилась. Для 178-го ИАП это означало почти полугодовую паузу в пополнении счёта воздушных побед, завершившуюся в ночь на 25 июня 1942 года, когда лётчики полка отчитались об уничтожении сразу трёх немецких бомбардировщиков, один из которых записали на счёт Григорьева.
Итак 25 июня 1942 года Григорьев записал на личный счет Ju-88, сбитый в районе Барыбино.
3 июля лётчики 178-го ИАП И. В. Тикунов и Григорьев перехватили в районе Тарусы вражеский самолёт - разведчик Ju-88 и сбили его.
22 августа Григорьев в воздушном бою севернее Липицы, в районе Юхнова сбил бомбардировщик Ju-88.
2 сентября северо западнее Тулы в группе сбил бомбардировщик Ju-88.
В октябре 1942 года Григорьев получил звание капитана.
Капитан Григорьев в кабине ЛаГГ-3.
Прикреплённые файлы:
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
4 ноября 1941 года в районе Лобаново сбил Ju-88.
12 ноября юго западнее Шатово сбил Ju-88.
30 декабря 1942 года северо западнее Юхнова Ju-88.
5 февраля 1943 года капитан Григорьев и лейтенант Дудник вылетели на перехват бомбардировщика противника в районе Калуги. Он был сбит Григорьевым северо - западнее Сухиничей. Это была последняя победа Герасима Афанасьевича.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 791).
С весны 1943 года пилоты Московской зоны ПВО почти не вели воздушных боёв: лётчики проводили учебные полёты, стрельбы по воздушным и наземным целям. 178-й ИАП свою последнюю воздушную победу одержал ещё в апреле 1943 года. Всего за время участия в боевых действиях (с июля 1941 года) лётчики части совершили 4183 боевых вылета и одержали 40 воздушных побед. В апреле 1943 года началось постепенное перевооружение 178-го ИАП на самолёты Ла-5Ф.
В декабре 1943 году Григорьеву присвоили звание майора.
С 10 октября 1944 года служил в составе 28-го ИАП (318-я ИАД ПВО), летал на Bell P-39 Airacobra, боевой работы лётчики полка уже не вели. Войну Григорьев закончил летая на P-63 Kingcobra.
После окончания войны Герасим Афанасьевич продолжал службу в ВВС. С 30 мая 1945 года - командир эскадрильи 177-го ИАП (318-я ИАД ПВО), прошёл переучивание на английские истребители Spitfire Mk IX. В 1955 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1963 года полковник Г. А. Григорьев - в запасе. Жил в городе Риге. Умер 23 апреля 1966 года.
Лётчики 178-го ИАП у ЛаГГ-3 с нетипичными опознавательными знаками, «модифицированными» в полку, 1942 год. Иногда такие звёзды с нарисованными гранёными лучами называли «кремлёвскими». Герасим Григорьев сидит четвёртым слева — лётчик хорошо узнаваем благодаря светлым вьющимся волосам и ордену Ленина на груди.
Прикреплённые файлы:
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Григорьев сбил 18(17) самолетов противника. 12 лично 5(6) в группе. При этом 15 побед были одержаны на ЛаГГ-3.
Капмиан Григорбев на фоне своего ЛаГГ-3 с отметками побед на фюзнляже. Сталинский сокол в газетном формате. :)
Прикреплённые файлы:
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Батальонный комиссар Я. М. Басовин поздравляет капитана М. В. Тикунова ( в центре ) и старшего лейтенанта Г. А. Григорьева с очередными одержанными победами. Лето 1942 года. Фото как говорицца для передовицы.
Прикреплённые файлы:
Григорьев 7.jpg (скачать) [1253x906, 245 кБ]
 
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Капитан Григорьев
Прикреплённые файлы:
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Боевой листок :)
Прикреплённые файлы:
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Лётчики 178-го ИАП Самонов, Дудник, Григорьев, Балабайкин у истребителя Ла-5Ф, весна 1944 года. Интересная деталь: Герасим Григорьев снят в настолько выгоревшей от солнца и пота гимнастёрке, что следы от снятых с неё орденов и медали «Золотая Звезда» выглядят буквально чёрными пятнами
Прикреплённые файлы:
ла-5ф.jpg (скачать) [900x574, 489 кБ]
 
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
из художественного :)
Григорьев Герасим Афанасьевич
Прикреплённые файлы:
Григорьев 10.jpg (скачать) [997x1552, 287 кБ]
 
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
ЛаГГ-3 из состава 178-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса Московского фронта ПВО, на котором летал капитан Г. А. Григорьев, октябрь 1942 года. 
Прикреплённые файлы:
лагг_0.jpg (скачать) [970x300, 58 кБ]
 
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
ЛаГГ-3 из состава 178-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса Московского фронта ПВО, на котором капитан Г. А. Григорьев летал в январе 1943 года. 
Прикреплённые файлы:
лагг_1.jpg (скачать) [970x300, 60 кБ]
 
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
ЛаГГ-3 Григорьева ...
Прикреплённые файлы:
grigor5.jpg (скачать) [512x297, 32 кБ]
 
grigor3.jpg (скачать) [585x250, 27 кБ]
 
 
   1616
04.11.2016 20:14, ZaKos: +1: Спасибо за проделанный труд.
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Ла-5Ф из состава 178-го истребительного авиаполка 319-й истребительной авиадивизии 1-й воздушно-истребительной армии Особой Московской Армии ПВО, весна 1944 года. 
Прикреплённые файлы:
ла-5ф_1.jpg (скачать) [900x257, 101 кБ]
 
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Тормахов Дмитрий Дмитриевич
Родился 23 ноября 1921 года в городе Брянске, в пролетарской семье — его отец был железнодорожником. Затем семья переехала в городе Торжок Калининской (ныне Тверская) области. Окончил 9 классов железнодорожной школы № 19 (ныне Гимназия № 7) города Торжка. В августе 1940 года поступил в Батайскую военно - авиационную школу пилотов имени А. К. Серова. Проходил обучение как пилот истребитель на И-16. В октябре 1941 года, в связи с приближением фронта, Батайская военная авиационная школа перебазировалась в Евлах, Азербайджанской ССР. При этом школа перешла на подготовку по ускоренной программе на новой матчасти — истребителях ЛаГГ-3.
В июне 1942 года Тормахов окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков, получил звание сержанта и был направлен в 25-й ЗАП. 25-й запасной истребительный авиационный полк сформирован в период с 13 сентября по 30 сентября 1941 года в ВВС Закавказского фронта на аэродроме Кюрдамир Азербайджанской ССР. Готовил летчиков на истребителях ЛаГГ-3 и МиГ-3 — с сентября 1941 года по осень 1942 года, затем на лендлизовских машинах. Два месяца службы в ЗАПе повышению квалификации молодых пилотов не способствовали, Тормахов и его товарищи летали редко - сказывалась острая нехватка бензина, а потому изучение новой техники происходило а основном в перерывах между нарядами.
В августе 1942 года сержант Д. Д. Тормахов был направлен в строевую часть, получив назначение в 773-й ИАП. Полк был сформирован Приказом НКО СССР 7 мая 1942 года в составе ВВС 37-й армии путём переименования 273-го истребительного авиационного полка. В составе действующей армии с 6 мая 1942 по 29 июня 1942 и с 26 февраля 1944 по 13 января 1945 года. То есть полк куда был направлен Тормахов в это время участия в боях не принимал, находясь на пополнении и переучивании на новую технику — истребители ЛаГГ-3.
   1616
+
+3
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
В конце ноября 1941 года полк завершил программу переучивания и начал готовиться к вылету на фронт. Первоначально предполагалось, что часть войдёт в состав 4-й Воздушной армии, однако в это время в ВВС РККА уже полным ходом шла реорганизация: авиаполки получали третьи эскадрильи, а часть двухэскадрильных, в том числе и 773-й ИАП была расформирована.
2 января 1943 года 15 лётчиков расформированного полка на своих самолётах перелетели на аэродром Лазаревское, северо - западнее Сочи, где вошли в состав 269-го ИАП (236-я ИАД, 5-я Воздушная армия).
269-й истребительный авиационный полк начал формироваться 24 апреля 1941 года в составе 72-й смешанной авиационной дивизии ВВС Закавказского военного округа в городе Ленинакан Армянской ССР на самолетах И-153 на основе 11-й отдельной истребительной эскадрильи, а также 25-го и 84-го ИАПов.
В действующей армии полк действовал с 23 ноября 1941 года по 11 апреля 1942 года, после чего был выведен на пополнение и получение новой техники — ЛаГГ-3. Полк вернулся на фронт 2 августа 1942 года. Снова на пополнение полк был отведен с фронта 23 августа 1942 года и вновь попал в действующую армию 27 октября 1942 года, принимая участие в боях до 5 июля 1943 года.
В начале 1943 года, когда Тормахов прибыл к новому месту службы, 269-й ИАП базировался в Лазоревском, прикрывая порты и города Черноморского побережья Кавказа. Уже через 3 дня сержант Тормахов выполнил свой первый боевой вылет на прикрытие Туапсинской военно - морской базы.
2 февраля Дмитрий вылетел ведомым на разведку в паре со старшиной О. П. Александровским. В районе станицы Абинская их обстреляла зенитная артиллерия противника. Самолёт ведущего был подбит, оешили садиться на ближайший аэродром в Геленджике. На подходе у Александровского заклинило мотор, и потерявший скорость ЛаГГ-3 зацепил верхушки деревьев и рухнул на землю. При ударе машина развалилась, но лётчик уцелел, хотя и получил серьёзное ранение.
Садившийся следом Дмитрий немного не рассчитал: самолёт выкатился за кромку лётного поля и, угодив колёсами в канаву, чиркнул лопастями винта по земле. Концы двух лопастей оказались погнутыми. В ремонтной мастерской тут же на аэродроме их обрезали и в дальнейшем Тормахов так и летал на самолёте с укороченными лопастями пропеллера. В Лазаревское Тормахов уже не вернулся. На следующий день в Геленджик перелетела 1-я эскадрилья 269-го авиаполка, а ещё через 9 суток прибыли и 2 остальные.
К этому времени под Новороссийском был высажен советский морской десант, и немцы, рассчитывавшие его быстро сбросить в море, начали спешно стягивать силы к плацдарму. Десантная операция была начата 4 февраля 1943 года. Новороссийск был освобожден 16 сентября, героическая и трагическая оборона плацдарма, известного так же как Малая земля, продлилась 225 дней. Советское командование, не располагавшее на этом направлении крупными резервами сухопутных войск, попыталось компенсировать их отсутствий усилением активности в воздухе.
Прикреплённые файлы:
1.jpg (скачать) [275x407, 44 кБ]
 
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
4 февраля сержант Тормахов открыл свой боевой счёт, сбив в воздушном бою северо-западнее Геленджика немецкий истребитель Ме-109.
Становление Тормахоэа как лётчика - истребителя проходило быстро, чему имелось несколько причин и одной из них было то, что в полку его окружали опытные, повоевавшие пилоты: капитан В. М. Турыгин, лейтенанты М. И. Поджары, И. Ф. Симонович, Е. Ф. Руденко. Общение с этими лётчиками, их личный пример в бою многому научило Дмитрия.
Памятным для него стал совместный боевой вылет 22 феврали 1943 года. В этот день в составе пятёрки "ЛаГГов" они сопровождали штурмовики Ил-2 морской авиации. Штурмовики успешно отработали боевое задание - на дороге вблизи станицы Варениковская "Илы" разгромили вражескую колонну, уничтожив свыше 30 автомашин и дюжину повозок с грузами, и пошли на свой аэродром. На обратном пути группа Ил-2 была атакована парой Ме-109. Как вспоминал Тормахов:
"Мы увидели, как пара Ме-109 попыталась атаковать штурмовик. Камозин, не колеблясь, ринулся в бой. Я - за ним. Немцы, заметив нашу атаку, рванулись вверх. Мы, разогнавшись на пикировании, на большой скорости сделали "горку" и выскочили им в хвост. "Мессершмитты" попытались уйти переворотом, но Камозин дал очередь, и один из "Мессоров", оставляя шлейф дыма, пошёл вниз. Развернувшись, мы огляделись. Второго Ме-109 нигде не было видно. Ведущий подал команду возвращаться домой.
Спокойно уйти, однако, не удалось. Напарник сбитого Ме-109 лишь сделал вид, что покинул поле боя. Маскируясь облачностью, он выжидал выгодного момента для удара и, незаметно сблизившись с нашей парой пошел в атаку ..."
Увидев, как откуда-то сбоку вывернул "Мессер", Тормахов понял, что не успеет открыть по нему огонь и тогда он сделал то единственное, что ещё мог сделать ведомый для своего ведущего: прикрыл машину командира своим самолётом...
Очередь, предназначенная Камозину, пришлась но фюзеляжу тормаховского "ЛаГГа". Даже сквозь гул мотора Дмитрий услышал глухие удары разрывов 20-мм снарядов, сухую дробь щелчков и треск обшивки. Но огня не было, шевельнул рулями - слушаются. Развернувшись, он пошёл за основной группой.
Противник, потеряв Камозина в облаках, решил окончательно расправиться с подбитым советским истребителем. Оторваться не удалось: более скоростной Ме-109 быстро приближался.
О том, что произошло далее вспоминает Дмитрий Дмитриеаич:
"Я огляделся в поисках самолёта ведущего и вскоре заметил его за хвостом "Мессера". Тогда я схитрил: перестал маневрировать и пошёл по прямой, постепенно сбрасывая скорость. Немец, увлечённый преследованием, не замечал нависшей над ним опасности. Огня не вёл: стремился подойти на минимальную дистанцию, чтобы ударить наверняка. Я в этот момент думал лишь о том, кто ударит первым ?.."
Первым успел ударить Камозин, почти а упор расстрелявший вражеский истребитель длинной очередью. Как следует из трофейных документов, сбитый "Мессер" пилотировал хорватский лётчик - оберфельдфебель Й. Ципик ( J. Cipic ), воевавший в составе немецкой истребител ьной эскадры JG 52.
Вторую победу Тормахов одержал 28 февраля, сбив в районе Южной Озерейки Ме-109.
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
С улучшением погоды накал боёв стал быстро нарастать. 18 марта 1943 года вместе с лётчиками 6-го Гвардейского истребительного авиаполка ВВС Черноморского Флота их эскадрилья прикрывала Геленджикскую военно - морскую базу. В паре с Тормаховым вылетел сержант Демьян Васильевич Рязанцев.
В 15 - 20 километрах ог берега друзья увидели 3 девятки "лаптёжников", идущих сомкнутым строем над самой поверхностью воды. После первой же атаки советских истребителей началась свалка. Внезапно откуда-то сверху "свалилась" пара "Мессеров", но неудачно: один из немецких пилотов, не рассчитав скорость, проскочил вперёд. Тормахов дал длинную очередь и Ме-109, вильнув, со снижением пошёл на северо - запад, разматывая белый шлейф гликоля.
Не раздумывай, Дмитрий ринулся в погоню. Почти одновременно к "Мессер" слева устремился ещё один "Як". Но Тормахов оказался ближе: поймав врага в прицеп, он дал одну за другой 2 длинные очереди, и вражеский истребитель камнем рухнул в море.
После приземления Дмитрий увидел, как в сторону его машины, размахивая руками и ругаясь спешит незнакомый офицер. Это был командир 6-го Гвардейского авиаполка Герой Советского Союза майор М. В. Авдеев. Оказалось, что сбитый Тормаховым "Мессер" срезал перед этим ведомого Авдеева и комполка, горя жаждой мести, хотел посадить подбитую вражескую машину на свой аэродром. Ну, а Тормахов, выходит, помешал ему...
Несомненно, черноморский сокол М. В. Авдеев был бы не столь строг, если бы знал, что очередь Тормахова поразила самолёт одного из лучших асов из 5/JG 52 - оберфельдфебеля Г. Киворры ( G. Kiworra ). В этом бою над районом Геленджика он одержал свою 38-ю победу, а через несколько дней его тело волны выбросили на турецкий берег…
Прикреплённые файлы:
2.jpg (скачать) [1000x320, 142 кБ]
 
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
12 апреля 943 года Тормахов одеожал свою первую победу над бомбардировщиком, сбиа Не-111в районе станицы Афинской
16 апреля 1943 года Тормахов сбил очередной Ме-109 в районе станицы Абинской.
Весьма знаменательным был воздушный бой 18 апреля. С утра шестёрка ЛаГГ-3 прикрывали свои наземные войска на плацдарме в районе Мысхако. Когда группа возвращались на свой аэродром Тормахов, памятуя о том, что уже не раз немецкие "охотники", незаметно подкравшись к аэродрому, сбивали наши самолёты во время захода на посадку, решил не торопиться с посадкой.
Уйдя в сторону гор, Тормахов набрал высоту и внимательно осматрел небо. Так и есть, пара Ме-109 заходила в атаку на приземлявшийся советский истребитель со стороны солнца. Дмитрия они не видели. Круто спикировав, Тормахов зашёл в хвост паре «охотников». В последний момент "Мессеры" рванули вверх, уходя из-под удара. Немцы рассчитывали, что более тяжёлый ЛаГГ-3, пошедший за ними, на вертикаль первым "провалится", и тогда они расстреляют его потерявшую скорсть машину «свалившись» сверху. Однако Тормахов, набравший на пикировании с большей высоты высокую скорость, уверенно потянул ручку управления на себя.
Оба "Мессера" стремительно уходили вверх, но одинокий "ЛаГГ" не только не отставал, но и с заметной скоростью сокращал дистанцию. Вот ведомый Ме-109 уже в прицеле. Длинная очередь - и "Мессер" с дымом переходит в своё последнее пике. Впереди - ведущий вражеской пары, его Тормахов успел достать длинной очередью уже теряя запас нокопленной на снижении скорости, ЛаГГ-3 «свалился» к земле, но очередь достишла цели, Ме-109 потянул за собой дымный след, уходя в сторону фронта, не проявляя желания атаковать ЛаГГ-3.
В течение всей войны "поимка" даже одного немецкого "охотника" считалась несомненным успехом, а тут сразу два! Командование по достоинству оценило мастерство молодого пилота, наградив Дмитрия орденом Отечественной войны 1-й степени, а на личный счет пилота записали еще одну победу.
Анализ трофейных документов позволил уточнить подробности этого боя. Ведомый, унтерофицер Г. Пабст ( H.Pabst ), видимо, был убит ещё в воздухе и разбился вместе с самолётом. Что же касается ведущею - лейтенанта В. Эттеля ( W.Ettet ), то он на повреждённом истребителе благополучно вернулся на аэродром базирования своей 4/JG 3, где кстати доложил о 32-й одержанной победе.
20 апреля 1943 года в воздушном бою в районе Мысхако Тормашев сбил Ме-109.
На следующий день, 21 апреля 1943 года, снова вылет на прикрытия плацдарма и снова в районе Мысхако Дмитрий сбил Ме-109.
В ожесточённых боях полк быстро таял. Погибли Михаил Поджары, Иван Симанович и многие другие лётчики. На 23 апреля в строю осталось лишь 6 исправных боевых машин, и командование решило вывести 269-й истребительный авиаполк на переформирование. Оставшиеся самолёты и часть личного состава приказано было передать в соседний 267-й истребительный авиаполк. В числе пилотов направленных в 267-й ИАП оказался и Дмитрий Тормахов, которому было присвоено в эти дни звание младшего лейтенанта. К этому моменту за плечами Дмитрия 90 боевых вылетов, 30 воздушных боёв и 8 (1 в группе) сбитых самолётов противника.
25 апреля 1943 года, уже в составе нового полка Тормахов сбил Ме-109 район Новороссийска.
3 мая 1943 года в районе хутора Шибик-2 Тормахов сбил бомбардировщик Не-111.
Согласно приказу наркома обороны СССР № 0299 от 19 августа 1941 года лётчику - истребителю звание Героя Советского Союза могло быть присвоено за 10 сбитых самолётов противника, и Дмитрий Тормахов, имея на счету 9 побед, считался в полку первым кандидатом на получение этой награды. Но, как говорится, не судьба...
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
27 мая 1943 года, Тормахов уже выполнил в этот день 2 боевых вылета и готовился к очередному.
Шестёрка ЛаГГ-3 вылетела на сопровождение штурмовиков. При подходе к Молдаванскому, группу атаковали 8 Ме-109 и 2 FW-190. Увидев, как один из "Мессеров" атакует наш Ил-2, Тормахов кинулся на выручку, открыв заградительный огонь. Ещё секунда, и "Мессер" окажется в перекрестии прицела, но в этот момент последовал сильный удар по фюзеляжу. В кабине дым, затем и огонь — горит топливо в поврежденном баке центроплана.
Развернув самолёт в сторону своей территории, Тормахов попробовал сбить пламя скольжением но безуспешно. Самолет все еще был над занятой противником территорией и буквально поджариваемый пилот упорно тянул к своим. Пролетев линию немецкой обороны с трудом перевалился через борт машины и оттолкнувшись от фюзеляжа пылающего истребителя, вытянул кольцо парашюта.
Приземлился Дмитрий на нейтральной полосе, освободился от лямок привязной системы и достал пистолет. Только в этот момент почувствовал боль. Взглянув на руки, увидел, что кожи не обеих кистях нет. Вокруг рвались снаряды и мины. Пришлось ползти к своим. Казалось, что немцы бьют только по нему. Бруствер полуразбитого окопа появился внезапно и, свалившись в него, Дмитрий понял, что спасён. Затем был медпункт, госпиталь, лётный санаторий в Ессентуках...
В родном полку не сразу узнали, что Тормахову удалось спастись, и в Торжок, где жили родители, пошло печальное известие... "Ваш сын пропал без вести при выполнении боевого задания..." Извещение получили в городском военкомате. Вызвали мать Тормахова и сообщили ей скорбную весть. А через несколько дней мать Дмитрия получила его письмо, отправленное иэ госпиталя.
В строй лётчик вернулся только через 2 месяца, в августе 1943 года, когда 267-й истребительный авиаполк воевал уже в небе Украины и получал новые машины — Як-1, при этом переход на новую матчасть проходил в боевых условиях, без отвода с фронта. Младшего лейтенанта Тормахова назначили командиром звена, затем заместителем командира эскадрильи. Всё чаще командование полка стало назначать его ведущим групп молодых пилотов на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. Прикрывали надёжно, и это ценили; в армейской газете Тормахова назвали в числе лучших ведущих групп прикрытия.
Последствия ранения, освоение новой машины и особенно переход на «административную» работу в качестве ведущего групп резко снизило пополнение личного счета.
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Свою следующую победу Тормахов одержал 4 октября 1943 года сбив на Як-1 бомбардировщик Ju-88 в районе поселка Ворошиловка .
В конце 1943 года Тормахову пришлось заниматься и разведкой. Особенно трудными были полёты над Никопольским плацдармом, нависавшим над правым флангом и тылами 4-го Украинского фронта. По непосредственному указанию командующего 8-й Воздушной армией генерал - лейтенанта авиации Т. Т. Хрюкина в авиаполках для поиска немецких танков выделялись лучшие лётчики.
Выполняя эти требования, в 267-м ИАП для ведения разведки выделили 2 пары. Летали, сменяя друг друга. Несмотря на крайне неблагоприятные метеоусловия в день делали до 3-х боевых вылетов. В таких полётах "Яки" часто попадали под плотный огонь малокалиберной зенитной артиллерии и даже стрелкового оружия.
Невзирая на трудности разведчики выполняли свою работу. 14 января 1944 года штурмовики 7-го авиакорпуса по данным разведки уничтожили и повредили свыше 20 немецких танков. В тот же день командующий Воздушной армией за умелые действия по наведению штурмовиков на цель, а также проявленные при этом отвагу и мужество наградил лейтенанта Тормахова орденом Красного Знамени.
В середине января 1944 года 267-й истребительный авиаполк вместе с другими частями 236-й истребительной авиадивизии был выведен из состава 8-й Воздушной армии, отведен в тыл и подчинён Ставке Верховного Главнокомандования.
В тылу полк прнимал и обучал пополнение, новые машины — в полку кроме Як-1 появились Як-9. В апреле 1944 года Тормахов вместе с товарищами перегнал с Саратовского авиазавода большую группу новеньких "Яков". В числе полученных машин были и самолёты, приобретенные на деньги, собранные жителями Донбасса. 12 новых "Яков" с надписями "Освобождённый Донбас" получила 3-я эскадрилья, считавшаяся лучшей в полку. Комэском в ней был капитан Ю. А. Антипов, а его заместителем - старший лейтенант Д. Д. Тормахов.
Прикреплённые файлы:
3.jpg (скачать) [560x320, 97 кБ]
 
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Тогда же в составе эскадрильи появилась и женщина - лётчик младший лейтенант Мария Ивановна Кулькина. До этого она служила в эвене связи управления дивизии, но зимой 1944 года добилась перевода в 267-й авиаполк на боевой самолёт. Обучал Марию трудному искусству побеждать в воздушном бою Дмитрий. К сожалению, боевая жизнь отважной лётчицы оказалась короткой. В мае 1944 года она погибла в тяжёлом воздушном бою над Днестром.
За несколько дней до этого печального события дивизия возвратилась на фронт и сразу приняла активное участие в Львовско - Сандомирекой и Ясско - Кишинёвской операциях. В ходе летних боёв Тормахов добавил к своему счёту ещё 4 вражеских самолёта. Среди них - 1 сбитый лично, 2 в группе, а четвёртый, был зажжён при попытки взлёта с аэродрома. Данных по сбитым в группе не нашлось, как и по сбитому на взлете, а вот по записанному на личный счет есть — 21 июля 1944 года северо-западнее Поморжаны Тормахов сбил Fw-190, летал тогда Дмитрий на Як-1 или на Як-9 неясно.
Прикреплённые файлы:
4.jpg (скачать) [885x290, 65 кБ]
 
 
   1616
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
ойну старший лейтенант Д. Д. Тормахов закончил в Югославии командиром эскадрильи. К этому времени в его лётной книжке было записано 366 боевых вылетов, в том числе 86 - на разведку, 34 - на штурмовку и 186 - на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков. В 71 воздушном бою он сбил 14 самолётов противника лично ( 8 Ме-109, 2 Не-111, 1 FW-190, 1 Ме-210, 1 Ju-87, 1 Ju-88 ) и 2 в группе ( Ме-109 и FW-190 ). Кроме того, 2 самолёта ( Ме-109 и Ju-52 ) уничтожил на аэродромах. В ходе штурмовок вывел из строя 2 паровоза, 20 железнодорожных вагонов, 18 автомашин, 8 повозок с грузами и истребил до 200 солдат противника.
Прикреплённые файлы:
5.jpg (скачать) [275x405, 69 кБ]
 
 
   1616
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
+2
-
edit
 

Грач

аксакал
★★☆
Еще в феврале 1945 года Тормахов представлялся к званию Героя Советского Союза, но не получил его. Одновременно было написано представление и на присвоение ему звания Народный Герой Югославии, которое так же не случилось. В течение зимы и весны 1945 года, наряду с выполнением боевых заданий, вёл инструкторскую работу по подготовке лётчиков 113-го ИАП ВВС Югославии.
Прикреплённые файлы:
6.jpg (скачать) [560x320, 83 кБ]
 
 
   1616

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru